Что такое стертая дизартрия?
консультация по логопедии

Москалева Лилия Викторовна

У детей со ст. ф. дизартрией оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений. Наряду с дефектами звукопроизношения имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctertaya_dizartriya.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое

стертая форма дизартрии?

Консультация логопеда.

МБДОУ №53 «Детский сад комбинированного вида»

                                                                                           Учитель-логопед

                                                                                               Москалева Л. В.

2013

  Проблема  стертой формы дизартрии среди детей дошкольного возраста не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к значительному росту. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органичного генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.

   Количество детей с диагнозом стертой формы дизартрии в настоящее время возросло. Наиболее стойкими, выраженными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии являются нарушения фонетической стороны речи, имеющие специфический механизм, отличающийся от механизмов дислалии. Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно влияют на формирование фонематической, а также лексико-грамматической сторон речи.

   Учитывая сложность диагностики стертой дизартрии, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка, особенно тонкой дифференциации моторики кистей и пальцев рук.

   Для этой категории детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, проявляющееся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков, а также тенденция к сближению артикуляционных укладов. Одним из важнейших условий правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Особенности речевой моторики у детей со ст. ф. дизартрии обусловлены нарушением функции тех двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции.

   Исследование артикуляторной моторики показало, что у всех детей со ст. ф. дизартрией имеются нарушения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами.

  При исследовании функции тройничного нерва оказалось, что большинство детей были не в состоянии воспроизвести движения челюстей в полном объеме. Выполняемые ими движения характеризуются неточностью, приблизительностью, наличием синкинезий, выражающихся в дополнительном движении губ, языка.

   Исследование функции лицевого нерва показало, что движения мышц имелись, но не в полном объеме, неточно, с пониженным мышечным тонусом, при наличии синкинезий. Во всех случаях отмечалась и трудность удержания артикуляторной позы, выполнения мимических движений.

   Исследование функции подъязычного нерва показало трудности высовывания языка и удержание его в спокойном состоянии, поднимание и опускание кончика языка, удержание языка в широком и узком состоянии.

   Исследование функции языкоглоточного нерва показало, что в большинстве случаев характерно недостаточное поднятие мягкого неба, в ряде случаев с отклонением маленького языка в сторону.

   Таким образом, у детей со ст. ф. дизартрией оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений. Наряду с дефектами звукопроизношения имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.

   По проблеме работы с детьми со стертой формой дизартрии известны работы таких авторов, как Е. Ф. Соботович, Р. Е. Левиной, Е. Н. Винарской и т. д. Они утверждают, что в основе дефекта лежат точечные органические поражения ЦНС, ведущие к нарушению двигательной иннервации органов артикуляции, что непосредственно влечет за собой нарушение звукопроизношения и усугубляет недоразвитие фонематического слуха и восприятия. Первичным в структуре данного дефекта является нарушение моторной сферы органов артикуляции, а фонетико-фонематическое недоразвитие речи – вторично.

   Рекомендую работу Людмилы Владимировны Лопатиной и Наринэ Витальевны Серебряковой «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» по коррекции стертой дизартрии.

Особенности логопедической работы при стертой форме дизартрии.

   1. Необходимо развивать общую моторную сферу:

   - проводить общее расслабление.

   - развивать тактильное ощущение.

   - развивать объем движения.

   - развивать координацию движения.

   - логоритмика.

   - музыкальные занятия.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

   - расслабление.

   - развитие тактильной чувствительности.

   - общее движение: рисование, штриховка и т. д.

   - учить воспринимать пальчиковые позы, а потом воспроизводить.

3. Развитие мимической мускулатуры, чтобы развивать голос, эмоциональность.

   - массаж лица.

   - упражнения для мышц лица.

4. Развитие артикуляционного праксиса.

   - расслабление мышц ( микроволновая терапия от аппарата «Луч»)

   - общая и специальная артикуляционная гимнастика .

5. Выполнение артикуляционной гимнастики проводится с функциональными нагрузками.

   - воспроизвести позу и повторить несколько раз.

   - удержать данную позу определенное количество времени.

6. Развитие кинестезии (тактильной чувствительности).

   - где находится кончик языка?

7. Работа по развитию речевого дыхания.

   - нижнее диафрагмальное дыхание и закрепить трехразовым дыханием.

8. Формирование фонетической стороны речи (постановка звуков)

   - развитие фонематического слуха.

9. Развивать интонационную сторону речи.

   - упражнение на развитие восприятия ритма.

   - на воспроизведение ритма.

   - знакомство с интонацией.

10. Предупреждение нарушений письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия (стертая дизартрия). Поездка в лес. Зима.

Цель: Закрепление лексической темы зима,образование притяжательных прилагательных,согласование существительных с прилагательными....

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции

Выпускная аттестационная работа  Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...

Логопедическое заключение: что такое ОНР, ФФН, стертая дизартрия?

Материал будет полезен родителям детей с речевыми нарушениями...

Что такое ОНР, ФФНР, стертая дизартрия?

Что такое ОНР, ФФНР, стертая дизартрия?...

Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.

Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия....