Копилка игр и упражнений на развитие логико-грамматических конструкций у дошкольников 5-7 лет с ТНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Некоторые учащиеся начальной школы, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой обнаруживают трудности в понимании математических задач, различных понятий и правил. в установлении причинно-следственных связей. Одной из причин такого положения является недостаточное развитие словесно-логического мышления у детей.

Опыт показывает, что чем раньше начать стимулировать и развивать словесно-логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной и речевой деятельности ребенка. 

 Данный комплекс упражнений по лексическим темам​ поможет в развитии у детей с общим недоразвитием речи формированию словесно-логического мышления, вербальной памяти и квазипространственных представлений, повлияет на успешность обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Копилка игр и упражнений на развитие логико-грамматических конструкций

Цель: развитие у старших дошкольников понимания логико-грамматических конструкций.

Тема «Посуда»

  • «Ответь»

Кувшин выше  вазы, но ниже графина. Что самое высокое? Самое низкое?

Кастрюля легче сковороды, но тяжелее чайника. Что самое легкое?

  • Выполнение многоступенчатых инструкций: - Возьми ложку, положи в чашку, чашку поставь на салфетку.
  • «Нарисуй» - рисование по инструкции.

     - в центре листка тарелку; справа от тарелки- нож; слева от тарелки- вилку; в       правом верхнем углу – чашку; под чашкой – блюдце; в левом нижнем углу –    стакан; над стаканом – вазу.

Тема «Продукты»

  • «Бывает – не бывает»

 Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром.   Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

  • «Что раньше? Что позже?»

Мама сварила борщ после того, как порезала овощи.                                                Бабушка замесила тесто после того, как просеяла муку.                                         Перед тем, как идти на прогулку, Ваня съел бутерброд.                                        Компот сварили раньше, чем суп, но позже, чем кашу.                                              Папа прочел газету после того, как позавтракал.                                                          Таня поужинала после того, как поиграла в куклы.

  • «Угадай, какой сок (суп)?» - выбрать среди представленных картинок. Какой сок находится между апельсиновым и ананасовым? Справа от яблочного? Над грушевым? И т.п.

Тема «Зима»

  • «Ответь»                                                                                                                       Вика и Маша вышли гулять. Одна каталась на коньках, другая – на санках. Маша каталась не на коньках. На чем каталась Вика?

Петю катает Коля. Кто сидит на санках?    

В Мишино плечо попал Ванин снежок. Кто кидался снежками?

Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что – потом.

  • «Рассыпанные предложения»                                                                                  Снежная зима наступила.                                                                                              Укрыл снег землю пушистый.                                                                                           На узоры красивые окнах.                                                                                                Висят деревьях на кормушки.                                                                                         Воробьи зерна и клюют синицы.                                                                         Мальчики, на, санки, и, катаются, девочки.                                                           Снежки, играют, в, мальчики.                                                                              Снежинки, падать, легкие, тихо.
  • «Как правильно?»

Зима перед осенью или осень перед зимой?

Январь после декабря или декабрь после января?

Зимний день короче, чем осенний или осенний день короче, чем зимний?

  • «Исправь»

Наступила зима, потому что реки покрылись льдом.

Появились большие сугробы, поэтому начался снегопад.

Снег стал липким, потому что дети лепили снеговиков.

  • «Объясни, как ты понимаешь». Толкование пословиц и поговорок.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик, да стоять не велит.

   

  • «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

Чего больше – снегопадов или снежинок?

Чего меньше – зим или зимних месяцев?

 

  • «Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Лыжнику нужна клюшка.

Конькобежцу нужны лыжи.

Саночнику нужны коньки.

Хоккеисту нужны санки.

Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

Тема «Зимующие птицы»

  • «Ответь»

Голубь больше галки, но меньше вороны. Кто больше всех? Кто меньше всех?

 Синицы прилетели на кормушку раньше воробьев, но позже чечеток. Кто прилетел первым? Последним?

 На рябине много птиц. Снегири сидят выше, чем поползни, но ниже свиристелей. Кто всех выше? Ниже всех?

 Мы покормили птиц после завтрака. Что мы сделали сначала? Что потом?

  • «Без чего не может быть?»

Снегирь: снег, рябина, кормушка, клюв?

  • «Размести птиц» (на листе бумаги, изображении  елки или дерева) под, над, между, справа от…, слева от…
  • «Угадай  птицу» - выбрать среди представленных картинок                     Эта птица находится между совой и дятлом. Кто это?  И т.п.
  • «Рассыпанные предложения»  Сидеть, синичка, ветка, на.
  • «Как правильно?»  Воробей подвижнее голубя или голубь подвижнее воробья. Синица крупнее галки или галка крупнее синицы.

Тема «Времена года»

  • «Это правильно?»

Перед весной лето.

За летом осень.

После весны наступает зима.

Светит солнце, потому что на улице тепло.

Шел дождь, потому что я взял зонт.

  • «Четвертый лишний»

Ручей, капель, метель, проталина.

Велосипед, лыжи, санки, коньки.

Дождь, снег, осадки, град.

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Загорать, играть в футбол, подкармливать птиц, собирать землянику.

  • «Закончи предложение»

Если осенью холоднее, чем летом, значит летом…

Если летом дни длиннее, чем зимой, значит зимой…

Если летний дождик теплее, чем осенний, значит осенний дождик…

Если летом солнце поднимается выше, чем зимой, значит зимой…

Если весной летом холоднее, чем летом, значит летом…

Если летом птицы поют громче, чем осенью, значит осенью…

Тема «Школа»

  • «Положи ручку»

На столе ручка и пенал. Ребенку предлагается положить ручку  в, на, под, над, перед, за, справа, слева  от пенала.

  • «Где лежит карандаш?»

Положите карандаш на тетрадь (в, под, над, перед, за, справа, слева) и предложите ребенку определить и назвать его положение относительно тетради.

  • «Назови соседей числа»

Назовите любое число первого десятка, а будущий школьник определит «соседей» этого числа  слева и справа (до и после него).

  • «Это правильно?»

За осенью наступает лето.

Как только закончится сентябрь, дети пойдут в школу.

  • «Ответь»

Света старше Маши. Кто моложе?

Ваню обогнал Петя. Кто отстал?

Диму ударил Миша. Кому больно? Кто драчун?

Тема «Домашние животные»

  • «Без чего не может быть?»

Собака: кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин?

Лошадь: грива, овес, конюшня, седло?

Корова: молоко, вымя, трава, ведро?

Кошка: мышка, мясо, когти, блюдце, молоко?

Коза: рога, дом, трава, веревка?

  • «Покажи» - предлагается посмотреть на картинку (человек с собакой)

Где хозяин собаки? Где собака хозяина?

  • «Как правильно?»

Телега везет лошадь или лошадь везет телегу.

Собака меньше кошки или кошка меньше собаки.

Мышка убегает от кошки или кошка убегает от кошки.

Хозяин помогает охотиться собаке или собака помогает охотиться хозяину.

Тема «Дикие животные»

  • «Закончи предложение»

Если жираф выше тигра, значит тигр…

Если слон тяжелее зебры, значит зебра…

Если крокодил длиннее ящерицы, значит ящерица…

Если лев сильнее черепахи, значит черепаха…

Если гепард бегает быстрее  носорога. Значит носорог…

  • «Родственники» или чем похожи – найти сходный признак

Ёлка – родственница ежа, потому что…

Клубок – родственник ежа, потому что…

Медведь – родственник ежа, потому что…

  • «Ответь»

Волка укусила оса. Кто кусался? Кому больно?

Волк поймал зайца. Кто слабее?

У крысы зубы больше, чем у мыши, но меньше, чем у зайца. У кого самые большие зубы?

  • «Сосчитай!»

Из-за куста видно восемь заячьих ушей. Сколько нужно морковок, чтобы угостить каждого зайца по одной?

Тема «Насекомые»

  • «Ответь»

Собаку  укусила оса. Кому больно?

  • «Кто где спрятался от дождя?»

Гусеница заползла не под гриб и не под листок.

Божья коровка – не под листок и не под пенёк.

Муравей – не под гриб и не под пенёк.

Тема «Семья»

  • «Покажи, где…» (на картинке мама с дочкой; брат с сестрой)

Мамина дочка; дочкина мама; мама дочки; дочка мамы.

Где сестра брата? Брат сестры?

  • «Ответь»

Света старше Наташи. Кто моложе?

Ваня выше Пети. Кто ниже?

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

Сашу встретил Миша. Кто приехал?

Витю слушал дедушка. Кто говорил?

Брат отца и отец брата – одно и то же?

Таня старше Лены, но моложе Кати. Кто самый старший?

  • «Что сначала?»

Мама позавтракала после того, как накормила кота. Что она сделала сначала?

Мы пошли гулять перед ужином. Что было раньше?

Дима уехал раньше Оли, но позже  Кати. Кто уехал раньше всех? Позже?

  • «Кто на чем катался?»

Андрей катался не на велосипеде и не на роликах.

Артём  - не на самокате и не на роликах.

Сергей – не на велосипеде и не на самокате.

  • «Кто чем ёлку украшал?»

Девочки украшали ёлку шариками, звездочками и мишурой. Лиза украшала не шариками и не звездочками. Катя – не мишурой и не звездочками. Чем украшали Юля?

Тема «Овощи, фрукты, ягоды»

  • «Ответь»
  • Груша тяжелее  яблока, но легче банана. Что самое тяжелое? Самое лёгкое?

Яблоко кислее ананаса, но слаще лимона. Какой фрукт самый сладкий?

Малина крупнее земляники, но мельче клубники. Какая ягода крупнее всех? Мельче всех?

Брусника поспевает раньше клюквы, но позже черники. Какая ягода поспевает позже всех? Раньше всех?

  • «Какой сок выбрали девочки?»

Юля любит не ананасовый и не виноградный сок.

Кира любит не апельсиновый и не ананасовый сок.

Вера любит не виноградный и не апельсиновый.

Тема «Транспорт»

  • «Кто на чем?»

Мальчики отправились в путешествие. Миша не плыл и не ехал.

Коля не ехал и не летел. Максим не летел и не плыл. Кто на чем?

Автор: учитель-логопед  Громова Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией

В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...

Игры на развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

В презентации представлен краткий обзор игр (без описания) по теме "Развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР"....

Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией /авторская разработка/

Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на...

"Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников"

Произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Сформированность произвольного внимания и саморегуляции является важным фактором и важным аспектом подготовки ребенка к...

Использование игр и игровых упражнений при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

На сегодняшний день работа над формированием лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР является наиболее актуальной....

«Система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В данной методической разработке описана система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для формирования предложно-падежных констру...