План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
календарно-тематическое планирование по логопедии

Чепурина Любовь Вячеславовна

План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                      «Согласовано»

Старший воспитатель ОП Д 1                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                       ___________ Лазуренко Н. А.

21 сентября 2020 года

План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

        Работа по коррекции звукопроизношения начинается с октября, по завершении обследования, и условно делится на несколько этапов.

I.        Подготовительный этап — 4—12 занятий.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков — 20—50 занятий.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков — 2—4 занятия.

        Работа на подготовительном этапе направлена на следующие моменты: выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к вызыванию тех или иных звуков. На данном этапе используются подготовительные упражнения:

•        для всех звуков: «Бегемот», «Лягушка», «Слон», «Змейка»;

•        для свистящих: «Блинчик», «Холодный воздух», «Фокус», «Трубочка», «Горка», «Кошка»;

•        для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Теплый воздух»;

•        для звуков [р], [р’]: «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел»;

•        для звука [л]: «Блинчик», «Месим тесто», «Пароход», «Пароход гудит»;

•        для развития речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи: «Торт со свечками», «Букет для мамы», «Пчела и мед», «Ветерок и жуки», «Снежинки», «Долой сорняки» и др.

        Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1.        Вызывание звуков проводится только индивидуально с использованием различных способов: имитационного, механического, смешанного. И происходит в  последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

•        свистящие [с], [з’], [ц], [с’], [з];

•        шипящий [ш];

•        шипящий [ж];

•        шипящие [ч], [щ];

•        сонорные [л], [р], [р’].

Изменения последовательности вызывания звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

2.        Автоматизация каждого вызванного звука в слогах (может проводиться как индивидуально, так и в микро группе):

а)        [з], [ш], [ж], [с’], [з’], [л] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;

б)        [ц], [ч], [щ], [л] — наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в)        [р], [р’] можно начинать автоматизировать и параллельно вырабатывать вибрацию языка.

        Автоматизация каждого вызванного звука в словах (проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности). По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Дети со сходными дефектами объединяются в микро группы. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими автоматизируемые звуки.

3.        Дифференциация вызванных и автоматизированных звуков начинается с изолированного произношения, затем – в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах:

•        [с]—[з], [с’]—[ц], [с]—[ш];

•        [ж]—[з], [ж]—[ш];

•        [ч]—[т’], [ч]—[с’], [ч]-[щ];

•        [щ]—[с], [щ]—[т’], [щ]—[ч], [ш]—[ш];

•        [р]—[л], [р]—[р’], [р’]—[л’], [р’]—[й], [л’]—[л].

        Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию вызванных звуков в спонтанной речи (в монологах, диалогах, играх, развлечениях и других формах детской жизнедеятельности). К коррекционному процессу подключаются родители (законные представители) и воспитатели.

        Также в коррекционную работу, кроме выше перечисленных, включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом).

И. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков).

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

IV. Развитие внимания, мышления и памяти.

        На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1)        упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности («Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шепот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»);

2)        воспроизведение ритмического рисунка на слух («Хлопни как я»).

        Этап развития фонематического слуха включает:

1)        упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях («Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»);

2)        упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам («Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори» и др.).

        Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры («Звуковое домино», «Веселый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал» и др.);

2)        последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры («Доскажи словечко», «Путаница», «Веселый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка» и др.);

3)        обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов («Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот» и др.);

4)        составление условно-графических схем («Телеграфист»).

                                                                                                   учитель-логопед                     _____________ (Л. В. Чепурина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуально-коррекционной работы учителя - логопеда с ребёнком на учебный год.

Краткое планирование коррекционной работы с ребёнком С ОНР в логопедической группе....

План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

Индивидуальный план-маршрут логопедического сопровождения (нужное отметить +, подчеркнуть)...

Годовой план индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

Годовой план индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению...

План индивидуальной коррекционной работы по развитию звукопроизношения

План индивидуальной работы по развитию звукопроизношения...

Годовой план индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению.

Годовой план индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению....

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ...