Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта ДОУ
консультация по логопедии

Юлия Николаевна Набока

Алгоритм работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ

в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС.

Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без специальных условий.

Категории детей с ОВЗ:

  • Глухие,        слабослышащие,        позднооглохшие,        перенесшие        кохлеарную имплантацию;
  • Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи;
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • Дети с задержанным психическим развитием;
  • Дети с расстройствами аутистического спектра;
  • Дети с нарушениями интеллекта;
  • Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Одной из фундаментальных потребностей человека является потребность в образовании: невозможность реализовать потребности данной группы детей через сеть специализированных учреждений привела к необходимости введения инклюзивного образования, т.е. внедрению детей с особыми потребностями в систему дошкольных учреждений общеразвивающего вида. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ наше законодательство обязывает учреждение общего вида создать специальные условия. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

  • специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
  • специальных учебных пособий и дидактических материалов,
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего ребенку необходимую техническую помощь,
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

С целью осуществления коррекционной – развивающей работы с детьми с ОВЗ, на базе МБДОУ «Гимназия «Планета Детства » функционирует логопедический пункт, который обеспечивает системный подход к коррекции речевых нарушений.

Основными задачами логопедического пункта являются:

-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

-определение их уровня и характера;

-устранение разнообразных нарушений речи;

-профилактика более серьѐзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

-консультативно-методическая        для        педагогов        и        специалистов, мродителей (законных представителей) воспитанников.

Осуществление всех этих задач невозможно без комплексного сопровождения всех участников педагогического процесса.

Комплексное сопровождение - это система профессиональной деятельности команды специалистов создающей условия (социальные, педагогические, психологические, валеологические), способствующие личностному росту ребенка и его успешной интеграции в общество. Комплексное воздействие на ребенка со стороны специалистов межведомственных структур с целью выработки оптимальных путей решения проблем и коррекции нарушений развития ребенка. Сопровождение осуществляется в рамках образовательной деятельности.

Логопеды, работающие на логопункте с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работают в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальными руководителями, психологом, медицинскими работниками), родителями и воспитателями групп, регулярно информируют их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. В тесном контакте ведется работа учителей- логопедов с воспитателями общеразвивающих групп. Учитель- логопед рекомендует воспитателям при планировании занятий по физической культуре учитывать состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт, в процессе проведения занятий включение упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. В тетрадях по взаимодействию учителей-логопедов и воспитателей еженедельно планируется следующая коррекционно-развивающая работа – комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнения на развитие лексико – грамматического строя речи, упражнения для обогащения пассивного и активного словарей (в зависимости от сложности речевых нарушений), индивидуальная работа по автоматизации, дифференциации поставленных звуков (чистоговорки, скороговорки, стихи).

Успех коррекционной работы невозможен без взаимодействия учителей – логопедов с педагогом-психологом ДОУ, ведь, как известно, выпадение одной из функций влечѐт за собой и отставание в развитии психических процессов и познавательной сферы.

В начале учебного года педагог-психолог проводит диагностику развития психических процессов и социально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ. После анализа результатов обследования составляется план индивидуальной работы по коррекции высших психических функций. В течение года проводятся коррекционно- развивающие занятия на психологическом пункте ДОУ не менее 2-х раз в неделю. На занятиях в первую очередь уделяется внимание формированию мыслительных операций: обобщения, классификации, систематизации, аналогии.

Для создания единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ важно сотрудничество специалистов ДОУ с родителями детей ОВЗ. У родителей важно сформировать правильные представления об особенностях развития, потребностях детей с нарушениями речи, способствовать освоению родителями эффективных приёмов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи и, как результат, полноценного развития, адаптации в обществе, успешности ребенка.

Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

Коррекционная работа с детьми ОВЗ на логопункте ДОУ ведется в несколько этапов.

Диагностический этап.

Коррекционно-развивающему процессу предшествует тщательное комплексное обследование детей с ОВЗ, по результатам которого планируется весь процесс коррекционно-развивающей работы. Затем происходит сбор анамнестических данных в беседе с родителями детей. По результатам диагностики в сентябре проходит заседание ПМПк ДОУ совместно с администрацией и воспитателями групп, где учитель-логопед знакомит всех с аналитической справкой по результатам обследования речи.

Организационный этап.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», принятым 21. 12. 2012 года, дети с ОВЗ должны обучаться по особой адаптированной образовательной программе. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

Следующим шагом в коррекционном процессе является создание индивидуальной рабочей программы логопеда сроком на один год, содержащей перспективный план проведения занятий по всем направлениям коррекционно- развивающей работы с данным ребѐнком ОВЗ.

Затем оставляется расписание коррекционных занятий, включение их в режимные моменты педагогического процесса ДОУ в соответствии с САНПин.

Коррекционно-развивающий этап.

Направления коррекционной работы: коррекционные занятия с детьми проводятся на логопункте детского сада в форме индивидуальных и подгрупповых занятий по индивидуальной рабочей программе (маршруту), составленной на основе программы Н.В.Нищевой для детей с ТНР.

Планируемые результаты в образовательной области «Речевое развитие»:

  • Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения.
  • Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает свое мнение, отвечает на вопросы развернутой фразой.
  • Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст без помощи взрослого, а также самостоятельно составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, по серии сюжетных картин, передает события из личного и коллективного опыта.
  • Владеет соответствующим возрасту словарным запасом, способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматически согласованные сложные предложения разных типов. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах.
  • Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов).
  • У детей с ОВЗ наблюдается более замедленный темп поэтапного становление речи, ограничение возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между словом и представлением о том ,что они обозначают. Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значению слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость.

Чтобы        заинтересовать        воспитанников,        нужны        нестандартные        подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Добиться положительных результатов в логопедической работе позволяют:

•тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

•оптимальное        распределение        времени        на        каждый        этап        занятия;

•компетентная,        научно-обоснованная        подача        учебного        материала;

  • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
  • использование компьютерных технологий и технических средств обучения

Правильное построение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, осуществляемого учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами внутри коррекционно-развивающего пространства позволяет решить проблемы коррекции различных специфических речевых нарушений сопутствующих отклонений у детей с ОВЗ, раскрытия потенциальных возможностей ребѐнка в процессе его развития, дальнейшей социализацией в обществе.

Используемая литература.

  1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.
  2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. - М., Линка – Пресс, 2008.
  3. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. - М.: Академия, 1999.
  4. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М.,1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...

«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                   ...

"Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС ДО"

Материал раскрывает основные направления работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ...