Упражнения для формирования навыков носового дыхания
консультация по логопедии (старшая группа)

Одним из важных компонентов речевой гимнастики явля­ются специальные  упражнения для воспитания привычки ды­шать через нос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns_portal.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для формирования навыков носового дыхания

Одним из важных компонентов речевой гимнастики являются специальные  упражнения для воспитания привычки дышать через нос.

Упражнение 1. Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами — вдох; похлопывать средними пальцами по ноздрям — выдох.

Упражнение 2. Широко открыть рот и подышать носом.

Упражнение 3. Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох, выдох. Упражнение выполнять, чередуя левую и правую ноздрю.

Упражнение 4. Закрыть  ноздрю средним пальцем — вдох; выдох через другую ноздрю (ноздри чередовать).

Упражнение 5. Вдох носом, выдох через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 6. Вдох широко  открытым ртом, выдох — носом: через две ноздри, через одну  ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 7. Вдох между сомкнутыми губами, выдох — носом: через две ноздри, через одну  ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 8. Вдох носом, удлиненный выдох — носом: через две ноздри, через одну  ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать), с усилением в конце.

Упражнение 9. Вдох носом, выдох через нос толчками: через две ноздри; через одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать)

Упражнение 10. Вдох носом: через две ноздри; через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать), выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах — «греем руки»).

Упражнение 11. Вдох так же как в упражнении 10, выдох через неплотно сомкнутые губы:

  • плавно;
  • толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! в! в! ф! ф!);
  • с усилением в конце; Щеки не надувать.

Упражнение 12. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом (как дышит собака).

Упражнение 13. Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), выдох длительный, можно сочетать со звуком а-а-а-а.

Упражнение 14. Вдох через нос, выдох через углы рта, через правый угол рта, через левый:

  • плавно;
  • прерывисто.

Упражнение 15. Вдох через нос, выдох — высунуть широкий язык, обнять верхнюю губу, подуть на нос («сдуть ватку с носа»):

  • плавно;
  • прерывисто.

Упражнение 16. Вдохнуть через нос и рот одновременно; постепенно, толчкообразно выдохнуть через рот.

Дыхательные упражнения с движениями

Делать все эти упражнения можно в различных исходных положениях: лежа, сидя, стоя, прохаживаясь по комнате, а также выполняя несложные движения. К ним относятся: различные движения рук (поднимание их вверх, закладывание на затылок или за спину, разведение прямых рук в стороны и т. д.), полуприседания, полупоклоны в сочетании с различным положением рук, а также всевозможные движения ног или корпуса, способствующие укреплению дыхательного аппарата, организации правильного вдоха и выдоха, развитию силы и подвижности дых. мускулатуры.

Упражнение 1. Быстрым, плавным движением развести прямые руки в  стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом. Медленно и плавно выдохнуть через рот. На выдохе сдавить ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделе, одновременно опустить голову вниз, слегка наклонить туловище вперед. Произносить с-с-с.

Упражнение 2. Сделать вдох носом, как в предыдущем упражнении, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад.

Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот произносить ф-ф-ф-у-у-у.

Упражнение 3. Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо,  правой рукой дотянуться до пола. При этом ладонью левой руки скользить вдоль туловища вверх до подмышечной  впадины.  На выдохе через рот медленно произносить ш-ш-ш.

Принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.

Упражнение 4. Вдох носом, наклонить туловище вперед, главой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении медленном выдохе произносить ха-хо-ху.  Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой достать ступню правой ноги. На выдохе произносить  фа~фо~фу.

Упражнение 5. Левая рука на поясе. Вдох носом, сделать 3 пружинящих наклона корпусом влево, подняв правую руку над головой. Выдохнуть через рот. Затем, выпрямляясь, быстро вдохнуть носом, сменить руки (правую — на пояс, левую — над головой)  и  повторить движение в правую сторону.

Упражнение  6. Исходное положение: сидя на стуле, руки согнуть в локтях, кисти около плеч. На выдохе через рот осуществлять поочередно вращательное движение локтями (вперед и назад). При движении локтей вниз слегка наклоняться вперед и опускать голову. При движении локтей в  стороны и вверх — голову вверх и легкий прогиб назад.

Вдох делать носом в верхнем положении рук, затем медленный выдох на 2-3 вращательных движения руками, после чего новый вдох и выдох с движением рук в противоположном  направлении.

Упражнение 7. Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося пффф.

Выполнить это упражнение, покачивая головой из стороны в сторону, вперед-назад.

Упражнение 8. Исходное положение — основная стойка. Вдохнуть. На выдохе ходьба на месте с фиксированным выдохом через сближенные губы (мысленно считать до 30).

Упражнение 9. «Насос». Упражнение выполнять стоя. Ноги на ширине плеч. Мысленно смоделировать рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на нее, как при накачивании шины. На выдохе произносить звук с (ш, ф). Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху с-с-с-с-с-с. Выполнить упражнение 5 раз.

Упражнение 10. «Лыжник». Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движения лыжника, отталкивающегося палками. Это упражнение выполнять более интенсивно, чем «насос». Каждый следующий слог должен соответствовать одному вдоху и выдоху: су-со-са-сэ-си-сы. Выполнить упражнение 5 раз.

Упражнение 11. «Китайский болванчик». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе четко произнести:

ба-бо-бэ.

Принять исходное положение, вдохнуть, медленно наклонить голову, соприкоснувшись подбородком с грудью, на выдохе произнести:

на-но-нэ.

Принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову влево, на выдохе произнести:

ма-мо-мэ.

Принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову вправо, на выдохе произнести:

ка-ко-кэ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы формирования навыка диафрагмального дыхания по программе "Комфорт-ЛОГО"

Перспективный план работы по формированию навыка диафрагмально-релаксационного дыхания в режиме "Кардио-ФБУ" программы "Комфорт- ЛОГО"  с  детьми  дошкольного возраста....

Формирование навыков рационального дыхания у детей

Цикличность движений, свойственная плаванию как виду спорта, не только гармонично развивает дыхательный аппарат, но и формирует ритмичное глубокое дыхание (И.В. Чеботарева)....

Картотека игр и упражнений на формирование навыков адаптации к образовательному учреждению, формирование навыков обхождения с чувствами, формирования эмоционального контакта

Игры для детей адаптационных групп для создания положительного эмоционального фона. Предложенные игры позволяют почувствовать воспитанникам свою значимость и телое отношение к себе окружающих....

Формирование навыков рационального дыхания у детей с ОВЗ.

В статье представлен теоретический и практический материал по теме "Формирование навыков рационального дыхания у детей с ОВЗ" дошкольного возраста. Перечислен ряд упражнений и игр, которые п...

Консультация для педагогов "Формирование навыков диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формирование навыков диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста"...

Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

  Предложенная модель организации работы по  развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...

картотека игр и упражнений на формирование плавного носового выдоха и развития речевого дыхания

картотека игр и упражнений на формирование плавного носового выдоха и развития речевого дыхания...