Логопедическое занятие "Космическое путешествие" (Звук "Р" и буква "Р")
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Колина Галина Фёдоровна

Подгрупповое логопедическое занятие на автоматизацию звука "Р" в слогах, словах. и знакомство с буквой Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_i_bukva_r.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  подгруппового логопедического занятия  по теме:  «Космическое путешествие» "Звук [р]. Буква Р»                                                                                  

 Цель: Закрепление произношения звука [р] изолированно, в слогах, в словах.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

-Уточнить артикуляцию звука Р

-Учить произносить звук [Р] изолированно, в прямых, обратных слогах, в начале слов.

-Познакомить со  зрительным образом буквы [Р];

-Совершенствование навыка слогового анализа слов.

-Закрепить знания детей о дне космонавтики.

 Коррекционно- развивающие:

1. Формировать правильное речевое дыхание;

2. Развивать артикуляционную моторику;

3. Развивать  фонематическое восприятие;

4. развитие зрительно пространственных представлений;

5. Развивать  мелкую моторику

6. Развивать  слуховую и зрительную память.

Коррекционно- воспитательные:

1.Воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.

Материалы и оборудование: Зеркала; презентация по занятию, ноутбук, картинки- образы для  арт гимнастики, трубочки, стаканы с подкрашенной водой, нарисованные камни со слогами; счетные палочки.

Ход НОД

I. Организационный момент.

    Логопед: Дети, какой праздник 12 апреля отмечает наша страна  (День Космонавтики).
Логопед: Что произошло в этот день? (12 апреля 1961 года космонавт Юрий Алексеевич Гагарин  совершил первый в мире космический полет).
Логопед: Все ли могут быть космонавтами?  И какими качествами должен обладать космонавт? (быть смелым, отважным, умным, сильным…).

Логопед: Наши астрономы приняли сигнал sos с одной из далеких планет. Вы готовы отправиться в космическое путешествие и помочь инопланетянам? (Да)

I I. Основная часть.

Логопед: Очень хорошо. Давайте подготовимся к нашему космическому путешествию.

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика выполняется с опорой на картинки-образы

«Силачи» - рот открыт, губы в улыбке; широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, а затем к нижним.

«Чистим  зубы» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева направо и наоборот.

«Трещетка» - щёлкать кончиком языка по твёрдому нёбу.

«Индюк» - водить языком по верхней губе из стороны в сторону. Сначала медленно, затем быстро, добавить голос.

«Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз.

Логопед: Молодцы! Я думаю, что вы готовы отправиться в космическое путешествие.

На экране появляется картинка космического корабля. Дети садятся на стульчики.

Логопед: Мы можем отправляться в наше космическое путешествие. Пристегните ремни.

Приготовимся, ребята,
Нас уже ракета ждёт!
Отправляемся сегодня
Мы в космический полёт.

Игра «Включаем, мотор!» - к запуску космического корабля приготовься! Дети: — есть, приготовься! (руки вперед, кисти в кулак, большие пальцы вверх) - включить контакты. Дети: — есть включить контакты (соединить большие пальцы рук) - Завести мотор! Дети: — есть завести мотор! (кулаки вращаем вокруг друг друга и тянем: РРРРРРРР) - 5,4,3,2,1… ПУСК!!!! (сомкнуть руки и поднять вверх)

На экране изображение удаляющейся планеты Земля. Изображение неизвестной планеты. Слышится звук sos.

Логопед: Ребята, вы слышите эти звуки и что это за планета?

На экране появляется робот и произносит: «Зд.авствуйте до.огие  .ебята, я  .обот  .ома. у нас случилась беда: мы стали забывать буквы, вот и сейчас, я не могу понять что с этими словами не так. Помогите,  какая буква убежала.

Работа по развитию фонематического слуха.

Отгадайте, какая буква убежала в словах. Назовите правильно.

Вене.а, Ма.с, Юпите., Сату.н, Ме.курий,

Логопед: Ребята, какой звук убежал от робота?  (звук р). Давайте вспомним и расскажем Роме как правильно произносить этот звук.

На экране появляется изображение  профиля  звука «Р»

Уточнение артикуляции звука «Р»: кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать кончик языка. Средняя часть языка – спинка опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий)

Логопед: Все правильно. А мне кажется, что у нас усиливается ветер (звук сильного ветра)

Развитие плавного, длительного выдоха. Упражнение «Космическая буря ». (Дети через трубочки дуют каждый в свой стакан с подкрашенной в разные  цвета водой, меняя интенсивность выдыхаемой струи воздуха).

Логопед: мы остановили бурю и можем теперь приступать к поиску потерявшей буквы.

Упражнение «Помоги Роме пройти дорожку»

На ковре разбросаны нарисованные камни с написанными на них слогами. Дети называют слоги и проходят по дорожкам. РА, РО , РУ , РЫ, АР, ОР, УР, ЫР.

Логопед: Рома, чтобы тебе запомнить звук Р, тебе нужно потренировать свою память. На экране появятся картинки, их нужно будет запомнить и назвать. Дети тебе помогут.

Игра «Запомни картинки»

Картинки: рак, рама, радуга, ранец,  ракета;

Роза, робот, ромб, рот, роща;

Рысь, рыба, рынок, рыжик;

Рубашка, рука, ручей, рубанок.

Физкультминутка

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

Логопед: молодцы, ребята. А для нас Рома приготовил еще задание. На космодроме, где работает наш друг, скопилось очень много пассажиров. Нужно их рассадить по космическим тарелкам.

Игра «Определение слогов  в слове».

На экране космические тарелки с 1, 2, 3 и 4 иллюминаторами. В зависимости от количества слогов в слове дети рассаживают пассажиров по тарелкам.

1 слог: рак,  рысь, грач

2 слога: рыба, баран, комар

3 слога: русалка, воробей, муравей

4 слога: поросенок, буратино

Логопед: Все пассажиры улетели и нам уже пора отправляться на свою Землю. Чтобы робот Рома не забыл снова звук Р, мы ему подарим букву ЭР, которая обозначает этот звук.

Знакомство с буквой эр.

На экране появляется буква Р.  Дети  обсуждают,  из каких элементов  она состоит.

Дети выкладывают  буквы «Р»из счетных палочек.

Робот Рома прощается с детьми и четко произносит звук р_р-р

Логопед: До свидания Рома, а мы отправляемся домой. Пристигните ремни. Мы взлетаем. Обратный отсчет 10-0 пуск!

На экране изображение удаляющейся планеты. Появляется изображение Земли. Звучит космическая музыка.

Итог:

Логопед: Дети, мы прилетели домой. Понравилось вам  наше космическое путешествие? Вспомнить, о каком звуке сегодня мы говорили, с какой буквой познакомились. Что понравилось? Какие трудности испытывали?

                                                                                          Учитель- логопед :Колина Г.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"

Данное открытое  логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...

Обучение грамоте Н.С.Жукова "Логопедический букварь". Конспекты занятий. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

Серия конспектов по подготовке к обучению грамоте с помощью пособия Н.С. Жуковой "Логопедический букварь". Предназначена для учителей-логопедов, воспитателей старших и подготовительных групп...

Открытое занятие. Обучение грамоте. Звук Ш и буква Шш (Логопедический букварь Н.С.Жуковой)

Вашему вниманию представлен конспект открытого занятия (НОД) по подготовке к обучению грамоте....

Логопедический итоговый праздник «Знакомство с Букварем»

Цели:В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний и навыков детей, полученных в процессе логопедической работы.Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совме...

Цикл занятий (с комментариями для родителей) по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе (по букварю Н.В.Нищевой)

Тема: Буква Я.Цель: познакомить детей с гласной буквой ЯЗадачи:-развивать фонематическое восприятие;-развивать навык звукового анализа, слухоречевую память, зрительное восприятие;-формировать зрительн...