Предлоги в старшем возрасте
статья по логопедии (старшая группа)

Волкова Анна Владимировна

Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями в процессе формирования пространственных представлений

Практика логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что у большинства детей с нарушением речи отмечается недоразвитие или несформированность пространственно-аналитической деятельности. Дошкольники данной категории затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в понимании и употреблении грамматических форм, выражающих пространственные отношения. У многих из них страдает восприятие целостного образа предмета: затрудняются сложить разрезную картинку, не справляются с заданиями по конструированию из палочек и строительного материала.

Недостаточная сформированность пространственных ориентировок у детей с ОНР наблюдается и при работе с серией сюжетных картинок. Дети выкладывают картинки справа налево, при этом последовательность изложения событий, изображенных на картинках, правильная. Составление самостоятельного рассказа по одной сюжетной картинке детьми с речевой патологией представляет более серьезные трудности. Дошкольники с ОНР рассматривают картинку чаще всего в направлении слева направо и снизу вверх. Это свидетельствует о том, что у них имеются тенденция к инверсии вектора восприятия и фрагментарность. В результате этого самостоятельный рассказ представляет собой перечисление некоторых предметов, либо рассказ по несущественным деталям картинки, по отдельным фрагментам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlogi_v_starshem_vozraste.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями в процессе формирования пространственных представлений

Практика логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что у большинства детей с нарушением речи отмечается недоразвитие или несформированность пространственно-аналитической деятельности. Дошкольники данной категории затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в понимании и употреблении грамматических форм, выражающих пространственные отношения. У многих из них страдает восприятие целостного образа предмета: затрудняются сложить разрезную картинку, не справляются с заданиями по конструированию из палочек и строительного материала.

Недостаточная сформированность пространственных ориентировок у детей с ОНР наблюдается и при работе с серией сюжетных картинок. Дети выкладывают картинки справа налево, при этом последовательность изложения событий, изображенных на картинках, правильная. Составление самостоятельного рассказа по одной сюжетной картинке детьми с речевой патологией представляет более серьезные трудности. Дошкольники с ОНР рассматривают картинку чаще всего в направлении слева направо и снизу вверх. Это свидетельствует о том, что у них имеются тенденция к инверсии вектора восприятия и фрагментарность. В результате этого самостоятельный рассказ представляет собой перечисление некоторых предметов, либо рассказ по несущественным деталям картинки, по отдельным фрагментам.

При изучении особенностей употребления предлогов пространственного значения детьми с ОНР (3 уровень речевого развития, старший дошкольный возраст) были выявлены недостатки в виде следующих ошибок:

  • пропуски предлогов перед верно выбранным косвенным падежом;
  • пропуски предлога при употреблении существительного в исходной форме;
  • замещения предлога гласным звуком;
  • замещения предлога другим предлогом;
  • ошибки употребления падежных окончаний управляемых слов;
  • поиски правильного применения предлогов;
  • замена предложно-падежной конструкции другой, грамматически правильно оформленной, но с иным значением.

Однако пространственные нарушения у детей с ОНР (3 уровень речевого развития) характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.

В основе формирования навыков владения предложно-падежными конструкциями в экспрессивной речи лежит овладение детьми пространственными представлениями. Пространственные представления рассматриваются как базовые составляющие психического развития. В структуре пространственных представлений различают четыре уровня, которые пересекаются между собой. Первый уровень представляют пространственные представления о собственном теле, второй уровень – представления о взаимоотношении предметов окружающего мира между собой и по отношению к телу, третий уровень вербализации пространственных представлений в импрессивной, а затем и в экспрессивной речи и четвертый уровень – лингвистические или квазипростран-ственные представления. Основой для формирования пространственных представлений является взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга, а также система координат, которая закладывается у ребенка поэтапно в процессе лежания – сидения – ползания – стояния. Систему координат можно представить в виде трехмерной модели пространства, состоящей из трех осей – вертикальной (верх-низ), фронтальной (перед-зад), латеральной (лево-право). В зависимости от того, какой объект определяется в качестве центра системы координат – созерцатель, предмет наблюдения созерцателя или фиксированный в пространстве ориентир – систему координат может назвать соответственно личностной, относительной или абсолютной.

Личностная система координат создается тремя осями, пропущенными через созерцателя: вертикальная (голова – стопы), фронтальная (глаза – затылок), латеральная (правая – левая стороны тела). Местонахождение предмета в пространстве определяется так, как видится созерцателем. Относительная система координат создается тремя осями, пропущенными через шесть сторон предмета. Эти стороны тоже обозначаются как перед, зад, лево, право, верх и низ наблюдаемого предмета. Абсолютная система координат создается четырьмя сторонами света и вертикальной осью земного притяжения.

Каждая из описанных систем координат отражается в речи. Пространство имеет главное значение в процессе познания окружающего мира человеком, а также в овладении языком . Процесс моделирования всевозможных пространственных отношений в языковых конструкциях начался в древние времена. При этом базовой и универсальной познавательной моделью для человека является собственное тело, взаимодействующее с окружающим миром. В то же время одним из наиболее важных аспектов понимания пространства является представление об отношениях между предметами окружающего мира. Среди различных языковых средств реализации пространственных отношений особое место занимают предлоги.

Коррекционно-логопедическая работа ведется с опорой на взаимодействие с двигательным, тактильным и зрительным анализаторами. На первоначальном этапе формирования умения правильно употреблять предлоги работа начинается с уточнения значений предлогов в импрессивной речи, далее введение этих предлогов экспрессивную речь. Приобретенные умения закрепляются в практических упражнениях: дети определяют количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как самостоятельное слово в речевом потоке, запоминают графический образ предлога, составляют простые и сложные предложения, короткие рассказы с предлогами. При этом работа над предлогами рассматриваются как составная часть работы над связью слов в предложении в целом. Необходимо отметить, что речь должна сопровождать деятельность ребенка и являться средством отчета о выполняемых действиях. В этом случае предлог

становится объектом пристального внимания дошкольников с речевыми нарушениями, что является основой для выработки понимания его синтаксической роли в разнообразных речевых конструкциях.

Таким образом, логопедическая работа по совершенствованию предложных конструкций в процессе формирования пространственных представлений способствует не только развитию лексико-грамматической стороны речи, но и развитию у детей гибкости в применении языковых средств, развитию языкового чутья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание и употребление предлогов детьми дошкольного возраста (проект, элементы)

В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность пространственного восприятия и пространственных представлений в онтоге...

Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста с ОНР.

Методическая разработкаЛогопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста с ОНР. Сведения об авторе: Ефимова Юлия Борисовна учитель-ло...

Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста с ОНР. (презентация)

Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста с ОНР. Сведения об авторе: Ефимова Юлия Борисовна учитель-логопед ГБДОУ № 14 ...

Календарно тематическое планирование изучение предлогов в старшей и подготовительной группе для детей с нарушением зрения.

Календарно тематическое планирование изучение предлогов в старшей и подготовительной группе для детей с нарушением зрения....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие речевой активности у детей старшего возраста"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»Вопросы развития правильной речи...

 Методическая разработка "Логопедическая работа по формированию лексических значений пространственных предлогов у детей старшего возраста"

В методической разработке раскрываются этапы формирования пространственных предлогов. Предлагаются игры и упражнения по преодолению аграмматизмов в речи....