«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
учебно-методический материал по логопедии

Сапогова Екатерина Сергеевна

Статья о создании в ДОУ условий  обеспечения  диагностико - коррекционного, психолого - медико-педагогического сопровождения для воспитанников с особыми образовательными потребностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 21.13 КБ
Файл statya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Сегодня, одной из главных целей образовательной политики государства в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Задача развития дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о системе дошкольного образования и были оптимальными для всех участников образовательного процесса.

В последнее время отмечается значительное увеличение численности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), относящихся к категории детей с ОВЗ. Такие дети нуждаются, главным образом, в создании доступных условий, психологического, медицинского сопровождения в течение всего рабочего дня. Поэтому, в детских садах необходимо создавать должные условия для инклюзивного образования таких детей. Учитель-логопед, педагог-психолог, врач-психоневролог, воспитатели с высшим образованием и курсовой подготовкой, находящиеся в штате учреждения, могут оказать квалифицированную коррекционную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи.

Для детей с ТНР в детском саду должны функционировать группы компенсирующей направленности или логопункты, в которых создаются все условия по реализации предметно-развивающей среды.

Для воспитанников с особыми образовательными потребностями, для обеспечения их диагностико - коррекционного, психолого - медико-педагогического сопровождения, необходимо функционирование в  детских садах психолого – медико – педагогического консилиума, который не только определяет и конкретизирует специальные условия для детей с ОВЗ, но и способствует получению ими качественного образования. Результатом работы консилиума является   - действенная и эффективная помощь детям с ОВЗ в тесном взаимодействии специалистов с семьей.

В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по профилактики речевых нарушений уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи. Поэтому в  нашем детском саду  педагогический коллектив интенсивно внедряет в работу педагогические технологии. Для  профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста специалистами нашего детского сада разработаны, реализуются и эффективно используются игры, включающие в себя элементы новых технологий и методик: «Играем и растем» В. Воскобович «Система самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде» ,  М. Монтессори. На основе методики В. Воскобовича был самостоятельно разработан многофункциональный логопедический тренажер, включающий  в себя многофункциональны игры, которые способствуют речевой самостоятельности и активности малышей.

Игра «Высоко, низко». На многофункциональный логопедический тренажер прикрепляются необходимые детали: облака, река, дерево, листочки, цветочки.

Цель: активизировать речь детей.

Упражнение «Посмотри и расскажи»

Цель: подготовка ребенка к фразовой речи.

Взрослый с ребенком рассматривает картины, смоделированные на многофункциональном логопедическом тренажере с помощью съемных элементов и вместе описывают их. Взрослый может продолжать и дополнять все сказанное ребенком, но не принуждать его к повторению – вполне достаточно того, что он слышит взрослого.

Дыхательные упражнения.

На многофункциональный логопедический тренажер прикрепляются съемные детали - бабочки из тонкой бумаги на нитке.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

Игры, разработанные на основе методики М. Монтессори, апробированные и применяемые для развития детей дошкольного возраста:

1.Упражнения и игры с использованием тактильной панели «Ручеек», направленные на развитие у детей звуковой стимуляции, образного мышления, мелкой моторики, обогащения активного словаря детей.

2. Упражнения и игры с использованием  тактильной дорожки «Контрастные ощущения»

Цель: совершенствовать тактильно-осязательное чувство; стимулировать тактильные рецепторы, обогащения активного словаря детей, через совершенствование тактильно-осязательного восприятие.

3. Упражнения и игры с использованием тактильно-развивающей игрушкой «Крокодил».

Цель: Развивать тактильные ощущения, эмоциональную сферу, общую и мелкую моторику, наблюдательность и внимание, речь, обогащать пассивный и активный словарь.

С внедрением и реализацией методической разработки с элементами технологий и методик сопровождения детей раннего возраста повысилась профессиональная компетентность педагогического коллектива, улучшилось качество взаимодействия с родителями, содержание обучения и воспитания детей раннего возраста.

       Условия, созданные в дошкольном учреждении для детей с ТНР, должны способствовать получению ими качественного образования. Перед работниками  детского сада стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. По выражению А.Асмолова (одного из авторов-разработчиков ФГОС), сегодня «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку», ребенку-почемучке и активному деятелю.

Список литературы

Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913

Монтессори М. Руководство к моему методу. М.: Типолитогр, 1916

Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005

Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой.– СПб.



Предварительный просмотр:

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Сегодня, одной из главных целей образовательной политики государства в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Задача развития дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о системе дошкольного образования и были оптимальными для всех участников образовательного процесса.

В последнее время отмечается значительное увеличение численности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), относящихся к категории детей с ОВЗ. Такие дети нуждаются, главным образом, в создании доступных условий, психологического, медицинского сопровождения в течение всего рабочего дня. Поэтому, в детских садах необходимо создавать должные условия для инклюзивного образования таких детей. Учитель-логопед, педагог-психолог, врач-психоневролог, воспитатели с высшим образованием и курсовой подготовкой, находящиеся в штате учреждения, могут оказать квалифицированную коррекционную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи.

Для детей с ТНР в детском саду должны функционировать группы компенсирующей направленности или логопункты, в которых создаются все условия по реализации предметно-развивающей среды.

Для воспитанников с особыми образовательными потребностями, для обеспечения их диагностико - коррекционного, психолого - медико-педагогического сопровождения, необходимо функционирование в  детских садах психолого – медико – педагогического консилиума, который не только определяет и конкретизирует специальные условия для детей с ОВЗ, но и способствует получению ими качественного образования. Результатом работы консилиума является   - действенная и эффективная помощь детям с ОВЗ в тесном взаимодействии специалистов с семьей.

В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по профилактики речевых нарушений уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи. Поэтому в  нашем детском саду  педагогический коллектив интенсивно внедряет в работу педагогические технологии. Для  профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста специалистами нашего детского сада разработаны, реализуются и эффективно используются игры, включающие в себя элементы новых технологий и методик: «Играем и растем» В. Воскобович «Система самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде» ,  М. Монтессори. На основе методики В. Воскобовича был самостоятельно разработан многофункциональный логопедический тренажер, включающий  в себя многофункциональны игры, которые способствуют речевой самостоятельности и активности малышей.

Игра «Высоко, низко». На многофункциональный логопедический тренажер прикрепляются необходимые детали: облака, река, дерево, листочки, цветочки.

Цель: активизировать речь детей.

Упражнение «Посмотри и расскажи»

Цель: подготовка ребенка к фразовой речи.

Взрослый с ребенком рассматривает картины, смоделированные на многофункциональном логопедическом тренажере с помощью съемных элементов и вместе описывают их. Взрослый может продолжать и дополнять все сказанное ребенком, но не принуждать его к повторению – вполне достаточно того, что он слышит взрослого.

Дыхательные упражнения.

На многофункциональный логопедический тренажер прикрепляются съемные детали - бабочки из тонкой бумаги на нитке.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

Игры, разработанные на основе методики М. Монтессори, апробированные и применяемые для развития детей дошкольного возраста:

1.Упражнения и игры с использованием тактильной панели «Ручеек», направленные на развитие у детей звуковой стимуляции, образного мышления, мелкой моторики, обогащения активного словаря детей.

2. Упражнения и игры с использованием  тактильной дорожки «Контрастные ощущения»

Цель: совершенствовать тактильно-осязательное чувство; стимулировать тактильные рецепторы, обогащения активного словаря детей, через совершенствование тактильно-осязательного восприятие.

3. Упражнения и игры с использованием тактильно-развивающей игрушкой «Крокодил».

Цель: Развивать тактильные ощущения, эмоциональную сферу, общую и мелкую моторику, наблюдательность и внимание, речь, обогащать пассивный и активный словарь.

С внедрением и реализацией методической разработки с элементами технологий и методик сопровождения детей раннего возраста повысилась профессиональная компетентность педагогического коллектива, улучшилось качество взаимодействия с родителями, содержание обучения и воспитания детей раннего возраста.

       Условия, созданные в дошкольном учреждении для детей с ТНР, должны способствовать получению ими качественного образования. Перед работниками  детского сада стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. По выражению А.Асмолова (одного из авторов-разработчиков ФГОС), сегодня «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку», ребенку-почемучке и активному деятелю.

Список литературы

Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913

Монтессори М. Руководство к моему методу. М.: Типолитогр, 1916

Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005

Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой.– СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инструктора по физической культуре с педагогами в ДОУ в целях повышения качества дошкольного образования (из опыта работы)

Цель: Познакомить слушателей городской  дискуссионой площадки с работой ДОУ по вопросам взаимодействия специалистов....

Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.Юлия НароноваПовышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывн...

Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству ...

Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"

Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...

Создание детско – взрослых сообществ как важнейшее условие для повышения качества дошкольного образования.

Чтобы педагоги могли решать задачи воспитания, в детском саду должны быть сообщества, или общности. Разработчики примерной программы воспитания выделили четыре такие общности: профессиональную, профес...