Мастер-класс на тему: "Работа учителя-логопеда ДОУ с родителями"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Муллахметова Гульназ Анваровна

Работа с родителями имеет важное значение в эффективности проводимых занятий с логопедом. Поэтому работа с родителями нужно проводить ежедневно! В данном мастер-классе кратко описаны формы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rabota_logopeda_s_roditelyami.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №1 «Радуга» ГО г.Агидель РБ

                                 Мастер-класс на  тему:

«Работа учителя-логопеда ДОУ с родителями»

(городской семинар)

                                                                                 Подготовила: учитель-логопед

МАДОУ детский сад №1 «Радуга»

                   Муллахметова Г.А.

г.Агидель, 2021г.

    Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.

       В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

     В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон РФ «Об образовании», ст. п. 1). Работа с родителями – это сложная и важная часть работы учителя-логопеда.

       Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома. И, к сожалению, многие родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и логопедов. Данный факт обусловливает необходимость более тесного взаимодействия специалистов ДОУ с родителями.

    Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагога и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

      Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и педагога, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Педагог осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Осознанное включение родителей в совместный с педагогом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы.

Исходя из данного направления работы, нами решаются следующие задачи:

  • устанавливаются партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
  • объединяются усилия педагогов группы и родителей для развития и воспитания детей;
  • создаётся атмосфера общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • повышается психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
  • оказывается помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживается их уверенность в собственных педагогических возможностях.

    Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого направления учителем-логопедом и педагогами было решено уделить особое внимание семьям, дети которых посещают логопедическую группу. Понимая, что, продуктивность работы учителей-логопедов с семьями воспитанников напрямую зависит от осознания необходимости выделять время на взаимодействие с родителями дошкольников, был скорректирован график работы, с более мобильнным, установления коллегиальных отношений со специалистами образовательного учреждения (с активным участием психолога).

Для решения поставленных задач, мы использовали как традиционные, так и инновационные формы сотрудничества с родителями детей логопатов. Общение с родителями строили, руководствуясь девизом :«Родитель – не гость, а полноправный член команды логопедической группы».

Инновационные формы работы с семьями следующие:

  • информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросников, «Родительская почта»);
  • досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках);
  • познавательные (семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей);
  • наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек).

Мы в своей работе применяли наиболее эффективные формы и приемы организации работы с семьями воспитанников:

Родительские собрания

Родительское собрание — хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, осу-ществляется разными путями: педагогическая мастерская, организационно-деятельностная, деловая или ролевая игра, конференция, консилиум, диспут, размышление, дискуссия, практикум, тренинг, опыт, «круглый стол», вечер- встреча, конкурс, праздник вместе с детьми, в форме презентации.

Приглашаем родителей, не только стандартным объявлением но и sms-информированием, размещением информации в группе, созданной в Вайбер индивидуальные приглашения (обязательно с обращением к родителям по имени-отчеству, указанием точной даты и времени проведения мероприятия).

Первое родительское собрание проводим в конце сентября. На этом собрании учитель-логопед освещает вопросы о необходимости специального обучения детей с нарушениями речи, анализирует результаты логопедического обследования детей (с указанием на общие трудности, а в ходе индивидуальных бесед информирует родителей о результатах обследования их ребенка); сообщает об организации и содержании работы в течение года; информирует о принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение при нарушениях мышечного тонуса, заболеваниях органов зрения, слуха и т.д.). Даем послушать родителям записи речевых высказываний детей, полученных при первичном обследовании.

Второе родительское собрание проводим в январе, когда родителей знакомим с итогами обучения детей за истекший срок. Это собрание может иметь форму деловой игры, круглого стола, родительской гостиной и т. п. Обязательно проводится и открытое занятие по звукопроизношению или занятие-развлечение (например, «Праздник звука л», если этот звук к этому времени введен в речь всех детей). Предлагаем родителям ответить на вопросы анкет, обсудить опыт работы отдельных семей по обучению и воспитанию детей.

Третье собрание проводится по итогам коррекционного обучения (в мае), на нем даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.

В подготовке родительского собрания участвуют и родители, и специалисты детского сада, и воспитатели логопедической группы.

Этапы проведения собрания включают:

  1. Выступления ведущего, воспитателей, педагогов — специалистов в определенной области.
  2. Выступления, магнитофонные записи образцов речи детей.
  3. Показ открытых занятий или их фрагментов.
  4. Анализ выступлений детей и обмен опытом родителей.
  5. Обсуждение анкет. Выводы специалистов.

Индивидуальные консультации

Консультативно-информационная деятельность — неотъемлемая часть коррекционного процесса. Потребность родителей в знаниях можно реализовать в разных формах: проведение консультаций, встреч за «круглым столом» и т.д. В зависимости от темы проводит ее воспитатель или логопед.

«Учимся правильно, красиво говорить» — решаем задачу постановки звуков при помощи специальных приёмов. Взрослые должны уметь объяснить детям правильный уклад органов артикуляционного аппарата конкретного звука. Проводим с родителями игру-тренинг «Угадай звук», которая помогает познакомить с моделями артикуляции. На схемах изображены основные характеристики произношения нарушенных звуков:

  • положение губ («улыбка»«рупор»)
  • поза языка (вверху-внизу, в виде «чашечки»«иголочки»«паруса»)
  • постановка зубов (сомкнуты-разомкнуты, сближены)
  • наличие или отсутствие вибрации голосовых складок
  • характеристика воздушной струи (тёплая, холодная).

Мамы и папы со временем приобретают исключительно логопедические навыки и умения, становится «семейными логопедами».

Индивидуальные консультации позволяют знакомить с инновационными методами и приёмами обучения ребёнка. Такая форма позволяет учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики воспитанника.

В практике работы логопеда часто случаются ситуации, когда у родителей возникают какие-либо вопросы, но у них нет возможности задать их специалисту лично. В этом случае мы используем и «Родительскую почту» — коробку для записок с вопросами, и более современное общение в группе в социальной сети, в Зуме, или Скайпе.

Семинары-практикумы

В ДОУ нами были проведёны:

  • семинар-практикум на тему: «МЫ- вместе» цель которого- формирование коррекционно-логопедической компетенции родителей, оказание практической помощи родителям детей при выполнении домашних заданий.
  • Мастер-класс «Игры, которые звуки закрепляют» позволил продемонстрировать весь спектр игрового материала по автоматизации: от картинок до медиа пособий. Знакомили с правилами игр, и вариантами усложнения задания. Для закрепления полученных знаний, предлагаем логопедические тетради с рекомендациями, в которые еженедельно вклеиваются новые карточки с заданиями, в зависимости от речевых возможностей ребёнка.

В итоге активность родителей значительно возросла и уже появились результаты. Многие дети вышли на этап автоматизации звука, а с помощью родителей значительно легче и быстрей вводится звук в спонтанную речь. Компетентные родители закрепляют правильное произношение звуков во всех видах деятельности ребёнка, потому что знают, как это делать и насколько это важно!

Проектная деятельность

Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе мы считаем организацию проектной деятельности. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности. Нами разработан и реализуется проект под названием «Учимся, играя»«Использование ИКТ в формировании звукопроизносительной стороны речи у детей с ОНР»

Основными задачами явились:

  • овладение родителями навыками обучения в дидактических играх детей с речевыми паталогиями
  • обогащение словаря и формирование грамматического строя речи в (настольно-печатных, дидактических)
  • повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей
  • создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий. Участие родителей в коррекционно — образовательном процессе.

Разработка проектов обеспечивает системное и последовательное информирование родителей о значении и необходимости организации развивающего и обучающего игрового досуга ребенка. Комплексный подход к повышению педагогической культуры родителей значительно разнообразит их отношения с детьми и оптимизирует взаимодействие с педагогами детского сада, позволяет вывести образовательный процесс на качественно новый уровень в соответствии с современной нормативной базой.

Домашние задания

Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.

Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на лого-педических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни.

Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель помогают родителям правильно организовать эту работу. В их задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить общий перспективный план преодоления имеющихся проблем в развитии.

Для установления режима систематического, планомерного выполнения домашних заданий и привлечения к ним родителей заводим индивидуальную тетрадь домашних заданий, в которой весь речевой материал распределяется по направлениям:

  • развитие (формирование) артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук;
  • воспитание произносительных навыков;
  • развитие просодики речи;
  • развитие звукового анализа и синтеза;
  • подготовка к обучению в школе (обучение грамоте, формирование навыка чтения, развитие графических навыков и т.д.);
  • формирование активного и пассивного словаря;
  • формирование лексико-грамматических категорий языка;
  • развитие психологической базы речи.

Интерактивная взаимосвязь

В работе учителя-логопеда и воспитателей используем и новые формы взаимодействия с родителями, к примеру, интерактивная взаимосвязь: консультации в социальных сетях, оказание индивидуальной консультативной помощи родителям через интернет-общение. Знакомим с авторскими презентациями, а также делаем обзор сайтов в сети Интернет, которые располагают богатейшими коллекциями онлайн игр.

Медиатека — мультимедийные материалы к занятиям с детьми-логопатами знакомят родителей с развивающими и обучающими компьютерными программами.

Термин «медиатека» включает в себя не только аппаратные устройства, но и носители информации, а также собственно саму информацию. Учитель-логопед помогает родителям подобрать мультимедийные материалы к занятиям с детьми, развивающие и обучающие программы, выбор которых в настоящее время достаточно велик (различные медиа-объекты, специальные логопедические порталы, сайты в Интернете).

Можно использовать программу Power Point в форме компьютерной игры, можно отработать произношение того или иного звука, совершенствовать фонематические процессы, лексико-грамматический строй и связную речь. У каждого ребенка имеется памятка для родителей «Как заниматься с ребенком за компьютером». Задания рассчитаны на 7—10 мин и только для детей 5,5—7 лет и выполняются в присутствии родителей. Создав большую базу картинок по темам и на определенные звуки, логопед может очень быстро изменить задание для каждого ребенка.

Использование ИКТ дает возможность на стадии постановки звуков у детей значительно повысить эффективность логопедического воздействия.

Родительские дни,

К сожалению в связи в санитарно-эпидемиологической обстановкой эту форму работы мы вынуждены ограничить, но ее использование имеет ряд преимуществ, поэтому посещение родителей, вынужденно заменили на видео занятий.

Наглядные формы работы

Важной составляющей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является просвещение родителей. Одна из функций просвещения -информативная. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволит не только познакомить родителей с вопросами логопедии через материалы стендов, тематических выставок и др., но и доступно и убедительно дать родителям нужную информацию логопедического характера.

Стенды

Стенды – это одна из наглядных форм представления информации. На логопедических стендах размещаем несколько видов информации: многолетнюю, годичную и оперативную. Многолетняя информация — это необходимые родителям сведения о реализуемой образовательной программе, ее авторе. Годичная информация – это сведения о задачах и содержании логопедической работы в группе на год. Оперативная информация, как правило, касается проведения тематических недель. Если позволяет размер стенда, то на нем можно поместить письменную консультацию или памятку для родителей.

Папки-ширмы

Размер стендов не всегда удовлетворяет запросам специалистов, особенно работающих в коррекционных группах. Тематические папки-ширмы помогают решить данную проблему. Формат одного окна ширмы соответствует, как правило, размерам альбомного листа. Количество страниц папки-ширмы регулирует сам специалист. Обычно оно не превышает 3-4 листов. Как правило, в папках-ширмах размещаются письменные консультации, памятки, различный выставочный материал.

Буклеты

Буклет — это письменная консультация, отпечатанная на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы ее можно было читать и рассматривать, не разрезая, а раскрывая ширмообразно. Их отличие от письменных консультаций, размещаемых на информационных стендах, состоит в том, что буклеты предназначены для индивидуального информирования.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас в ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда.

- Дорогие коллеги, представьте, что вы попали на консультацию к логопеду(как родители). Какие вопросы вы бы задали специалисту?

Примерные вопросы:

1.Моему сыну 2,5 года. Он не разговаривает, произносит отдельные звуки и кивает головой или мычит. Нужно ли нам заниматься с логопедом?

 - Конечно, не слушать советов  подождать, пока само собой наладиться. Нет! Нужно посоветоваться со специалистом. А вернее с несколькими специалистами: оториноларингологом, неврологом, логопедом.

Оториноларинголог может правильно оценить строение речевых органов ребенка, но главное, он должен проверить физиологический слух ребенка.

Так как именно слух является ведущим фактором для успешного овладения речью. Если есть нарушения слуха – нет речи.

Специалист невролог оценит психическое развитие ребенка. Речь — это психическая функция (такая же, как внимание, память), показатель мышления.

Развитие речи на менее важно, чем физическое развитие, хороший сон и аппетит, здоровый иммунитет. Задержка речевого развития может быть следствием неблагоприятного течения беременности или родов, так как речевые зоны коры головного мозга наиболее часто страдают от кислородного голодания. Когда неврологические проблемы (если они имеются) решены, но речь ребенка сама собой не налаживается, пора обратиться к логопеду-дефектологу.

Задача логопеда – разобраться в причинах недоразвития речи и организовать коррекционную работу. Нарушение темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлено неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребенка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребенка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует хорошо организованной коррекционной работы. Специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер.

Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.

2. –Здравствуйте! Моему ребёнку 4 года. Он целый год ходил к логопеду, а звук «Р» ему так и не поставили? Почему?

Все зависит от того, на сколько сильно нарушено звукопроизношение у  конкретного ребенка.

До 4,5-5 лет речевой аппарат ребенка растет и формируется, т.е. до этого возраста небольшие несовершенства  речи допустимы. Обычно нарушаются звуки верхнего образования [л], [р], [ж], [ш], и это называется физиологическая дислалия. К 5 годам дети уже осознают, что неправильно произносят некоторые звуки, и более продуктивно работают на логопедических занятиях.

Это зависит от нескольких факторов. Во-первых, от количества неправильно произносимых звуков, состояния речевого аппарата и нервной системы ребенка.

Во-вторых, от того, на сколько родители смогут дома отрабатывать с ребенком задания, которые дает логопед.

3.- Добрый день! Моя дочь в этом году выпускается из детского сада. У неё есть все звуки,  она умеет читать. Даёт ли это гарантию того, что ребёнок будет хорошо учиться в школе?

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение.

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте.

Для того, чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому важно развивать и фонематический слух и восприятие. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой        легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Какие признаки нарушения фонематических процессов могут быть у ребенка?Хочу такой сайт

1. Нарушено звукопроизношение (замены и смешения звуков).

2. Нарушена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков. 

Узнать, нарушен ли фонематический слух у ребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий:
1. Предложите ребенку повторить слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог  ша, ребенок хлопает в ладоши.

2.  Необходимо проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

- Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.

- Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».

3.  Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

- Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.

- Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук-тук.

Я выбрала более распространённые вопросы родителей из своей практики. Может у вас есть свои вопросы, ведь у вас тоже есть дети и внуки. Давайте вместе их разберём!

В завершении моего мастер-класса хочу сказать вам всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда"

Представлен материал из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологии в логопедической практике: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жи...

Мастер класс: «Мультимедийные игры в работе учителя-логопеда»

Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе учителя-логопеда всегда найдется место для использования мультимедийных игр, что позволяет чрезвычайно повысить эффективност...

Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Мастер-класс "Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".

Практика работы дошкольных образовательных учреждении свидетельствует о необходимости расширения использования информационно - коммуникативных  технологий в организации образовательного процесса....

Мастер-класс "Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда"

Участникам мастер-класса представляется технология применения биоэнергопластики....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи, посредством демонстрации методов и приемов работы при активном участие педагогов...