Открытое занятие. Обучение грамоте. Звук Ш и буква Шш (Логопедический букварь Н.С.Жуковой)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сажаева Надежда Константиновна

Вашему вниманию представлен конспект открытого занятия (НОД) по подготовке к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_obuchenie_gramote_otkrytoe_zanyatie.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

             Предложенный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более двенадцати лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Тема: Звук (Ш) и буква Шш.

ЗАДАЧИ:

  1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;
  2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);
  3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;
  4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;
  5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;
  6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;
  7. Дать представление графического изображения буквы Шш;
  8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;
  9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;
  10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;
  11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;
  12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;
  13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

Предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

             Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

        «Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

        Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

             «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).

             «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).

             Чтение страницы букваря «Рр» (это предыдушая тема занятия).

  1. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

             Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

             «Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

             «Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

             «Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

             «Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

Игра «КЛАССИФИКАЦИЯ»

             «Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

             Далее проводится серия игр на словоизменение со словами: шапка, шапка, шар, мышь.

Игра «ОДИН – МНОГО» («Шапка – шапки»…).

Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО» («Шапка – шапочка»…).

Игра «НАЗОВИ ОГРОМНЫЙ» («Шапка – шапище»…).

Игра «КОГО/ЧЕГО НЕ СТАЛО»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

             Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук Ш»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком Ш».

  1. АНАЛИЗ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ

             «Звук Ш гласный или согласный и почему?» («Звук Ш согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

             «Звук Ш звонкий или глухой и почему?» («Звук Ш глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

             «Звук Ш твёрдый или мягкий и почему?» («Звук Ш твёрдый, потому что язык прямой»).

             «Звук Ш твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

  1. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

             «Поднимите руку, если услышите звук Ш:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

     «Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

     «Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

  1. СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА С БУКВОЙ

             Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук Ш обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ГОВОРИМ, БУКВЫ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ.

  1. АНАЛИЗ ОБРАЗА БУКВЫ

             «Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

ФИЗМИНУТКА

        ШАРИК

- Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

- Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

- Шарик лопнул,

(Хлопок)

- Воздух вышел,

(Наклон вниз, присесть)

- Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

        МЫШКА

- Это мама – мышка.

(Погладить голову)

- Она красивая как все мышки.

(Погладить лицо)

- У неё большие ушки,

(Погладить ушки)

- У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

- У неё мягкие щёчки,

(Погладить щёчки)

- У неё острый носик,

(Погладить нос)

- У неё зубастый ротик.

(погладить губы)

     8. СООТНЕСЕНИЕ ОБРАЗА БУКВЫ СО ЗНАКОМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

- Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

- На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

- Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

     «На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

     «На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

     «На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

  1. РАБОТА С БУКВАРЁМ

        (Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА

- Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

- Шарфик

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

- И носочки,

(Показать на ноги)

- Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

- Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

                                                                                 (О. Крупенчук)

10. РАБОТА С КАССОЙ БУКВ И СЛОГОВ

             Выложить в кассе букв и слогов:

- большую/заглавную «Ш»;

- маленькую/строчную «ш»;

- АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

- ша – Маша

- УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

- Шу – Шура

- ОШ – ШО

СЛОГОВ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ

             «Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА

             «Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

             «Какой буквой обозначали?»

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

             Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Шш. Придумать слова  изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Шш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте. Звуки В, ВЬ. Буква В.

Предоставляется конспект по обучению грамоте: "Звуки В, ВЬ. Буква В" в форме игрового занятия. ...

Занятие по грамоте: «Звуки [л], [л\']; буква Л» Логопедическое занятие

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л'];  знакомство  с буквой Л.Коррекционно-образовательные задачи:Систематизировать  знания  детей ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л." Лексическая тема "День Защитников Отечества" для детей подготовительной группы

Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать  словарь по лексической теме "День защитников Отечества"....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте: «Звуки [С],[Сь]. Буква С.»

Конспект  логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи .Тема: «Звуки [С],[Сь]. Буква С.»...

Сценарий логопедического занятия по обучению грамоте. Звуки В, ВЬ, буква В.

Сценарий подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста по теме: "Звуки В,ВЬ, буква В" с использованием рабочих тетрадей  для предшкольной...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте "Звуки С-Сь, буква С"

Представлен конспект занятия с использованием игровых приемов, нейропсихологических методов....

Открытое занятие "Обучение грамоте" Звук П

Закрепление представления о букве П и звуках П и Пь.● Различие согласных звуков по твердости – мягкости, гласных и согласных звуков, звуков и букв....