Цикл занятий (с комментариями для родителей) по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе (по букварю Н.В.Нищевой)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Кожухарь Ала

Тема: Буква Я.

Цель: познакомить детей с гласной буквой Я

Задачи:

-развивать фонематическое восприятие;

-развивать навык звукового анализа, слухоречевую память, зрительное восприятие;

-формировать зрительно-пространственные функции;

-развивать познавательную деятельность;

-познакомить детей с гласной буквой Я;

-воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей;

-учить соблюдать речевой этикет;

-формировать усидчивость и выполнять заданную инструкцию;

-чередовать статические и динамические упражнения;

-использовать материалы и задания с учетом возрастных особенностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ya_po_bukvaryu_n.v.nishchevoy.docx875.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 58 «БЕЛОЧКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Цикл занятий

(с комментариями для родителей)

по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

(по букварю Н.В.Нищевой)

Апрель 2020

Тема: Буква Я. Занятие 1.

Цель: познакомить детей с гласной буквой Я

Задачи:

-развивать фонематическое восприятие;

-развивать навык звукового анализа, слухоречевую память, зрительное восприятие;

-формировать зрительно-пространственные функции;

-развивать познавательную деятельность;

-познакомить детей с гласной буквой Я;

-воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей;

-учить соблюдать речевой этикет;

-формировать усидчивость и выполнять заданную инструкцию;

-чередовать статические и динамические упражнения;

-использовать материалы и задания с учетом возрастных особенностей детей

Необходимые материалы: Букварь (автор Н.В.Нищева), простой и красный карашдаши.

Ход занятия

Введение в тему. Посмотрите на буквенную ленту (в группе она находится в верхней части доски).

Стенд Лента букв и звуков

Назовите буквы верхнего ряда. (Ответы.) Эти гласные мы произносим твердо, решительно. У каждой буквы верхнего ряда есть «сестрёнка» - буква, которая «живёт» во втором ряду. Произносим их мягко, ласково, нежно. Назовите те, с которыми уже познакомились. . (Ё Ю И У).

Сообщение темы занятия. Сегодня познакомимся с гласной буквой Я. (на доску выставляется карточка с буквой Я).

Руку в бок, вперед нога, вот какая буква Я.

Буква Я — общие сведения, примеры, материалы для изучения

С этой буквы начигаются слова… (Дети называют: яблоко, яйцо, язык, ящик, ягоды.)

     

                       Яблоко - красивые картинки (37 фото) • Прикольные картинки и позитив             Вот что будет, если съедать 1 куриное яйцо в день - VICER.RU

Ученые выяснили, как язык распознает пять базовых вкусов пищи ...  IKEA КНАГГЛИГ Ящик Правильный выбор сезонных ягод

Работа по букварю. Откройте букварь на странице 77, семь и семь. На что похожа буква Я. (Ответы детей.)

«Я» смотрит на окно (влево). Сверху вниз - столбик, полукруг, ножка. Указательным пальчиком правой руки (ведущей руки) нарисуйте на столе букву Я. Из скольких частей (элементов) состоит эта буква. (Из 3 частей.)

C:\Users\Алла\Desktop\Я-1.jpg

На картинке девочка Яна и мальчик Яша. Вспомните правило: имя пишется с большой буквы. Приложите пальчик к первой строчке под картинкой. (Логопед (взрослый) читает с четкими паузами между словами, ребенок следит пальчиком.) Покажите Яну. Покажите Яшу.

Красным карандашом подчеркните буквы Я в этих строчках.

Разминка. Встали. Стульчики задвинули.

Ну-ка, левая рука, дотянись до потолка!

А ты, правая рука – до левого уха,

Левая рука до левого колена и т.д.

Работа по букварю. Переверните страничку. (Букварь стр.78.) посмотрите на картинки в верхней части страницы. Коля, прочитай, как называется животное. (Як) Приложите пальчик к слову под второй картинкой. Витя, прочитай слово. (Маяк) Прохлопайте (делить на слоги) слово «маяк». Сколько слогов? Простым карандашом разделите слово «маяк» на 2 слога. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Красным карандашом подчеркните гласные буквы. Вспомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. (Та же работа проводится со словом «яхта».)

C:\Users\Алла\Desktop\Я-2.jpg

(Дети по цепочке читают столбики слов.) Почему слова Яна, Яша написаны с большой буквы? (Ответы детей)

Закройте букварь. Вы все сегодня хорошо занимались.

Итог занятия. С какой буквой сегодня познакомились? (Ответ) Правильно! Какая это буква? (Гласная) Правильно! Чем еще занимались? (Читали, делили на слоги, …) Молодцы! Вы все сегодня хорошо читали, красиво отвечали.

Занятие 2

Буква Я. (По альбому 2 «Говорим правильно в 6-7 лет» О.С.Гомзяк стр.27. с изменениями.)

  1. Рассмотри букву Я. Взрослый читает стихотворение и дает пояснение: буква Я, слог Я, слово «я».

Рассказ про букву Я

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете кто Я?

Вы не знаете кто Я?

Буква, слог и слово!

Раскраски Гадкий я (Despicable me). Раскраска Гадкий я 2 ...

Я-МА

Я-ГО-ДЫ

  1. Назови картинку. (Опята.) Раскрась звуковую схему слова. Вспомни: буква Я гласная. Перед буквой Я согласные становятся мягкими.

(О Я А-гласные, красным, П-согласный мягкий, зеленым, Т-согласный твердый, синим)

Опёнок зимний

  1. Поиграем в «Скажи наоборот». Я твёрдо: БА-БА-БА, ты отвечаешь мягко: бя-бя-бя. ПА  КА  ГА  МА  ТА
  2. Проведи пальчиком по букве Я: столбик, полукруг, ножка. Простым карандашом напечатай букву до конца строчки. Через одну клеточку. Столбик, полукруг, ножка. (Ребенок пишет.)

На второй строчке слово. Попробуй его прочитать. (Опята.) Напечатай это слово до конца строчки. Между словами – пробел, одна клеточка.

C:\Users\Алла\Desktop\строки.jpg

  1. Выложи фигурку из спичек (или счетных палочек) по образцу.

Кто сказал, что спички детям не игрушка? - Наши дети - Для детей!

  1. «Доскажи словечко»

Понеслись к другой планете

Космонавты на …

Буква Я. Занятие 3.

Задачи: продолжить ознакомление с буквой Я. Формировать навыка чтения слогов и слов с этой буквой. Формировать навык анализа предложения с предлогом. Совершенствовать навык печатания.

Развивать речевой слух, фонематическое восприятие, зрительный гнозис, конструктивный праксис, навыков ориентировки на плоскости, тонкой моторики.

Оборудование: «Мой букварь» и «тетрадь-3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста» (автор Н.В.Нищева); простой и красный карандаши.

Ход занятия

Организационный момент.

Работа по букварю.

  1. Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части страницы вы видите букву. Расскажите, что вы знаете о этой букве. (Это буква Я. Она гласная. Согласные перед ней становятся мягкими.)

Буква Я — общие сведения, примеры, материалы для изучения

  1. Всё верно! Сегодня продолжаем знакомство с гласной буквой Я. Рассмотрите картинку в нижней части страницы. Найдите на ней предметы, в названии которых первая буква Я. (Ящик, ящерицы, яма, яблоня, ягоды.)

  1. Теперь прочитайте слова с этой буквой на следующей странице.

Закройте буквари, уберите на край стола.

Работа в тетради.

  1. Откройте тетради на странице 11. Что вы видите в верхней части страницы? (Яхту, якорь, букву Я.) Слова яхта, якорь начинаются с буквы Я .Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Я. Работайте.
  2. Посмотрите, как я пишу букву Я на доске. Сверху вниз столбик, вверху слева полукруг и вниз наискосок ножку. Указательным пальчиком правой/ведущей руки напишите букву на столе. Теперь возьмите простой карандаш и пишите букву в тетрадь. Сначала большую букву, на две клеточки. Потом маленькую.
  3. На второй строчке написано слово. Прочитайте это слово. (Яма) Напишите слово яма до конца строчки.
  4. Прочитайте слово на третьей строчке. (Яна) Почему это слово написано с большой буквы? Напишите имя Яна до конца строчки.

Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Закройте тетради, уберите на край стола.

  1. Разминка. Выполняется стоя.

Жили-были в домике                                    дети сжимают и разжимают

Маленькие гномики:                                      кулачки

Тики, Ники, Лики, Чики, Микки.                       загибают пальчики на каждое имя

Стали гномики стирать.                                  трут кулачки друг об друга

Тики – рубашки,

Ники – платочки,                                   загибают пальчики на каждое имя

Лики – пижамку,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем воду носил.

Гномики ручками – хлоп-хлоп-хлоп,

Ножками – топ-топ-топ.

Продолжение работы по букварю.

  1. Откройте буквари. Рассмотрите картинки. Названия этих картинок начинаются с буквы Я. Назовите первую картинку. (Яблоко).

Прохлопайте слово «яблоко», поделите на слоги. Сколько получилось? (Три слога) Под картинкой начертите слоговую схему слова.

ЛогоНадежда - Слоговой анализ

Покажите и назовите первый слог (Я), второй (бло) и третий (ко). Та же работа проводится со словами «як» (один слог) и «ящик» (я-щик).

  1. Со словами яблоки, ящик придумайте предложение. (Ответы. Для анализа педагог озвучивает «Яблоки лежат в ящике».) Сколько слов в предложении? (Четыре) Назовите маленькое слово-предлог. (В)

Итог занятия. По предложению педагога дети вспоминают, чем занимались, что было интересно делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР

ЗАНЯТИЕ  ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР. Тема: Звуки М,МЬ. Буква М.Цель: закрепить навыки различения ...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

Целью занятия является знакомство детей со звуками Т и Ть в игровой форме квеста, закрепление деления слов на слоги, развитие фонематического восприятия...

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

Календарный план работы по формированию навыков звукового анализа, развитию фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной логопедической группы

Календарный план работы по формированию навыков звукового анализа, развитию фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной логопедической группы...

Итоговое занятие по программе «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной логопедической группе

Развивающие цели:Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.Развитие навыков слогового синтеза слов.Развитие навыков составления схемы предложения.Воспитательные цели:Воспитывать навыки поведен...