Проект "Золотая осень" для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ефременко Елена Геннадьевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 30 комбинированного вида Красносельского района  Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт педагогического проекта

«Золотая осень»

для детей подготовительной к школе группы возраста 6-7 лет

с нарушениями речи (нарушения произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи).

(средней продолжительности)

 

 

 

 

 

                                     

                                                                                      Составила:

                                                                                      учитель-логопед

                                                                                      Ефременко Е.Г

 

 

                                                                                                   

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2020 - 2021 учебный год.

 

ТЕМА ПРОЕКТА: «Золотая осень»

 

ТИП ПРОЕКТА. Познавательно — творческий, в рамках государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

 

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: средней продолжительности с 14 сентября 2020 года по 27 ноября 2020 года.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной    группы, законные представители воспитанников, учитель – логопед.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Ведь для ребенка осень столько чудесного и необычного приносит. Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д. Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях. Дети смогут ощутить всю красоту и богатство осеннего сезона. Материал, изложенный ниже, сможет расширить знания детей об осени, её явлениях и дарах. Позволит максимально обогатить и активизировать словарный запас, развить связную, монологическую и диалогическую речь. Совершенствовать как звуковую, так и смысловую сторону речи. Приобщить к совместной деятельности детей и их законных представителей.

 

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ.

У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях осенней природы. Имеются нарушения лексико-грамматического строя речи. Недостаточно развита связная речь, слуховое и зрительное внимание.

 

I. ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Цель. Уточнять и закреплять знания детей об осени, как времени года. Совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности у детей с фонематическими нарушениями речи в условиях логопедического пункта.

ЗАДАЧИ.

1. Активизировать словарный запас и расширить знания детей по заданным темам, в соответствии с комплексно-тематическим планированием с помощью дидактических игр и упражнений.

2.   Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

3. Формировать связную речь и лексико-грамматические категории (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных прилагательных, согласование существительных с числительными).

4. Способствовать развитию мышления, зрительного и слухового восприятия.

5. Развивать общую и мелкую моторику рук, координацию речи с движением.

6. Привлечь законных представителей воспитанников к участию в проекте.

 

II. ЭТАП.  ПОДГОТОВКА К ВНЕДРЕНИЮ ПРОЕКТА.

- подбор и изучение методической и художественной литературы по данной теме;

- изготовление наглядных пособий

- подборка занимательных и проблемных заданий;

- подбор материала по словарной работе.

- подбор информации с рекомендациями для родителей.

- подбор материала по словарной работе.

 

III ЭТАП ПРОЕКТА:  ОСНОВНОЙ - ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Тема занятия

Совместная деятельность со взрослым

Самостоятельная деятельность детей

Словарная работа

Развивающая среда

Сентябрь

 

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

 

 Работа по составлению описательного рассказа с опорой на картину-схему.

 Цель: развивать связную речь. Уточнить, расширить и закрепить знания об осенних признаках.

Закрепить умение детей составлять рассказ-описание по картинному плану.

Закрепление знаний образовывать существительные

 с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 Речевая игра. Закреплять знания о разных периодах осени и осенних месяцах. Закрепить умения образовывать качественные прилагательные

 Чтение

и заучивание стихотворения.

Цель: развитие интереса

к художественной литературе.

 

Разучивание загадок.

Цель: закрепление знаний о характерных признаках и явлений осени.

.

Составление описательного рассказа по картине-схеме

«Осень. Признаки осени»

 

 

Дидактическая игра «Назови ласково»

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Разная осень»;

«Назови осенние месяцы» «Какая погода»

 

 

 

 

Слушают

и заучивают

стихотворение

 И. Бунин «Лес точно терем расписной…»  

П/Г «Вышел дождик на прогулку»

 

Отгадывание загадок.

Осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, листопад. Хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный.

 

 

Иллюстрации

с изображением периодов осени, фотографии осеннего леса.

Раскраски

по теме «Осень»

 

 

Картинный материал

с изображением признаков осени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блокнот

с загадками.

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Что бывает осенью?»

 

Подбор иллюстраций и их рассматривание.

Цель: развивать связную речь, зрительное внимание, фонематическое восприятие. Систематизировать знания о дарах осени.

Речевые игры

«Что бывает осенью?»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти. Расширение представления

о многообразии

и пользе овощей, фруктов и ягод.

Речевая игра.

Цель игры:

сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв; развивать речь;

фонематический слух;

 

Игра с мячом

Цель: обобщение

и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие быстроты реакции, ловкости. Закреплять умение называть

и узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.

Работа

с раскрасками, обводками.

 

Цель: развитие графических навыков.

Чтение и беседа по произведению

В. Катаева «Грибы»

Цель: обучить пересказывать рассказ близко к тексту

 с помощью сюжетных картин. Упражнять

в согласовании числительных

с существительными.  Закрепить знания

о грибах, умение классифицировать съедобные

и несъедобные грибы

 

Составление рассказа по картине.

А. Пластова

«В октябре»

 

Подбор действий по сюжетному рисунку «Работа на участке»,

Дидактическая игра: «Собираем урожай»; «Назови правильно. Скажи какой?».

Дидактическая игра «Назови правильно ягоды».

«Из чего-какой?»

Физкультминутка «Урожай»

 

 

 

 

Дидактическая игра «Прохлопай слово, подели на слоги».

 

 

 

 

 

 

 

Участие в играх

с мячом-

Дидактическая игра «4-ый лишний» (груша, яблоко, апельсин, помидор)

Дидактическая игра

  «Назови правильно. Скажи какой?» 

  

 

Рисование овощей, фруктов по контуру.

 

 

 

 

Пересказ рассказа.
Дидактическая игра «Считай и называй грибы»

 

Дидактическая игра «4-ый лишний» (мухомор, белый, сыроежка, лисичка)

 

Дидактическая игра «Собери в корзину съедобные грибы»

Помидор, огурец, капуста, свекла, репа, лук, чеснок, редиска, салат, петрушка, горох, картофель, грядка, лопата, грабли, лейка, урожай, огород, овощи, винегрет, щи, борщ, кабачок, тыква, семена, рассада, овощехранилище, яблоко, груша, слива, вишня, крыжовник, клубника, клюква, смородина, брусника.

Черничное, брусничное, крыжовенный.

 

Зелёный, красный, жёлтый, длинный, овальный, сладкий, сочный, растёт на грядке, на дереве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подосиновик, подберёзовик. Лисичка, мухомор, поганка.

Съедобный, несъедобный.

Картинки, открытки, иллюстрации овощей, фруктов, ягод.

 

 

Дидактическая игра «Собираем урожай» (муляжи овощей и фруктов);

Дидактическая игра «4-ый лишний»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскраски, обводки.

 

Картинки

с грибами, корзиной.

 

Дидактическая игра «4-ый лишний»; «Собери

в корзину съедобные грибы»

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

«Осенний лес. Деревья.»

 

Чтение пословиц, поговорок.

Отгадывание загадок.

Цель: развитие логического мышления, слухового восприятия, памяти. Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные.

Речевые и пальчиковые игры. «Осенний лес. Деревья.»

Цель: развивать

и совершенствовать умение образовывать прилагательные

от существительных, согласовывать существительные

с числительными.

Научить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине, форме листа,). Развивать внимание, мышление, умение анализировать, делать выводы. Улучшить координацию и мелкую моторику рук. Развивать связную речь у детей.

Речевая игра

Цель: развитие

и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

 

Отгадывание загадок.

«Когда так говорят?

«Отгадай, что это?»

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра:

 «С чьей ветки детки?» 

Дидактическая игра:

  «Какие листья

и плоды на дереве растут?»

Игра «Считай

и называй».

 

Пальчиковая игра

«Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать…»

 

- работа с обводками и раскрасками по теме

 

 

 

Дидактическая игра «Выдели первый

и последний звук

в слове»; «Скажи, куда падает ударение?»

Дерево, дуб, ель, сосна, ива, берёза, рябина, орешник, жёлудь.

 

 

 

 

 

 

Кленовый, березовый, дубовый, осиновый, еловый, рябиновый.

Разрезные картинки «Деревья»

.

Дидактическая игра «Какие листья и плоды растут

на дереве?»

Тренажёр для развития речевого дыхания

 «Подуй

на листочки».

 

Обводки

и раскраски

по теме.

 

 

 

 

Дидактическая игра «Выдели первый и последний звук в слове»

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Образовательные:

- закрепление знаний и представлений детей об осени, её периодах, признаках и дарах;  

- закрепление умений образовывать относительные прилагательные, существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и согласовывать существительные с числительными;

Развивающие:

-  формирование навыков звукового анализа и синтеза;

-  развитие навыков связной речи в различных ситуациях общения;

- совершенствование мелкой и общей моторики рук и координации речи с движением;

- развитие мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

- развивать умение вести диалог, внимательно слушать и слышать обращённую речь.

 

Работа с родителями

Сентябрь

1. Оформление папок-передвижек для родителей.

Октябрь

1. Составление описательных рассказов, совместно с ребенком «Что бывает осенью»; «Дары осени»

2. Рекомендации: совершить прогулку в осенний лес, посмотреть на природные изменения, собрать гербарий.

Ноябрь

1. Консультации для родителей в домашних тетрадях по теме.

2. Привлечение законных представителей к созданию рисунков и поделок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Презентация проекта и подведение его результатов.

2. Фотоотчёт детско- родительских рисунков, поделок.

 

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

 

ЛЭПБУК «Золотая осень», для детей общеразвивающей направленности, посещающие логопедический пункт.

Презентация совместного творчества (рисунки, поделки) детей и законных представителей.

 

 

                                                                                                                              ЛИТЕРАТУРА:

                                                                                                                        

1. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С.Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2013.                                                                           2.  Раскраска «Осень». Художник: Баранова И. Издательство: Хатбер, 2016 г.                

3. Нищева Н.В. Картинный материал для обучения детей пересказу.  СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.   «500 загадок для детей» -ТЦ «Сфера».                                                                                                                              4. Н.В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики.                                                                                                                                                                    5. "Здравствуй, осень золотая! Детям о природе и временах года в стихах"
Сон С.Л., Анохина Е.С., Иванова Н.В. Издательство: Планета(уч), 2020 г.

6.  Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

Издательство: Гном, 2020 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЛЭПБУК Золотая осень561.69 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)

Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)...

Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)

Возможность некоторого разведения формирования умственных и речевых действий создает условия для поэтапного обучения учебным действиям по полноценному овладению правилами смысловой, содержательной и я...

Особенности работы учителя - логопеда по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ДОУ

В данной работе кратко описаны виды дислексии. Предложены виды игр и упражнений по преодолениию предпосылок к нарушению чтения у детей дошкольного возраста....

рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

Развитие речевого дыхания у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений....