Чистоговорки
материал по логопедии (средняя группа)

Егорова Алевтина Николаевна

упражнения для проговаривания звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistogovorki.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Чистоговорки  — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.

Цели:

1.Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.

2.Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

  1. Звуки  [ П],[ Б], [М]

 Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.

Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

Ом-ом-ом-ом - мы построим новый    дом.

Ма-ма-ма – я сама.

Мо-мо-мо – лук помой.

Мы-мы-мы – ждем зимы.

Ом-ом-ом – строим дом.

Ми-ми-ми – меня за руку возьми.

Мо-мо-мо – мы идем в кино.

Ма-ма-ма – все я делаю сама.

Му-му-му – в руки букву я возьму.

Мама Милу в ванне мыла.

 Петя пилил пилой пень.

 Любят бананы все обезьяны.

  1. Звуки [Т],[ Д],[ Н]

Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.                                              

Та-та-та – поймай кота.

Ту-ту-ту – поет петух.

То-то-то – поем батон.

Ят-ят-ят – птички летят.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.

Ду-ду-ду – домой пойду.

Ды-ды-ды – попей воды.

Да-да-да – пойду сюда                                                    

Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.

Но-но-но – у нас темно.

На-на-на – стоит стена.

Ны-ны-ны – идут слоны.

Он-он-он – возьми бидон.

На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна.

Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.

На-на-на, ни-ни-ни.

Собака Том сторожит дом.

Дарья дарит Дине дыни.

Няня нянчит Надю с Ниной.

  1. Звуки   [К],[ Г],[ Х],[ Й]

 Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

Ка-ка-ка – дай молока.

Ку-ку-ку – лежи на боку.

Ок-ок-ок – беги со всех ног.

Га-га-га у козы рога.

Гу-гу-гу – по лугу бегу.

Го-го-го – стоит вагон.

Ха-ха-ха – поймал петуха.

Хо-хо-хо – идет Пахом.

Хи-хи-хи – поел ухи.

Ух-ух-ух – летит пух.

 Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.

 На горе гогочут гуси.

  Хомячку на ухо села муха.

  1. Звуки [Ф],[ В]

Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

Аф-аф-аф – купили шарф.

Уф-уф-уф – сядь на пуф.

Оф-оф-оф – поймали сов.

Ву-ву-ву – лови сову.

Во-во-во – воет волк.

Вы-вы-вы – бегут львы.

Ву-ву-ву  - в лесу видели сову.

У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

Наш Филат не бывает виноват.


  1. Звук  [С], [ Сь ]

Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса,

Си-си-си, си-си-си - мы едем мимо на такси.

Са-са-са - по лесу идет лиса,

Со-со-со - лиса катит колесо,

Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,

Су-су-су - видел я в лесу лису.

Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

У Сони сани с горки едут сами.

Сеня в лесу встретил лису.

У нас газ погас.

Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.


  1. Звук [З]

За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

За-за-за - идет коза,

Зы-зы-зы - есть козлята у козы,

Зу-зу-зу - веду козу,

Зой-зой-зой - козлята с козой.

Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.

У Зины козлик в корзине.

Лиза купила Зине корзину в магазине.

У магазина пьют сок Зоя и Зина.

У Зины звонок звенит звонко.

У маленькой Зины зайка спит в корзине.

  1. Звук  [Ц]

Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.

Из колодца вода льется.

Не велика птица синица, да умница.

Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.

Цыпленок пьет из блюдца воду.

Слава поставил цветы на подоконник.

Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.

Нет конца у моего кольца.

  1. Звук [ Ш]

Ши-ши-ши  - что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше - это утка в камыше.

Ша-ша-ша - выходи из камыша.

Ше-ше-ше - нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши - что же шепчут камыши?        

Шу-шу-шу - я письмо тебе пишу.

Ша-ша-ша - и пишу я не спеша.

Шо-шо-шо - у меня все хорошо.

Ша-ша-ша - мама нянчит малыша.

Шо-шо-шо - помогаю с малышом.

Ше-ше-ше - забочусь о малыше.

Ши-ши-ши - у тебя как – напиши.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.

Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.

Ши-ши-ши – ее любят малыши.

Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

Нашей Маше дали мало каши.

  1. Звук   [Ж]

Жа-жа-жа убежали два ежа.

Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

Жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи - мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу - я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа - ёж уходит от ужа.

Жу-жу-жу - в зоопарк пришли к моржу.

Жа-жа-жа - испугались мы моржа.

Же-же-же - сидят птички на морже.

Жу-жу-жу - ближе подошли к моржу.

Жи-жи-жи - повернулись к нам моржи.

Жу-жу-жу - рыбку бросили моржу.

Жи-жи-жи - очень мирные моржи.

Жи-жи-жи - не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.

Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

Жи-жи-жи – нас услышали ужи.

Же-же-же – приползли ужи к меже.

Жи-жи-жи - у нас живут ежи,

Жу-жу-жу - несу еду ежу,

Жа-жа-жа - нет ежа.

Хорош пирожок, внутри творожок.

  1. Звук [Ч]

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.

Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

Чо-чо-чо – у меня болит плечо.

Чу-чу-чу – раз  болит – иди к врачу.

Чу-чу-чу - нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча - буду плакать у врача.

Чи-чи-чи - помогают нам врачи.

Чу-чу-чу - коли так, пойду к врачу.

Чу-чу-чу - посадили алычу.

Ча-ча-ча - и вот поспела алыча.

Чу-чу-чу - собираем алычу.

Чо-чо-чо - подставляй свое плечо.

Чи-чи-чи - сварили сок из алычи.

Ча-ча-ча - всем так полезна алыча.

Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.

Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.

Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.

Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

Ча-ча-ча - на столе горит свеча,

Чу-чу-чу - молотком я стучу,

Оч-оч-оч - наступила ночь.

Шубка овечки греет лучше печки.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

  1. Звук  [Щ]

Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.

Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.

Ща-ща-ща - дождь идет – я без плаща.

Ще-ще-ще - нет дождя, а я в плаще.

Щу-щу-щу - я тебя не отыщу.

Щи-щи-щи - ты иди, меня ищи!

Щу-щу-щу - вот теперь-то отыщу.

Ощ-ощ-ощ -будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща - нету свеклы для борща.

Щи-щи-щи - приготовим-ка мы щи.

Щу-щу-щу - я капусту поищу.

Ощ-ощ-ош - не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу - я морковку поищу.

Ща-ща-ща - брат принес домой леща.

Щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.

  1. Звук [Л ], [Ль]

Лу-лу-лу- наточил Толя пилу

Ли-ли-ли суп соленый, не соли!

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.

Ла-ла-ла – мама клещи принесла.

Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.

Ли-ли-ли – папа строит корабли.

Ле-ле-ле – он их строит на земле.

Лы-лы-лы - стоят в комнате столы,

Ла-ла-ла - стоит Мила у стола,

Лу-лу-лу - идет Мила к столу,

Лю-лю-лю - на столе цветок полью.

Дед Данила делил дыню.

Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

  1. Звук  [Р ],[ Рь ]

Ри-ри-ри – на орехи посмотри.

Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.

Ра-ра-ра – за горой стоит гора.

Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.

Ро-ро-ро - под столом стоит ведро.

Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.

Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.

У меня на кармашке маки и ромашки.

  1. Звук [А ]

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-дай трубу.

У-у-у-всех детей зову.

А-а-а-шире ротик, детвора.

А-а-а-у меня болит нога.

  1. Звук [И ]

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

И-и-и-хорошо сиди.

И-и-и-песенку тяни.

  1. Звук [О ]

О-о-о-я надел пальто.

О-о-о-мне тепло.


  1. Звуки [М ], [Мь ]

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма – буду строить я дома.

Ма – ма – ма – на дворе зима.

Ма – ма – ма – вот пришла зима.

Ма – ма – ма – я поймал сома.

Му-му-му-молоко кому?

Ум-ум-ум – вот аквариум.

Мо-мо-мо-едим эскимо.

Ом- ом- ом – мы гулять идем.

Ом- ом-ом – это снежный ком.

Ом- ом-ом – слепим снежный дом.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы- мы-мы – дождались зимы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Ме-ме-ме – дай –ка травки мне.

  1. Звук [Д]

Да-да-да – у меня вода.

Да-да-да – буду строить города.

Да-да-да – горяча вода.

Ды-ды-ды – нет воды.

Ды-ды-ды- на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Ду- ду- ду – я рыбачу на пруду.

Ду – ду – ду – я по ягоды иду.

Ду – ду – ду – я по лугу иду.

Ду – ду – ду – в зоопарк иду.

До-до-до- там на дереве гнездо.


  1. Звук [Б ]

Ба-ба-ба – новая труба.

Бу-бу-бу – взяли мы трубу.

Бы-бы-бы – нет трубы.

Бы-бы-бы – иду в лес я по грибы.

  1. Звуки [Т ], [Ть ]

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ты-ты-ты – у куклы белые банты.

Ты-ты-ты – я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от – летит в небе самолет.

От-от-от – испугался серый кот.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – со мной не шути.

Ит-ит-ит – каша пшенная кипит.

Ить-ить-ить – я хочу пить.

Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

  1. Звуки [П ], [Пь ]

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы – варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп – варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

  1. Звуки [В ], [Вь ]

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву – я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.


  1. Звуки [Н ], [Нь ]

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Он-он-он – телефон.

Ан-ан-ан – барабан.

Ан-ан-ан – мне купили барабан.

Ан-ан-ан – сшила мама сарафан.

Ин-ин-ин – магазин.

Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.


  1. Звуки [К ], [Кь ]

Ка-ка-ка – бежит река.

Ко-ко-ко – вижу далеко.

Ку-ку-ку – кукушка на суку.

Ку-ку-ку – взяли дети по совку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.

Ак-ак-ак – расцветает мак.

Ук-ук-ук – а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок – на дворе снежок.

Ки-ки-ки – это кубики.

Ки-ки-ки – мы гуляли у реки.

  1. Звуки [Г ], [Гь ]

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу – я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу – хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога,

пирога из творога.

Ги-ги-ги – Машенька, беги.

Ги-ги-ги – за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.


  1. Звуки [Х ], [Хь ]

Ха-ха-ха – пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ху-ху-ху – ели мы уху.

Ух-ух-ух – ходит по двору петух.

Ух-ух-ух – развалился домик – бух!

Их-их-их – ветерок затих.

Ох-ох-ох – зеленый мох.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

  1. Звуки [С ], [Сь ]

Са-са-са – вот летит оса.

Са-са-са – на траве роса.

Са-са-са – у меня коса.

Са-са-са – в сказке были чудеса.

Са-са-са – в норе живет лиса.

Са-са-са – будку сделали для пса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Су-су-су – заплету косу.

Су-су-су – наточу косу.

Су-су-су – я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы – у сома усы.

Сы-сы-сы – есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы – у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос – я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – сено принеси.

Ась-ась-ась – плывет карась.

  1. Звуки [З ], [Зь ]

За-за-за – вот идет коза.

За-за-за – вот летает стрекоза.

За-за-за – у куклы синие глаза.

Зу-зу-зу – накормлю козу.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – нет козы.

Зы-зы-зы – у меня две козы.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.


  1. Звук [Ц ]

Ца-ца-ца – вот идет овца.

Ца-ца-ца – дождик льется без конца.

Цу-цу-цу – не боюсь овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Ац-ац-ац – у меня матрац.

  1. Звук [Ж ]

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи – под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

  1. Звук [Ш ]

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша – вижу я в воде ерша.

Шу-шу-шу – помогите малышу.

Шу-шу-шу – я траву кошу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Ши-ши-ши – зашумели камыши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Аш-аш-аш – это котик наш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

  1. Звук [Ч ]

Ча-ча-ча – дай мне калача.

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

Чу-чу-чу – на скакалке я скачу.

Чу-чу-чу – в самолете я лечу.

Чу-чу-чу – стать я летчиком хочу.

Чу-чу-чу – быстро всех домчу.

Чу-чу-чу – я колесами стучу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Ач-ач-ач – пришел врач.

Ач-ач-ач – подарил мне папа мяч.

Оч-оч-оч – скоро ночь.

Ич-ич-ич – красный кирпич.

Ич-ич-ич – из песка пекут кулич.

Уч-уч-уч – у меня ключ.

Уч-уч-уч – в небе много туч.

Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.

Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

Чок-чок-чок – вдруг упала на бочок.

  1. Звук [Щ ]

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Щу-щу-щу – я сома тащу.

Щу-щу-щу – васильки ищу.

Ще-ще-ще – я в плаще.

Щи-щи-щи – мы ели щи.

Щи-щи-щи – осенью нужны плащи.

Щи-щи-щи – паровоз, состав тащи!

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.


  1. Звук [Й ]

Ай-ай-ай – скоро месяц май.

Уй-уй-уй – ветер, дуй.

Ой-ой-ой – возьми меня с собой.

Ой-ой-ой – скачет заинька косой.

Эй-эй-эй – воды попей.

  1. Звуки [Л ], [Ль ]

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ла-ла-ла – не забьете мне гола.

Ла-ла-ла – видишь, кружится юла?

Ла-ла-ла – я малинник нашла.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу – купили пилу.

Лу-лу-лу – заведу юлу.

Ал-ал-ал – темный подвал.

Ал-ал-ал – мяч в ворота не попал.

Ал-ал-ал – сказку дедушка читал.

Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол – начинается футбол.

Ул-ул-ул – новый стул.

Ул-ул-ул – ветерок подул.

Ул-ул-ул – зимний лес уснул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Ил-ил-ил – в барабан я бил.

Алка-алка – у Володи палка.

Олка-олка – у Володи иголка.

Улка-улка – у Володи булка.

Илка-илка – у Володи вилка.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ле-ле-ле – еду на осле.

  1. Звуки [Р ], [Рь ]

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра – во дворе гора.

Ра-ра-ра – в лес идти пора.

Ра-ра-ра – сад полить пора.

Ра-ра-ра – пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра – вьюга с самого утра.

Ра-ра-ра – суп варить пора.

Ра-ра-ра – суп снимать пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры – прокачусь с горы.

Ры-ры-ры – в камышах живут бобры.

Ры-ры-ры – любит Варечка шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру – взяли дети по ведру.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ар-ар-ар – летит комар.

Ар-ар-ар – рядом синий шар.

Ар-ар-ар – улетает синий шар.

Ар-ар-ар – это красный шар.

Ар-ар-ар – над кастрюлей пар.

Ор-ор-ор – у Ромы топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у Ромы марка.

Орка-орка – крутая горка.

Урка-урка – кошка Мурка.

Ирка-ирка – у Иры дырка.

Ря-ря-ря – синие моря.

Ре-ре-ре – санки на горе.

Рю-рю-рю – репу я варю.

Рю-рю-рю – на ромашку я смотрю.

Рю-рю-рю – тебе песенку дарю.

Ри-ри-ри – горят фонари.

Ри-ри-ри – на рябину посмотри.

Ри-ри-ри – там расселись снегири.

Ри-ри-ри – ты на небо посмотри.

Ри-ри-ри – на мартышек посмотри.

Ри-ри-ри – на меня ты посмотри.

Арь-арь-арь – у меня букварь.

Орь-орь-орь – у Серёжи корь.

Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.


 


                                         










                             


















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по работе с чистоговорками

Картотека позволяет развивать просодические компоненты речи на материале чистоговорок....

Чистоговорки

Речь с движением. Упражнения для логопедических групп...

ЭОР Чистоговорки на звуки со стихами и картинками

Работа с читоговорками будет способствовать автоматизации звуков, развитию внимания, восприятия, памяти и мышления, а в целом - общему развитию речи. Автор В. Буйко. Адаптирована к условиям ДОУ....

«Физминутки - чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

На очередном этапе работы со звуками (автоматизация в слогах, словах, фразах) ребенку лучше дать задание не монотонно проговаривать слоги и слова за взрослым (быстро наступает утом...

Чистоговорки.

Ж- Ш. Ёжик, ёжик чудачок Сшил колючий пиджачок Пиджачок колючь и колок, Сшит он из одних иголок. Ж. Жаба жадная жила Жадно квакала с утра. Пожалела для гостей Из жбана зелёных щей. Ж. ...

Забавные приключения Васи в деревне. Логопедические чистоговорки в картинках.

Представленные в пособии  иллюстрированные авторские чистоговорки  помогут  логопедам, воспитателям речевых групп и родителям успешно автоматизировать основные сложные звуки у детей 5-7...

Забавные приключения Васи в деревне. Логопедические чистоговорки в картинках

Предлагаемый материал поможет логопедам, педагогам, родителям  автоматизировать трудные звуки в речи....