Самообразование учителя-логопеда
материал по логопедии

Лубяко Людмила Васильевна

Нейротренажеры в коррекционной работе логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx28.08 КБ
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx38.06 КБ
Файл samoobrazovanie.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

План работы

по самообразованию

учителя-логопеда Л.В. Лубяко

на 2020-2021 учебный год

Тема:  «Нейротренажеры в коррекционной работе логопеда»

Актуальность темы

Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.

Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы учителей-логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.

Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.

Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.

В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка.

Цель самообразования: повышение эффективности коррекционной помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологических тренажеров в работе с детьми с ОНР

Задачи:

  1. Изучить опыт по теме – приемы и методы нейростимуляции в коррекционной работе логопеда у детей  дошкольников с дизартрией.
  2. Познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОУ;
  3. Освоить базовые телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.

Направления самообразования:

Профессиональное:

  1. Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
  2. Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.
  3. Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии через издания и Интернет - ресурсы.
  4. Изучать опыт коллег.
  5. Принимать активное участие в работе специалистов  ДОУ.

Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:  

  1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
  2. Подготовлен необходимый нейроигровой материал (тренажеры)
  3. Разработаны и реализованы занятий с детьми с использованием нейротренажеров.

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет-ресурсы;
  • медиа - информация на различных носителях;
  • семинары – практикумы, конференции, вебинары;
  • выставки;
  • курсы повышения квалификации.

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 1 год, с разбивкой по этапам, с внесением коррективов в ходе работы над темой.

ПЛАН

работы над темой

Сроки

Цель

Содержание работы

Ожидаемый результат

1.Этап «Организационно-диагностический»

Сентябрь –октябрь 2020

Определение  цели и задач работы

  • подбор и изучение литературы по теме;
  • планирование работы по теме самообразования
  • Изучены нормативные документы.
  • Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература.
  • Изучены  нейропсихологические технологии в воспитательно-образовательном процессе.

2.Этап Основной (Практический)

Ноябрь-2020

Апрель 2021

Теоретическое изучение проблемы и практическое применение

  • теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, анализ);
  • практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике;
  • организация практической работы с детьми и родителями.
  • Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература, изучен педагогический опыт работы по нейропсихологии.
  • Составлены картотеки:
  • Упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия
  • Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения.
  • Игры и упражнения для развития пространственных представлений.
  • Разработан дидактический материал по теме самообразования.

3.Заключительный (обобщающий этап)

Май 2021

Подведение итогов работы

-оформление результатов работы по теме самообразования;

Используемая литература:

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
  2. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2012. - № 3. С. 28-35
  3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
  4. Семенович А.  нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
  5. Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб, заведений / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997.
  6. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.

Интернет - ресурсы



Предварительный просмотр:

Отчет

по самообразованию учителя-логопеда Л.В.Лубяко

Цель самообразования: повышение эффективности коррекционной помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологических игр-тренажеров в работе с детьми с ОНР

Задачи:

  1. Изучить опыт по теме – приемы и методы нейростимуляции в коррекционной работе логопеда у детей  дошкольников с дизартрией.
  2. Познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОУ;
  3. Освоить игровые коррекционные техники.

Направления самообразования:

  1. Познакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
  2. Прослушать  вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.
  3. Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии через издания и Интернет - ресурсы.
  4. Изучить опыт коллег.
  5. Принимать активное участие в работе специалистов  ДОУ.

Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:  

  1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
  2. Подготовлен необходимый нейроигровой материал (тренажеры)
  3. Разработаны и реализованы занятия с детьми с использованием нейротренажеров.

Основанием для темы моего самообразования  послужила тема курса по повышению квалификации «Нейропсихологическая диагностика и коррекция нарушений речи  у детей» в феврале 2020 г. («Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы»)

В июне  2020 г., став участницей вебинара Н.В.Нищевой «Нейропсихологические приемы в работе логопеда», убедилась, что тема интересна и актуальна для  работы с детьми с ОВЗ.

Реализация программы по самообразованию была  рассчитана на 1 год, с разбивкой по этапам, с внесением коррективов в ходе работы над темой.

Актуальность выбранной темы.

Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность мне, как логопеду,  более качественно вести свою работу.

Нейромоторика - это особо организованный вид двигательной активности, основанный на нейропсихологии (связь функционирования головного мозга и психических функций) и направленный на развитие функционирования мозговых структур через движение (моторику).

Взаимосвязь мозжечка, проводящих путей и моторики в развитии когнитивных (познавательных) функций очень важна.

И именно моторное развитие является одним из способов интеллектуальной коррекции, а нейромоторика (связь мозговой и двигательной активности) направлена именно на развитие умения управлять движениями (моторное планирование), развитие быстроты реакции, концентрации внимания, координированности и согласованности движений, их полному обьему, темпу и непрерывности.

Кому полезна нейромоторика?

  • дошкольникам при подготовке к школьному обучению;
  • детям раннего возраста для общего развития мелкой моторики и когнитивных способностей;
  • детям с нарушениями развития (ЗПР, ЗПРР, УО, ДЦП) для коррекции и компенсации имеющихся дефектов развития;
  • детям с речевыми нарушениями для развития речевых навыков;
  • детям с нарушениями моторного планирования и сенсорной интеграции.

Выполнение данных упражнений благоприятно влияет на развитие когнитивных (познавательных) способностей, межполушарное взаимодействие (взаимосвязь и согласованность работы правого и левого полушария), нейронные процессы (скорость работы мозга) и развитие речи.

Мелкая моторика напрямую связана с развитием когнитивных способностей и речи, именно поэтому очень важно уделять внимание этому аспекту развития ребенка.

Нейромоторика повышает уровень сформированности мелкой моторки:

  • координацию
  • точность
  • согласованность движений пальцев и рук

Систематическое выполнение упражнений данного комплекса повышает общую работоспособность мозга.

Этапы работы:

-Анализ научной литературы по проблеме развития детей с нарушением сенсорной интеграции, с отклонениями в формировании речевой деятельности –сентябрь-октябрь 2020

- Анализ технологий и приемов работы с детьми ТНР, основанных на сенсорной интеграции– ноябрь 2020-декабрь 2021

- Разработка картотеки  нейротренажеров  для активизации речевой деятельности, формированию предпосылок звукослоговой структуры слова, лексической и грамматической стороны речи и введение их в практическую работу– январь – май  2021

В соответствии с планом по самообразованию в рамках выполнения 1 этапа прослушала вебинар В.Д.Мазиной   «Приёмы нейро - психологической диагностики в практике учителя-логопеда» в ноябре  2020.

В январе 2021 г. стала слушателем  вебинара Е.А.Порошиной клинического психолога, кандидата психологических наук «Возможности нейропсихологической коррекции в раннем и дошкольном возрасте».

Были более подробно изучены труды:

 Э.Джин Айрес (пер. с англ. Юлии Даре) «Ребенок и сенсорная интеграция.  Понимание скрытых проблем развития», М., 2009., в которой разработанная автором теория помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что неуспеваемость и поведенческие трудности в большинстве случаев,  реальные проблемы, требующие планомерных занятий.

Улла Кислинг  (пер. с нем. К.А. Шарр), М.,  Теревинф, 2014., «Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие », в которой немецкий эрготерапевт рассказывает о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях.

Лынская М.И.   « Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. (Конспекты занятий ) – М.: ЛОГОМАГ, 2015-  основные особенности  ее метода:  первоочередное внимание уделяется формированию комплекса предпосылок к речи; опора на базовые виды восприятия: тактильное, обонятельное и вкусовое, проприорецепцию и ощущений от вестибулярной стимуляции; системное формирование всей языковой системы в комплексе с развитием навыков самообслуживания, социального поведения и пр.; развитие речи в ее коммуникативном аспекте, что позволяет наиболее эффективно актуализировать полученные навыки и избежать «кабинетного эффекта речи».

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001.

Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Сакулина, Н.П. «Формирование сенсорных способностей дошкольников» -  «Дошкольное воспитание», 1978., № 1, с. 27-30.

Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет» , М., 1988.

Битова, А.Л., Борисовская, О.Б. «Педагогика, которая лечит», М., 2013.

Приобретены пособия Елизаветы Шестаковой (коррекционного педагога) по нейромоторике и Назаревской Тамары (клинический психолог,  логопед – олигофренопедагог, психорефлексолог) по нейропсихологии.

Тесно взаимодействую с коллегами Ксензик А.А. и Самойловой Н.Н. в плане обучения упражнениям по сенсорной интеграции.

         

Итак,  I этап плана – организационно-диагностический реализован в полном объеме.

В данный момент осуществляется П этап – основной – применение в практической  работе с детьми знаний, умений, навыков.

С января 2021 в  индивидуальные занятия с детьми   систематически  вводятся нейротренажеры.

Ш этап – подведение итогов проведенной коррекционной работы и оформление результатов.

Используемые   игры –тренажеры:

  1. Фонетическая ритмика. Дыхательный тренажер. Стимулируем речевую активность.

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Выполнение на модуле «Ортодон»

  • Стимулирует формирование и закрепление навыков произношения.
  • Эти занятия . включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа.
  • Фонетическую ритмику  я использую  и для занятий с детьми с ЗПР
  1. нейротренажер  для автоматизации звука Р, Л, С, Ш

Цель: автоматизация звука Р через воспроизведение кистевых и пальцевых поз с проговариванием.

  • Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т.д.
  • Упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.
  • Дети старшей группы с удовольствием повторяют позы рук и называют слова ( или показывать их на картинке).
  • В подготовительной к школе группе ребята  смогут читать и одновременно выполнять действие.
  • В тренажере предлагаются дополнительные задания: какая лишняя картинка, где находится звук  в слове, назови слова с заданным звуком  и многое другое.
  1. Нейротренажер тренажер на автоматизацию и дифференциацию звуков З и Ж

Цель: автоматизация и дифференциация звука [З] и [Ж] совместно с двигательными упражнениями для рук и ног.

Пример:

Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и параллельно произносятся слоги "ЗА" - "ЖА" - "ЗУ" - "ЖУ"

Тренажёр включает в себя карточки звуков и карточки для составления рядов из поз.

  • Отдельно упражнения -на З
  • Отдельно упражнения на Ж
  1. Нейротренажер: рисуем двумя руками (лексические темы)

Тетрадь -тренажёр межполушарных взаимодействий

Задачи:

  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • устранение дислексии.
  • знакомство и закрепление лексических тем
  1. "Звуковые дорожки" могут применяться для автоматизации отдельных звуков речи и для запуска речи у малышей, отлично подойдут для детей с заиканием!

Цель:

  • привлечь внимание детей
  • вызывать у них интерес и желание многократно произносить необходимые звуки

Параллельно с основной задачей (закрепление произношения звука, вызывание речи), данное пособие позволяет решить и другие задачи.

  1. Логобродилки с нейроподходом

Цель игры.

Автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики. ( С, Ш, З, Ж, Р, Л, Щ).

Задачи:

Корригировать произношение, фонематический слух, восприятие.

  1. Сенсорная игра для профилактики дисграфии и дислексии

Нарисовать на спине ребенка символ или фигуру, предложите угадать, что вы нарисовали и выбрать подходящую карточку.

Рисовать следует медленно, четко, использовать для рисования всю поверхность спины.

Для детей  от 6 лет

«Узнай букву” (дермолексия).

Цель: развитие осязательного восприятия, запоминание букв.

Варианты проведения игры: буква на ладошке печатается пальцем или с помощью мокрой кисточки.

При этом взрослый стоит за спиной ребенка и у ребенка глаза закрыты. Ребенок должен назвать букву.

вариант. Взрослый рисует символ на спине, а ребенок пытается воспроизвести на бумаге.

  1. Упражнение «Телефонная линия»
  • Упражнение развивает осязательную чувствительность, помогает групповому взаимодействию, способствует запоминанию и воспроизведению определенного ритмического рисунка, воспринимаемого тактильно.
  • Дети сидят в ряд, друг за другом. Ведущий прохлопывает ритмический рисунок на спине у сидящего сзади. Его задача – передать этот ритмический рисунок дальше по цепочке, ориентируясь только на свои ощущения.
  • Последний ребенок в цепи, которому передано сообщение должен его озвучить (прохлопать)
  1. Попробуй повтори!

Инструкция:

Взять карточку, выполнить позу и ее удержать в течение 15-30 сек, одновременно произносим звукоподражание.

Выложить серию карточек 2-3 шт., выполнить быстро каждое движение  и одновременно произнести звук.

  1. Авторские игры-нейротренажеры:

«Грузовики»

Цель:

  • Упражнять в классификации предметов по темам: игрушки, овощи, фрукты  и т.д.
  • Учить определять 1 звук в слове (гласный-согласный, твердый-мягкий);

«Соберем цветы»

Цель:

  • Развивать умение выделять первый и последний звук в слове;
  • Упражнять в определении согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости и глухости.

Как правило, нейротренажеры,  являются привлекательным видом деятельности для ребенка, такие игры обеспечивают эмоционально насыщенный фон логопедического занятия, направлены на преодоление негативизма

Безусловно,  элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

На перспективу

  • Тренировка слухоречевой памяти с нейроподходом

Пособие по развитию речи детей с дизартрией, заиканием, и другими речевыми нарушениями

Звукотерапия - это терапевтическая методика, основанная на пении и определенной системе упражнений, которая позволяет стимулировать внутренние органы человека, а также нормализовать функциональность нервной системы, и повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам.

В пособии представлены:

  • Приемы тонирования;
  • Звуковые дорожки;
  • Упражнения на правильное произнесение согласных звуков;
  • Комплексы упражнений на развитие речевого дыхания;
  • Развитие силы голоса. 

  • Клиновидные таблицы

На разный возраст, с учетом индивидуальных возможностей ребёнка

Варианты заданий:

  1. Необходимо, глядя на центральную цифру, назвать правую и левую картинку сверху-вниз и снизу-вверх
  2. Назвать только левые картинки, затем только правые.
  3. Глядя на центральную цифру, называть справа и слева где в слове находится данный звук (в начале, середине, в конце)-для старших дошкольников
  4. Глядя на центральную цифру, с каждым словом составить предложение.

Цель этого задания, глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть картинки, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения и упражнение поможет автоматизировать (дифференцировать) различные звуки

  • Тактильные чистоговорки (Назаревская Т.Н.)

Теперь не только на слух ребёнок сможет воспроизводить чистоговорки, но и иметь зрительную опору (на кружочки можно клеить пластилин - для тактильных ощущений).

Пособие-тактильные карточки поможет не только автоматизировать звуки,  но и развить связную речь. Научит строить фразы, предложения!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по самообразованию учителя-логопеда Л.В.Лубяко Цель самообразования : повышение эффективности коррекционной помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологических игр-тренажеров в работе с детьми с ОНР

Слайд 2

Задачи: - Изуч и ть опыт по теме – приемы и методы нейростимуляции в коррекционной работе логопеда у детей дошкольников с дизартрией. - Познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОУ; - Освоить игровые коррекционные техники. Направления самообразования : - Познакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии. - Прослушать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом. - Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии через издания и Интернет - ресурсы. - Изучить опыт коллег. - Принимать активное участие в работе специалистов ДОУ. Ожидаемые результаты работы по теме самообразования : - Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования. - Подготовлен необходимый нейроигровой материал (тренажеры) - Разработаны и реализованы занятия с детьми с использованием нейротренажеров .

Слайд 3

нейротренажеры : «лабиринт», «дорога», «волшебное окошко», «автоматизация звука»

Слайд 4

нейротренажеры : «что перепутал художник», «автоматизация звука в слове на коврике « ортодон », «Грузим товары»

Слайд 5

кинезиологические упражнения со всей группой : упражнения на сенсомоторику – «ловкий карандаш», «волшебный ком», «Телефонная линия». «Попробуй повтори»

Слайд 6

Источники Бант http ://www.polyvore.com/cgi/img-thing?. out=jpg&size=l&tid=198598872 Птицы https :// img1.goodfon.ru/original/2560x1440/4/c9/detskiy-pticy-cvety.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

План самообразования учителя-логопеда

План самообразования учителя-логопеда Майоровой Е.К.  на 2013-2014 учебный год.Тема:  «Использование информационно- коммуникативных   технологий в коррекционной работе учителя...

план по самообразованию учителя-логопеда

Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи» Обоснование выбранной темы:   Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальц...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...