Мастер-класс «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога при сопровождении детей с ОНР старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно - образовательной деятельности «В мире звуков»
план-конспект занятия по логопедии

Бухтиярова Светлана Александровна

Мастер-класс «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога

при сопровождении детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

Конспект  непосредственно - образовательной деятельности

«В мире звуков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_psihologom_master-klass_v_mire_zvukov.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога

при сопровождении детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

Конспект  непосредственно - образовательной деятельности

«В мире звуков»

Подготовили:      

воспитатель Бухтиярова С.А.,

педагог-психолог  Пузанова Н.Н.

Цели.

1. Реализация практических аспектов моделирования по взаимосвязи воспитателя и педагога - психолога при обучении гласным звукам  детей с ОНР.

2. Оказание информационной и методической поддержки воспитателям и педагогам - психологам, дошкольных образовательных учреждений.

Задачи.

Коррекционно - образовательные.

1. Уточнить артикуляцию гласных звуков.

2. Учить слышать и видеть гласные звуки в слогах и словах.

3. Закреплять умение определять позицию гласного звука в слове, придумывать слова на заданный звук.

4. Развивать правильное звукопроизношение.

5. Совершенствование грамматического  строя речи (использование в речи притяжательных прилагательных, развитие навыков словообразования и словоизменение).

Коррекционно - развивающие:

1. Развитие связного речевого высказывания, слухомоторных координаций.

2.Работать над развитием психических процессов зрительно-пространственного восприятия. Внимания, мышления.

3.Продолжать работать над развитием мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

4.Развивать фонематический слух, добиваться целенаправленного планового вдоха и выдоха.

5.Формировать умение и навыки произвольных движений посредством психогемнастики.

Коррекционно - воспитательные.

1. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, регуляции эмоционального поведения.

2. Расширять  и активизировать  словарный запас, навыки общения, высказывания положительных эмоций друг другу.

3. Формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контексте с окружающими.

4. Развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Материал.

1. Цветные полоски (Цветовой тест Люшера).

2. Замки гласных и согласных звуков.

3. Звуковые кружочки.

4. Картинки на гласные звуки.

5. Клубочек с разноцветными нитками.

6. Фломастеры (красный и синий).

7. Мнемотаблицы (фотографии с настроениями).

8. Березовые листья.

9. Прищепки и разноцветные резинки.

10. Лесенка с мелкими игрушками (матрешки).

11. Разрезанные картинки.

12. Магнитные буквы на прищепках.

   Ход образовательной деятельности.

Воспитатель. Дети, посмотрите, у нас сегодня гостей! Поздоровайтесь! Подарите им улыбку. Теперь подойдите к этим столам.

Цветовой тест Люшера.

Психолог. Ребята, на столе лежат разноцветные полоски, разложите их по цвету так, как вам нравится. А  теперь выберите ту полосочку, которая вам больше всего нравится (Отмечает какое настроение у каждого ребенка по  тесту Люшера).

Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения, а чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, закроем глаза и представим, что на нас светит солнышко, почувствуем его тепло возьмемся за руки и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта… (Берет в руки картинку зажженной свечи). Откройте глаза, посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас весь день. (Убирает полоски, раскладывает картинки).

Воспитатель. Ребята, я поняла, что у всех у вас хорошее настроение и вы готовы активно заниматься

- Скажите, какие вы знаете речевые звуки?

Дети. Гласные и согласные.

- Правильно. Гласные - в каком замке живут.

Дети. В красном.

- Почему они так называются?

Дети. Потому что они долго тянутся голосом, их можно петь.

- А согласные, в каком замке живут?

Дети. В синем.

- Как они произносятся?

Дети. Быстро и отрывисто.

 - Сегодня мы с вами будем повторять гласные звуки. Для пения гласные звуки важны. Они и напевны и очень нежны. Летят, как птицы, эти звуки в синеву.

- Догадайтесь по артикуляции моих губ, какие  это звуки? (А, О, У, И, Ы, Э). (Дети повторяют артикуляцию и произносят звуки).

- у вас на столе лежат буквы, которые обозначают гласные звуки. Назовите свои буквы. А теперь найдите на столе картинки, которые начинаются на ваши буквы.

Ананас – 1-й звук «А»                  Утка – 1-й звук «У»

Ослик – 1-й звук «О»                     Индюк – 1-й звук «И»

Эхо – 1-й звук «Э»                        Аист – 1-й звук «А»

- Кладите картинки на ковер, переверните их, сделаем из них дорожку.

Психолог. Какая замечательная дорожка у вас получилась. А помните ли вы у кого, какая была картинка (Дети называют).

- Молодцы, все правильно вспомнили. Какие вы сегодня звуки повторяете?

Дети. Гласные.

-  А мне бы хотелось подарить вам слова, вы их постарайтесь запомнить. Мише и Арсению дарю слово – «стены»; Наде и Раяне – «крыша»; Илье и  Даше – дарю слово «труба», а я запомню слово «окно».

- А чтобы легче запомнить наши слова, давайте мы их нарисуем, подходите к мольбертам берите фломастеры и рисуйте сначала «стены». У кого слово «стены»? Теперь «крыша», чье это слова? Рисуйте дальше свое слово. А мы нарисуем свое слово «окно».

- Что у нас получилось?

Дети. Домики.

Воспитатель. Настроение у вас прекрасное и домики вы все вместе хорошо нарисовали.

- Как вы думаете, какие буквы мы можем поселить  в этом домике?

Дети. Гласные.

- почему вы так решили?

Дети. Потому что он красный и гласные звуки красные.

- А в синем домике, какие?

Дети. Согласные, потому что они синие.

- Правильно. Пойдемте искать буквы.

Динамическая пауза.

Чоки – чоки – руки в боки (Кулачки на талию)

А теперь начнем подскоки (продвигаются)

Прыгнем вместе раз – два – три (подпрыгивают)

Сядь на место и замри! (приседают)

Правую руку вверх – ах (взмахивают руками)

Левую руку вверх – ух (взмахивают руками)

Ах – ух! Ах – ух! Пляшут руки во весь дух!

- Смотрите, какое дерево красивое. Как оно называется?

Дети. Береза.

- А какие разноцветные листья на ней и называются они как?

 Дети. Березовые.

- А на дубе, какие листочки? (дубовые)

- А на клене? (кленовые)

- Кто это так раскрасил листочки?

Дети. Осень.

Дыхательная гимнастика

- Давайте подуем  на них долгим ветерком и листики зашевелятся. Вдох-выдох (дыхательная гимнастика)

- А вы ничего необычного не замечаете на березе?

Дети. На ней и листики и буквы висят.

- Возьмите по одной букве, кто гласную, кто согласную и поселите их в домики, которые вы нарисовали. (Дети прикрепляют магнитные буквы).

ТРИЗ – создание проблемной ситуации

- Дети, а что было бы, если звук «А» вдруг пропал, например, в слове  …пельсин, а в слове  …нанас, а какой звук пропал в слове  …ндюк, …тюг.

Мнемогимнастика

Воспитатель. Ребята, а давайте расскажем наше любимое стихотворение

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Сердимся мы иногда,

И не злимся никогда!

Развитие коммуникативных навыков. Игра «Ты мне нравишься»

- Вот такие хорошие у нас ребята! А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется  «Ты мне нравишься» Мы сейчас все вместе составим одну большую цветную паутинку, связывающую нас между собой. Мы будем катить клубочек и выражать свои добрые мысли и чувства друг к другу словами. Итак, я качу клубочек к Насте и говорю: «Настя, ты мне нравишься, потому что с тобой весело играть»  Настя кати клубочек дальше.

- Смотрите, какой замечательный узор получился из ниток и как много добрых и приятных слов мы сказали друг другу. Вам понравилась игра? (Да)

- Спускайте ниточку с руки.

(Раскладываем на столе конверты)

Воспитатель. Дети скорее идите сюда. Давайте поиграем с последними осенними листочками. Возьмите по одному березовому листику и положите его на ладошку, теперь подуем на него и он легко летит. Вот какой листопад (2-3 раза).

- Смотрите, что это  за кружочки спрятались под листочками?

Дети. Это звуковые кружочки. Они обозначают звуки.

- Возьмите по 2 кружочка: красный и синий.

-  Если услышите гласный звук, поднимите какой кружок? Дети – красный.

- А если услышите согласный звук?

Дети. Синий.

- Теперь играем: А - И - П - У - Т - Б - О …

- А теперь садитесь на подушечки и возьмите прищепки с резинками

Пальчиковая гимнастика

- Открывайте прищепку, надеваем резинки на пальчики и произносим:

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик жарить стал

Этот пальчик все да съел

Потому и потолстел.

Психолог. Ребята, какое у вас настроение, хорошее? Вы уже знаете, что настроение можно выразить мимикой на лице, жестами, но еще можно узнать какое у человека настроение по голосу (Показывает картинки). Скажите, дети, какое это настроение?

Дети.  Радостное.

 - Саша, скажи радостно, как тебя зовут?

 - А это, какое настроение?

Дети. Грустное.

- Илья,  скажи грустно.

- А  это, какое настроение?

Дети. Печальное.

- Раяна, скажи печально, как будто хочешь заплакать. Услышали, какое у них настроение?

- А теперь подойдите к столам,  достаньте из  конвертиков разрезанные картинки и соберите целую картинку.

- У тебя что получилось? (Апельсин)

- А у тебя? (Ананас)

- Посмотрите внимательно на все картинки и скажите какая картинка здесь лишняя и почему?(

Дети. Астра, это цветок, а остальные фрукты. А еще фрукты можно есть, а цветы нет.

- Хорошо. А теперь скажите, что у них у всех общее? (Дети, я вам подскажу, послушайте мой голос: АВАКАДО, АПЕЛЬСИН, АСТРА, АБРИКОС у всех у них в начале слова стоит какой  звук?

Дети. У всех 1-я буква «А»

- Да дети у всех у них стоит в начале слова гласный звук «А».

- Молодцы!

(Раскладывает полоски)

Воспитатель. Дети, а где слышится звук «А» в слове АПЕЛЬСИН, в начале, в середине или в конце?

- Возьмите полоски и поставьте красный кружок в ту клеточку, где услышите звук «А». А в слове РУКА и т. д.(АБРИКОС, САД, КРАН, БУКВА, АРБУЗ).

- Все старались найти правильное положение звука «А» в слове, молодцы.

- А сейчас становитесь в круг и все вместе поиграем с мячом. Будем передавать мяч друг другу и придумывать слова на звук «У».но чтобы он был в начале слова. Наталья Николаевна начинайте.

Утка – утюг, утро – улица, ужин, уж, усы, укроп, узелок, указка, улыбка, укол, удочка, уши, удав, угол, утята.

- Молодцы, очень много слов придумали.

Психолог. Дети вы сегодня хорошо занимались и мы приготовили вам подарки, которые лежат в разноцветных камешках. Подходите сюда девочки, а сюда мальчики и ищите пальчиками каждый одну игрушку.

- У всех есть подарки?

Дети. Да!

Воспитатель. Понравились подарки? Покажите их родителям, расскажите, где слышится в названии этих игрушек гласные звуки.

Итог занятия

Воспитатель.  Вот и подошло к концу наше занятие.

- Какие мы сегодня с вами звуки повторяли?

Дети -  гласные звуки.

Психолог. Ребята, а теперь оцените себя. Кто считает, что у него все хорошо получилось, поставьте себя на верхнюю ступеньку, если еще надо учиться, на другие ступеньки.

- Вот как хорошо вы себя оценили, значит, у нас все с вами получилось. А я себя поставлю на среднюю ступеньку, потому что мне надо еще учиться.

Воспитатель.  Мне тоже все очень понравилось. А на какую ступеньку мне стать? Занятие окончено. Скажем - до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

Материал содержит подробную информацию об использовании нетрадиционной техники работы с бумагой-квиллинг при организации творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для пр...

Краткие рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей среднего и старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Овладение детьми цветовым богатством окружающего мира основано на сенсорном развитии ребенка, которое организуется и направляется взрослым и педагогом. В детском саду развитие чувства цвета на основе ...

МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»

МАСТЕР КЛАССиз опыта работыТема: Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Мастер- класс "Форма взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями воспитанников"

Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений.Мастер-класс служит для создания единого образовательного пространства «Детский сад – семья»....

Мастер-класс «Эффективное взаимодействие с родителями в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»      Мастер-класс для педагогов «Адаптация детей в детском саду»...