Развитие речевого дыхания у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Елена Валерьевна Гарастей

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель – логопед

Гарастей Е.В.

 Развитие речевого дыхания у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями

Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то и от силы, направления длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешиванию.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.

На логопедических занятиях проводится специальная дыхательная гимнастика, способствующая развитию носового вдоха, увеличению объема ротового выдоха и воспитанию правильных кинестетических ощущений движения мягкого неба:

1.        Вдох и выдох широко открытым ртом, язык высунуть и положить на нижнюю губу.

2.        Вдох ртом, выдох носом.

3.        Вдох и выдох носом.

4.        Вдох носом, выдох ртом.

5.        Вдох и выдох через одну ноздрю, затем через другую.

6.        Вдох одной ноздрей, выдох другой, затем поменять.

7.        Вдох носом (ртом), выдох через правую или левую ноздрю.

8.        Вдох поочередно через одну из ноздрей, выдох с широко открытым ртом.

Наиболее интересны детям игровые упражнения с использованием наглядного материала. При их выполнении рекомендуется: воздух набирать через нос, плечи не поднимать; выдыхать длительно и плавно; не надувать щеки; выполнять не более 3-5 повторений.

1. Футбол. Дуть на кусочек ваты, которая должна оказаться между двумя кубиками.

2. Снегопад, Листопад. Сдувать с ладошки кусочки ваты, листья деревьев.

3. Ветряная мельница. Дутье на мельницу, вертушку, различные бумажные фигурки.

4. Кораблик. Дуть на бумажные, пластмассовые кораблики, плавающие в воде.

5. Шторм. Дуть в соломинку, один конец которой в стакане с водой, так чтобы вода бурлила.

А также: задувание свечей, пускание мыльных пузырей, игра на губных инструментах и т. п.

6. Поем песенку. Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау). Выдох контролируется ладонью.

7. Зоопарк. Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

8. Лопнувшая шина. Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

9. Накачать шину. Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

10. Воздушный шар. Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Упражнения по развитию речевого выдоха проводятся ежедневно. Длительность проведения дыхательных упражнений постепенно увеличивают с одной-двух минут до пяти-семи. Температура, влажность воздуха влияют как на частоту глубину дыхательных движений, так и на общее состояние ребенка, поэтому упражнения дыхательной гимнастики проводятся в хорошо проветриваемом помещении.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта....

Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

                 Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от в...

Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями

Важной частью речи является дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхате...

Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Развитие дыхания  - один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей - логопатов независимо от вида их речевого дефекта.Необходимо научиться парвильному дыханию....