Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка детей подготовительного к школе возраста с общим недоразвитием речи. Относительные прилагательные. "Поможем Юми спасти урожай".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Белова Ольга Николаевна

Цель: Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к продуктам питания (овощи, фрукты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otnositelnye_prilagatelnye.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматических средств языка

детей подготовительного к школе возраста

с общим недоразвитием речи

Относительные прилагательные

"Поможем  Юми спасти урожай"

Ф. И. О.: Белова Ольга Николаевна

Занимаемая должность: Учитель-логопед

Наименование ДОУ: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

№ 27 "Рябинка" города Новочебоксарска Чувашской Республики

Предмет: Речевое развитие, Развитие

лексико-грамматических средств языка 

Тема: Относительные прилагательные

"Поможем  Юми спасти урожай (30 минут)

Группа: Подготовительный к школе  возраст

Технологии: Компьютер (ноутбук), мультимедийная установка, колонки, экран.

г. Новочебоксарск, 2021 г.

" Поможем Юми спасти урожай "

Цель: Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к продуктам питания (овощи, фрукты).

 Коррекционно-образовательные задачи: 

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Овощи и фрукты».

Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что).

Активизировать словарь признаков.

Закреплять навык согласования числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Активизировать употребление слов с противоположным значением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать зрительное внимание.

Развивать артикуляционную и общую моторику.

Развивать восприятие, мышление, память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Развивать способность понимать свое эмоциональное состояние и уметь его выразить.

Оборудование:

Монтаж и озвученная запись фрагментов мультфильма "Щенячий патруль" (1 сезон, 1 серия); компьютер; колонки; мультимедийная установка; экран; мяч;  муляжи фруктов и овощей; дидактическое пособие «Задуй яблочки в корзинку»; предметные картинки с изображением фруктов и овощей; муляжи фруктов 3 вида по 10 штук для счёта; двухсторонние карточки для игры «Назови блюдо»; листы с заданием на внимание по количеству детей.

I.Организационный момент.

Дети входят в музыкальный зал (группу).

Логопед:  Дети, посмотрите, к нам на занятие пришло много гостей, давайте поприветствуем их!

Дети:  Здравствуйте!

1.Психогимнастика "Солнечный зайчик"  (Снять психологическое напряжение. Развить способность понимать свое эмоциональное состояние и уметь его выразить).

Дети сидят в кругу.

Логопед: - Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, поглаживайте голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы погладьте его и улыбнитесь ему».

Логопед: Ребята, давайте дружно скажем:

Мы будем заниматься,

Будем мы стараться.

Ответы верные давать

И друг другу помогать.

Логопед:  Ребята, посмотрите, тут что-то происходит...

1 слайд. На экране фермерша Юми, Гонщик и Маршал собирают урожай.

Но надвигается буря и они не успевают.

Логопед: - Ребята, я предлагаю вам помочь  Юми собрать урожай фруктов и овощей. А какие овощи вы знаете? Назовите им. (Ответы детей). А названия фруктов? (Ответы детей).

2. Д/и "Разложи овощи и фрукты".

Логопед:  Задание следующее: фрукты мы кладём в корзину, овощи - в ящик.

Дети по очереди раскладывают муляжи фруктов и овощей сопровождая действия составлением предложений.

- Я положил(а)  яблоко в корзину, потому что это фрукт.

- Я положил(а) баклажан в ящик, потому что это овощ.

3.Дыхательная гимнастика "Собери в корзину овощи" (Развитие плавного ротового выдоха, активизацию губных мышц).

2 слайд. На экране ветер, яблоки падают с деревьев.

Логопед:  Ребята, посмотрите, ветром все яблоки сорвало с дерева. Нам нужно их положить в корзину. И будем мы это делать не обычным способом. А так же как ветер задуем яблоки в корзину.

4.Артикуляционная гимнастика.

Логопед:  Посмотрим, чем заняты щенки из щенячьего патруля?

3 слайд. На экране щенки выполняют зарядку.

Логопед:  Посмотрите, какие спортивные щенки. И мы с вами тоже  подготовим язычок и губы к работе. Дети, я буду вам показывать, а вы повторять.

Дети выполняют артикуляторные упражнения на каждую строчку стихотворения.

В огород с тобой пойдем,

Инструмент с собой возьмём                                                     (упражнение "Заборчик")

Вот лопата,                                                                              (упражнение "Лопаточка")

Грабли здесь                                             (проталкиваем широкий язык между зубами)

И корзинка тоже есть                                                                  (упражнение "Чашечка")

Мы морковь капаем дружно                                                      (упражнение "Иголочка")

Репу вырвать тоже нужно                                                             (упражнение "Шарики")

Про горох не забываем                                                    (кончик языка упирается то в одну,

то в другую щёку внутри рта)

Урожай мы собираем!                                                                                      (улыбнуться) 

5. Игра "Какой? Какая? Какое?" (Активизировать словарь признаков).

Логопед:  Отлично, ребята. Хороший урожай собрали! А какие они фрукты и овощи?

Логопед: Яблоко какое?

Дети: Спелое, круглое, зелёное, сочное, сладкое и т.п.

Логопед: Капуста какая?

Дети: Зелёная, большая, хрустящая, полезная и т.п.

Логопед: Лимон какой?

Дети: Жёлтый, кислый, овальный, полезный и т.п.

Логопед: Лук какой?

Дети: Горький, зелёный, жёлтый, репчатый, полезный и т.п.

Логопед: Вишни какие?

Дети: Маленькие, красные, бордовые, сладкие, сочные и т.п.

6. Игра "Сосчитай 1 →10"

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, чем сейчас заняты щенята.

4 слайд. На экране появляются Крепыш и Роки с тележкой кукурузы.

Логопед: Какой большой урожай собрали щенки. Ребята, а ведь и мы с вами тоже можем собрать урожай и сосчитать его. Предлагаю сначала собрать яблоки. Затем груши и в последнюю очередь сливы.

Дети по очереди перекладывают из общей корзины сначала яблоки, затем груши и вишни. При этом перекладывая фрукты в раздельные корзины считают их проговаривая вслух.

7.Динамическая пауза.

Логопед: Молодцы, ребята! Отличный урожай мы с вами собрали.

А скажите мне, пожалуйста, овощи, где растут?

Дети: В огороде.

Логопед: А фрукты?

Дети: В саду.

Логопед: А как зовут того кто работает в саду и выращивает фрукты?

Дети: Садовник.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру "Садовник".

Мы вчера в саду гуляли,                                                         Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали.                                      «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.

Яблони белили мы                                                              Движения правой рукой вверх, вниз.

Известью, белилами.

Починили мы забор,                                                                                «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор:                                             Стоят лицом в круг. В центр выходит один

– Ты скажи, садовник наш,                                                                      ребенок. Ведут диалог

Что ты нам в награду дашь?

– Дам в награду слив лиловых,                                На каждое название фруктов загибают

Груш медовых, самых крупных                                           по одному пальцу на обеих руках        

Спелых яблок, вишен целый килограмм.                                                     начиная с больших.

Вот что вам в награду дам!                                                             Разворачиваю ладони вверх.

Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.

8. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед: - Ребята, понравилась игра "Садовник"? Хотите ещё поиграть? Я хочу поиграть с вами в игру «Скажи наоборот»:

Логопед: Персик - большой, а абрикос..................(маленький)

У яблока семечек много, а у сливы ......................(одно)

Лимон кислый, а персик........................................(сладкий)

Кабачок большой, а огурец .................................... (маленький)

помидор мягкий, а огурец ............. ... ....................(твердый)

Старый картофель ............ …….. ..........................(молодой)

Тяжелый мешок — …… .......................................(легкий)
Большой урожай — ………. ................................(маленький урожай)
Чистая морковка — ……..................................….( грязная морковка)

Банан растёт на высоком дереве, а вишня на ....(низком)

9.Игра "Назови блюдо".

Логопед: Ребята, мне кажется, щенки опять что-то затевают.

На экране появляются щенки. Роки везёт целую тележку лимонов.

Маршал предлагает сделать лимонад.

Логопед: Как интересно, щенки задумали приготовить лимонад из лимонов. А вы знаете какие еще блюда можно приготовить из фруктов и овощей?

Логопед: Пюре из картофеля - (картофельное пюре)

Сок из яблок - (яблочный сок)

Кетчуп из томатов - (томатный кетчуп)

Пирог из груш  - (грушевый пирог)

Суп из гороха - (гороховый суп)

Джем из персиков - (персиковый джем)

Салат из капусты - (капустный салат)

Повидло из яблок - (яблочное повидло)

Суп из свеклы - (свекольный суп)

Варенье из апельсинов - (апельсиновое варенье)

Логопед: Молодцы, ребята!

А как дела у щенячьего патруля? Сумели они вовремя собрать весь урожай?

5 слайд. На экране щенки, Райдер и фермерша Юми.

Логопед: Да, вы молодцы. Помогли фермерше Юми собрать весь урожай фруктов и овощей. Но мне кажется Маршал приготовил для нас какое-то задание.

6 слайд. На экране Маршал.

10. Упражнение «Путаница» (Развитие внимание. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные). 

Логопед: Посмотрите, он приготовил для нас в подарок задание "Путаницу".

Дети определяют по карточке из чего сделано варенье.

Логопед: Какое варенье ты сварил?

Ребёнок: Я сварил яблочное варенье и т.п.

11. Итог.

Логопед: Ребята, понравилось вам помогать Юми собирать урожай? А какие задания мы с вами выполняли?

Список литературы.

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 296 с.
  2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 240 с.
  3. Гуськова  А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  4. Жукова Н. С. И др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2006.-320 с. (Серия «Учимся играя»).
  5. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольника. 6-7 лет/С. И. Карпова, В.В. Мамаева – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 144 с.
  6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических  занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.- (Логопед в ДОУ).
  7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. ΙΙ период. Пособие для логопедов.- М.: Гном-Пресс, 1999. – 64 с., цветная вставка. (В помощь логопеду).
  8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. Работников ДОУ/Г. С. Швайко; [под ред. В.В.Гербовой]. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  9. Филичива Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие /Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. -  224 с. – (Библиотека логопеда – практика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III уровня "Гуси-лебеди"

В методической разработке занятия рассматривается совместный практический опыт интеграции деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы воспитать гармо...

Конспект оздоровительного досуга "Прогулка в осеннем лесу" с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи

Конспект оздоровительного досуга с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. На занятии используется мультимедийная презентация. Занятие начинается с хоровода и исполнении пес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «Волшебная страна Математики»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе  с общим недоразвитием речи на тему: «...