"Камнетерапия" как средство развития мелкой моторики у дошкольникв
статья по логопедии

Васильева Наталья Николаевна

В статье предлагаютс игры и стихи для развития мелкой моторики дошкольников при помощи нетрадиционного оборудования - морских камешков и речной гальки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamneterapiya.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

«КАМНЕТЕРАПИЯ»

как средство развития мелкой моторики у дошкольников

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Сегодня научно доказано, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию ребёнка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Научно доказано, что уровень развития мелкой моторики у ребёнка соответствует уровню развития его речи, ведь в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игр для развития мелкой моторики великое множество. Мне бы хотелось познакомить Вас с играми на основе нетрадиционного использования морских камешков, речной гальки. Всё новое и необычное привлекает детей, поэтому нетрадиционные способы развития мелкой моторики, будут способствовать повышению у детей внимания и интереса к играм с различными предметами и, следовательно, развивать их речь.

Игры с камешками

  • «По кочкам через болото». На столе рассыпают мелкие камешки – «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребёнок шагает указательным и безымянным пальцами «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать на бумаге.
  • Конструктор из камней. Для изготовления конструктора необходимо подобрать гладкие камушки и раскрасить.
  • Выкладывание из камешков геометрических фигур, знакомых букв, цифр.
  • Поиск камешков в песке, крупе. 
  • Сортировка камешков.
  • Катание камешков между большим и указательным пальцем.
  • Перекатывание пальцами одной руки двух камешков.

Камень круглый, словно, шарик

Меж ладошками катаю.

        ***

Круглый камушек беру,

Меж ладошками кладу.

Влево-вправо повращаю

И на место возвращаю.

        ***

Этот камень, словно, блинчик.

Положи его на пальчик,

Подержи его чуть-чуть.

Будет сильным пальчик, ух!

        ***

Овальный камешек возьму,

Меж ладонями зажму.

Взад-вперёд его катну,

Мышцы пальцев укреплю.

        ***

Камень круглый, гладкий, твёрдый

Зажимаю я в ладони.

Подержу его я прочно,

Укреплю все пальцы точно.

Такие игры оказывают всестороннее воздействие – развивающее, успокаивающее, тонизирующее, оздоравливающее. Отлично развивают и укрепляют моторику и тактильные ощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....

Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Салфеточная аппликация  как средство развития  мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста...

Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"

Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта. «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта.  «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»  Присущие д...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...

Консультация "Средства развития мелкой моторики для развития речи"

Консультация для воспитателей о средстве развития мелкой моторики у детей с нарушением речи...