Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Знакомство со звуками [ Р] [ Р'] Буква Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_r-r.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия в старше-поготовительной  группе «ЗвукиР-Рь и буква Р»

Тема: Формирование представлений о звуках Р-Рь, знакомство с буквой Р.

Возрастная группа: старше-подготовительная

Вид занятия: подгрупповое занятие

Тип занятия – получение новых знаний

Используемые технологии:

  • Технология развивающего обучения;
  • Коммуникативная технология;
  •  Технология наглядного моделирования;
  • Рефлексивная технология;
  • Здоровьесберегающая технология.

Цель занятия:  познакомить со звуками Р-Рь,  применяя пальчиковую азбуку.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные: 

  1. Формировать навыки выделения и произношения звуков Р-Рь изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  2. Уточнить артикуляцию и характеристики звуков Р-Рь
  3. Продолжать формировать умение определять позицию звука в слове
  4. Продолжать формировать умение выполнять звуко-слоговой анализ слов
  5. Упражнять в воспроизведении слогов с изменением голоса, интонации

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать фонематические процессы.

2.Развивать просодическую сторону речи.

3.Развивать внимание, память, мышление.

4.Развивать координацию речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога и друг друга, решать поставленную задачу.

Оборудование: разрезанные карточки с предметами за звуки Р-Рь, изображение робота Робика, сигналы звуков (звуковички), предметные картинки со звуками Р-Рь, картинки с определением местоположения звуков, смайлики для поощрения.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

примечание

I. Вводная часть. Рефлексия

Добрый утро, ребята!  

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Вдохните  свежесть весеннего дня и  выдохните тепло солнечных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения

И бережного отношения друг к другу.

Посмотрите на наших гостей, поприветствуем их тоже улыбкой.

Выберите на столе тот смайлик, который похож на ваше настроение.

Дети улыбаются друг другу. Выполняют глубокий вдох (руки разводят в стороны), затем выдох (руки опускают вниз)

II. Познавательная часть

Прогнозиро-

вание цели и задачи занятия

Посмотрите внимательно на доску, что здесь изображено?

Что есть в космосе?

Я вам загадаю планету а вы ее отгадайте

(хлопками)

1 хлопок

3 хлопка

2 хлопка  

3 хлопка  

2 хлопка                                        

Что в них есть общее? Что одинакового?

Как вы думаете, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

 

Космос

Звезды, планеты

Отгадывают планеты :МАРС, ЮПИТЕР, САТУРН, ВЕНЕРА,УРАН

Со звуком Р

III. Определе-

ние темы и

цели занятия.

1.Артикуляция и характеристика звука Р

-что делают губы когда мы произносим этот звук?

-что делает язык?

-зубы?

-звук Р согласный или гласный?

-звонкий или глухой?

-сердитый или добрый?

Посмотрим на нашего звуковичка. Этот звук мы будем обозначать вот так дрожащими пальцами, поднятыми вверх

Чтобы правильно произносить эти звуки надо чтобы язычок был сильным и крепким, поэтому как вы думаете, что мы должны сделать?

2.Фонематический слух

Предлагаю поиграть, мы сРобиком, который живет у нас в группе будем называть много звуков, а как только вы услышите звук Р или Рь, сразу покажите мне Звуковичка -  рукой.

  • М, Р,Ш, Д, РЬ, О, Ж, Д,К, Ш, Р, Б, Рь, Д, Л,Ль
  • Слоги ла, ру, ла, ро, ба, ро, шу, ты, ри, ва, рю
  • Слова рот, каша, лапа, караван, шум, река
  1. 3.Развитие эмоционального фона, мимики

Робику и мне очень понравилось как вы справились с заданием. Повторяем все движения за нами.

  • Я улыбнулась- и вы
  • Я подмигнула правым глазом-и вы
  • Я подмигнула левым глазом –и вы
  • я нахмурилась-и вы
  • я снова улыбнулась –и вы

4.Составление слогов (развитие фонематического синтеза)

Попробуем подружить наши звуки. Вы говорите что получается.

(показываю на доске символы звуков)

Если звук наш Р подружится с А, с Ы, с О, с Ы, с Э, с У

А если Рь

Дети дают характеристику звуку

(губы улыбаются)

(язык поднимается наверх и дрожит)

(петь мы его не можем)

(звонкий, потому что горлышко работает)

 (сердитый) и есть брат (добрый)

Гимнастику для язычка

Дети выполняют соответствующие движения

Дети выполняют соответствующие движения

РА, РЫ, РО, РЫ, РЭ, РУ

РЯ, РЕ, РЁ, РУ, РИ,

Работа с зеркалами

Под музыку летка-енька около своих мест с действиями выполняем упражнения

Работа с зеркалами

IV. Развитие общей моторики  и мелкой моторики

(здоровьесберегающие технологии)

Наша Робик предлагает сделать с ним зарядку.

« Я Ракета»

Гимнастика для глаз

Наши руки поиграли, но, а глазоньки устали, мы немножко отдохнем и опять играть начнем. Следим глазами как передвигается наш Робик

Дети выполняют соответствующие движения.

5.  Определение звука в слове Посмотрите фотографии гостей кто пришел вместе с Робиком.

Ромашка, барабан, радуга, трактор, помидор

Давайте найдем где живут наши звуки в этих словах. Взяли схему, наши домики и ставим звук где находится

-Молодцы!

  1. Составление предложений по картинкам на раздаточном материале, со звуками Р Рь.

 

Дети отгадывают, ставят крышки в «домики» в то место, где находится звук (начало, середина, конец).

Рома держит шары. Рите подарили розы.

Мира собирает марки. У Ромы в руках кран.

(детям показываются деревянные фигурки- предметы, в названии которых есть звуки Р или Рь)

Раздаточный материал. (подготовительного возраста дети рисую схемы предложения)

VI. Знакомство с буквой Р.

  А теперь пришло время посмотреть как выглядят наши звуки. Что мы с вами увидим? будут фотографироваться. Настроили свои фотоаппараты. Фотографируем.

После имитации действий с фотоаппаратом, выставляю букву Р.

Посмотрите внимательно на что похожа наша буква?

Сколько больших палочек есть в этой букве? (одна)

Сколько кругов? (один).

Постройте мне из пальчиков эту букву. Выложите из палочек эту букву.

Отыщите все буквы Р которые есть у вас на листочке.

Букву.

Дети имитуруют движение с фотоаппаратом

( на парус, на пенсне, на шарик на палочке).

Дети составляют из пальцев букву

Дети из палочек выкладывают букву

 

Раздаточный материал

VII. Закрепление пройденного материала. 

7.Работа с чистоговорками, доскажи словечко

  • Ра-ра-ра –стоит высокая
  • Ро-ро-ро-нашли у птицы мы
  • Ру-ру-ру-скачет быстро
  • Рец-рец-рец- прилетел весной
  • Ри-ри-ри-улетели красногрудые
  • Ра-ра-ра-крикнем всем сейчас

Дети договаривают слова

гора

перо

кенгуру

скворец

снегири

ура

VIII.  Итог занятия. Рефлексия.

Молодцы, ребята. С каким звуками  мы сегодня знакомились? (звуки Р и Рь)

Какой буквой они обозначаются? Куда мы ее поставим?

Что запомнили?

 Кому понравилось сегодня выполнять задания?

 А кому было грустно?

Нам с Робиком очень понравилось как вы справлялись со всеми заданиями.

Каждый выберет себе смайлик:

Если было интересно  - веселого;

Если было скучно – спокойного ;

Если было трудно – грустного.

C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\см.jpgC:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\гр2.jpg

C:\Documents and Settings\USER\Рабочий стол\s17544.jpeg

(звуки Р и Рь)

Буквой Р

(согласный, не поется, бывает сердитый , бывает добрый)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с элементами методики Монтессори «Черепаха-путешественница» в подготовительной группе.

Конспект по обучению грамоте с элементами методики Монтессори. Рекомендовано для детей с ОНР и детей обраразвивающих садов....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конеспект логопедического занятия "Звуки Т и Ть, букава Т". В данном конспекте предлашаются новые игоровые примемы для оптимизации коррекционной работы с детьми....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с заключением ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие по сказкам»

Хотите сами оказаться в сказке? Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Герои сказок уже ждут вас. Возможно, нам придется помочь им выпо...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...