Рабочая программа кружковой работы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Иванова Ирина Владимировна

Учимся говорить правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_govorit_pravilno.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 31»»

Принято:

Советом педагогов

Протокол № ___ от _______ 2020 г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«ЦРР – детский сад № 31»

__________М.П. Казакова

Приказ № ___ от __________ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружковой работы «Учимся говорить правильно»

на 2020 -2021 учебный год

(возрастная категория детей 6-7 лет, срок реализации 1 год)

         

                           

                                                                               Составитель:

учитель-логопед Иванова И.В.

 

г. Троицк,2020

I Целевой раздел

Пояснительная записка

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.

Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения и культуры.

Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.

Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Направление парциальной  программы кружка «Научите меня говорить правильно»  - речевое развитие.

Цель программы:

Формирование правильного произношения и различения звуков на основе звуко – буквенного анализа через использование  моделей  артикуляции звуков. 

Задачи:

1.Развивать фонематическое восприятие.

2. Готовить органы артикуляционного  аппарата, используя интерактивную гимнастику.

3.Формировать умение детей  различать звуки близкие по акустическим  и артикуляторным параметрам с использованием моделей артикуляции звука.

4. Формировать предпосылки к  грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Использовались принципы для формирования  парциальной программы «Учимся говорить правильно».

 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

2.Принцип наглядности:

Использование моделей артикуляции звуков в качестве наглядности, дает детям  возможность  воспринимать звуковую единицу и «содержат» в себе образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

3.Принцип системности:  работа кружка «Учимся  говорить правильно»  

направлена на развитие и корекцию речевых нарушений у детей старшего дошколного возраста.

4.Принцип деятельностного подхода:

Организации работы кружка  осуществляется с учетом ведущей деятельности детей:  игровой и предметно – практической.

Обоснование программы с точки зрения возрастных особенностей детей:

Полноценное развитие всех средств и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно – психического здоровья и социолизации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затдрудняет взаимомотношения с людьми, зажерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Развитие общих речевых навыков – одна из важнейших задач развития, так как именно дошкольный возраст наиболее сенситивен для её решения. Анализ  закономерностей и особенностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте позволяет отметить особую значимость развития общих речевых навыков.  Я считаю, что работу по развитию  и формированию общих речевых навыков целесообразно проводить в кружковой  деятельности – «Учимся  говорить правильно».

Планируемый результат:

1. Фонематическое восприятие развито на достаточном уровне.

2. Развитие  органов  артикуляционного аппарата до уровня максимальной достаточности  (для постановки звука у детей).  

3.Выделяют  звуки изолированно, в слогах и словах.

4. У детей  складываются предпосылки навыков грамотности.

II Содержательный раздел  

Тематический план

Парциальная программа  «Научите меня говорить правильно», состоит из трех периодов, в  каждом  периоде поставлены задачи по 5 разделам: Развитие общих речевых навыков, артикуляционная гимнастика, звукопроизношение, работа над слоговой структурой  слова, развитие фонематических процессов.

Перспективное планирование I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Задачи          I  периода:

1 раздел. Развитие общих речевых навыков:

 1.1Формирование правильного речевого дыхания, правильной голосоподачи и плавности речи.

1.2. Учить детей соблюдать голосой режим, не допуская форсирования голоса, крика.

1.3 учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шёпотом.

2 раздел. Артикуляционная гимнастика.

2.1.Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.

2.2. Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

2.3. Развивать мимическую мускулатуру.

3 раздел. Звукопроизношение.

3.1.Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей, с опорой на модель артикуляции звука.

3.2.Сформировать правильное произношение звуков, с опорой на модель артикуляции звука.

3.3. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей старшего возраста.

4раздел. Работа над слоговой структурой слова:

4.1. Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением).

4.2.Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).

4.3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

5раздел. Развитие фонематических представлений:

5.1.Учить различать неречевые и речевые звуки по силе, высоте и  тембру.

5.2. Учить выделению гласных на фоне других гласных и согласных.

 5.3. Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки.

5.4. Упражнять в выделении начальных ударных гласных звуков(а), (у), (и)

 в словах и словах.        

Комплексно – тематическое планирование I периода

      Таблица 1

месяц

1 неделя

2  неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

1. Дыхательное упражнение «Ветерок».

2. Показ статических упражнений артикуляционной гимнастики.

3. д/и.   «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

5. д/и. «Где стучали?»

1. Дыхательное упражнение

«Петух».

2. Показ статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.  «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

  5. д/и.  «Что звучало?»

1. Дыхательное упражнение

«Одуванчик».

2.  Показ

статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.  «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

5. д/и. «Где стучали?»

1.Дыхательное упражнение «Регулировщики»

2. Показ статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.  «Подними руку, когда услышишь голос».

4.Пальчиковая

гимнастика.

5. д/и.  «Что звучало?»

Октябрь

1. Дыхательное упражнение

«Часики».

2.Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.   «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

5. д/и. «Где стучали?»

1.Дыхательное упражнение «Паровоз».

2. Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.  «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.д/и. «Что звучало?»

1.Дыхательное упражнение

«Насос».

2. Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.   «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.д/и. «Что звучало?»

1. Дыхательное упражнение

«Лыжник».

2. Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.   «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.д./и. «Что звучало?»

ноябрь

1 Дыхательное упражнение

«Часики».

2. Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. Д/и «Назови первый звук в словах».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д/и. «Найди одинаковые»

1.Дыхательное упражнение

«Ветерок».

2.Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. Д/и «Назови первый звук в словах».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д/и. «Где звучало?»  

1.Дыхательное упражнение

«Шарик».

2.Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

артикуляционных  органов.

3. Д/и «Назови  звуки в слогах».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д./и. «Где стучали?»

1.Дыхательное упражнение

«Трубач».

2.Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. Д./и «Назови  звуки в слогах».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д./и. «Слушай и делай»

Перспективное планирование II периода (декабрь, январь, февраль).

Задачи II периода.

1 раздел. Развитие общих речевых навыков.

1.1. Продолжать работу по развитию правильного речевого дыхания, правильной голосоподачи и плавности речи.

1.2. Совершенствовать  у детей  умение произвольно изменять силу голос высоту и тембр голоса.                                

1.3.Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

1.4.Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

1.5. Формировать навыки выразительного чтения стихотворений, развивая правильность, беглость, выразительность и осознанность.

2 раздел.  Артикуляционная  гимнастика.

2.1.Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику – сказку «У бабушки с дедушкой». (Приложение 2)

2.2. Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

2.3. Развивать мимическую мускулатуру.

3 раздел. Звукопроизношение.

3.1.Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей, с опорой на модель артикуляции звука.

3.2.Сформировать правильное произношение звуков, с опорой на модель артикуляции звука.

3.3. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей старшего возраста, с опорой на модель артикуляции звука.

                4 раздел. Работа над слоговой структурой слова.

4.1. Развивать восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением).

4.2.Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).

4.3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

                5 раздел. Развитие фонематических представлений.

5.1.Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.

5.2. Упражнять детей в различении гласных – согласных в ряду звуков, слогов, слов.

5.3. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.

5.4. Закрепить умение  проводить  звуковой анализ и синтез слов типа  дом, кот.

Комплексно – тематическое  планирование II периода

 Таблица 2

месяц

1 неделя

2  неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

1. Чередование гласных звуков при их пропевании.

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.и «назови первый звук в словах».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.и. «Узнай игрушку по звуку»

1. Чередование гласных звуков при их пропевании.

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.и «Назови звуки в слогах».

4. Пальчиковая гимнастика.

  5.Д. и. «Найди по звуку»

1. Чередование гласных звуков при их пропевании.

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.и. «Придумай слова на заданный звук»

 4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.и. «Узнай игрушку по звуку»

1. Пропевание  гласных с их чередованием и повышением тона голоса

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.и «назови первый звук в словах».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д. и. «У кого колокольчик?»

январь

1. Пропевании  гласных с их чередованием и повышением тона голоса

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Назови первый звук в словах и придумай слово на этот звук».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Какая коробочка звучит»

1.  Пропевании  гласных с их чередованием и повышением тона голоса

 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Назови первый звук в словах и придумай слово на этот звук».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Повтори ритм»

1.Д. И. «Угадай, какой звук произношу»

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Назови последний звук в слове».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Какая коробочка звучит»

1. Д. И. «Кто дольше пропоет?»

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И. «Назови последний звук в слове».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Что звучало?

февраль

1 Разучивание четверостишия по темам недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. «Назови последний звук в слове».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Слушай и делай»

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. «Назови последний звук в слове».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Повтори ритм»

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Покажи картинки, в названии которых есть заданный звук »

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Узнай игрушку по звуку»

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Покажи картинки, в названии которых есть заданный звук »

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Слушай и делай»

Перспективное планирование III периода (март, апрель, май).

Задачи  III периода:

1 раздел. Развитие общих речевых навыков.

1.1.Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение стихов.

1.2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкость дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.

1.3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса(быстрое и легкое изменение по силе и, высоте, тембру).

1.4. Продолжать развивать интонационную выразительность  речи.

1.5. Формировать полноценные интонации, работать над выразительностью речи.

1.6.  Формировать  осознанное использование  различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

1.7. Закреплять   выразительное  чтение стихотворений.

1.8 . Совершеннствовать четкость дикции.

1.9. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.

2 раздел. Артикуляционная гимнастика.

2.1.Продолжать закреплять умение детей выполнять  интерактивную артикуляционную гимнастику – сказку.

 2.2. Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

2.3. Развивать мимическую мускулатуру.

3  раздел. Звукопроизношение.

3.1.Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей, с опорой на модель артикуляции звука.

3.2.закрепить умение  дифференцирование смешанных звуков,  с опорой на модель артикуляции звука.

4 раздел. Работа над слоговой структурой слова.

4.1. Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.

4.2. проговаривать двустишия и четверостишия

5 раздел. Развитие фонематического восприятия.

5.1.Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении гласных и согласных, в выделении звука в слове.

5.2. Закрепить умение проводить полный анализ слов типа кот, дом, сон

Комплексно – тематическое планирование III  периода.

Таблица №3.

Месяц

1 неделя

2  неделя

3 неделя

4 неделя

Март

март

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Где слышишь заданный звук в начале в середине или в конце слова?»  

4. Пальчиковая гимнастика.5.Д.И. «Узнай игрушку по звуку»

1.  Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Где слышишь заданный звук в начале в середине или в конце слова?»  

4. Пальчиковая гимнастика.

  5.Д. И. «Найди по звуку»

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Где слышишь заданный звук в начале в середине или в конце слова?»  

5.Д.И. «Узнай игрушку по звуку»

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Где слышишь заданный звук в начале в середине или в конце слова?»  

Цель: Развитие фонематических представлений

 4. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, координацию речи с движением

5.Д. И. «У кого колокольчик?»

апрель

1. Пропевание  гласных с их чередованием и повышением тона голоса

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Назови все звуки в слове»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Какая коробочка звучит»

1. Пропевание  гласных с их чередованием и повышением тона голоса

 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Назови все звуки в слове»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Повтори ритм»

.

1.Д. И. «Угадай, какой звук произношу»

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Назови все звуки в слове»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Какая коробочка звучит»

1. Д. И. «Кто дольше пропоет?»

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И. «Назови все звуки в слове»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Что звучало?»

май

май

1 Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Чем различаются слова?»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Слушай и делай».

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Чем различаются слова?»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Повтори ритм».

.

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Чем различаются слова?»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Узнай игрушку по звуку».

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Какое слово длиннее?»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Слушай и делай».

Краткое описание  программы кружка «Учимся  говорить правильно»

Доминирующая образовательное направление - речевое, интеграция с социально – коммуникативным направлением и познавательным направлением.

Формы работы с детьми: индивидуальные и групповые.

Характер взаимодействия с семьей:

1. Индивидуальные консультации.

2.  Семинар – практикум «Значение звукопроизношения для подготовки детей к школе».

3.Буклет «Модели артикуляции звуков по методике В.М. Акименко»

4.Папка-ширма «Модели артикуляции звуков по методике В.М. Акименко»

III Организационный раздел  программы кружка «Учимся говорить правильно».

Срок реализации кружка 1 год.

Количество занятий в год – 26 занятий.

Количество занятий в месяц: 4занятия.

Время проведения кружка:

Кружок проводится во второй половине дня, длительность 1 занятия 30 минут.

Материально – техническое обеспечение кружка «Учимся говорить правильно»:

  • Индивидуальные зеркала;
  • Ватные палочки и бумажные платочки;
  • Набор схем «артикуляции моделей звуков» (Приложение 2);
  • Игрушки для развития дыхания;

Список литературы

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.- М., Просвещение, 2008, Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина

2. Педагогические технологии (парциальные программы речевого развития):

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период): Пособие для логопедов.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантическим темам в подготовительной к школе группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  6. Логопедия Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов деф. фак. пед. вузов. /Под ред. Л.С. Волковой: в 5 книгах. - М.: ВЛАДОС, 2003. - кн. 5 (ФФН и ОНР.: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью).
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М., Изд. ВЛАДОС, 2002.
  8. Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. - М.: Мозаика- синтез, 2004.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.: Школьная пресса, 2002.
  10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико- фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"

Программа работы по оздоровлению детей...

Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"

В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....

Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей

Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Рабочая программа кружковой работы по Художественно эстетическому развитию "Веселые капельки" подготовительная группа

составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. КомаровойСрок реализации программы - 2015-2...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...