ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Доронина Юлия Владимировна

            Одна из самых важных предпосылок успешного обучения – достаточно высокий уровень развития мелких движений руки. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, то есть на нем практически строится все дальнейшее обучение.

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki_doshkolnika_k_pismu.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ

            Одна из самых важных предпосылок успешного обучения – достаточно высокий уровень развития мелких движений руки. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, то есть . на нем практически строится все дальнейшее обучение.

         У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточная сформированность навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения. Многие дети не любят рисовать, с трудом держат карандаш, особенно заметна моторная неловкость по занятиям аппликации и с пластилином. У них вызывают затруднения застёгивание пуговиц, молний, завязывание узлов, шнурков. 

          Родителей должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жестокой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложить малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

         Нередко приходится слышать сетования родителей будущего первоклассника на то, что ребенок – левша, и недостаточное развитие мелкой моторики якобы этим и объясняется. Такое мнение ошибочно. Если ребенок держит карандаш в левой руке, это надо учесть в процессе обучения, однако леворукость сама по себе не является показателем низкого уровня развития движений. Уровень развития мелкой моторики руки дошкольника зависит от того, как часто ему приходится “тренировать” свои пальчики, занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием или другими видами деятельности. И если вы считаете, что рука вашего ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, используйте оставшееся до школы время для укрепления его руки, приобретения им необходимой умелости, точности мелких движений.

Многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезны:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
  • Занятия с пластилином
  • Занятия с конструкторами
  • Занятия с мозаикой
  • Вырезывание ножницами
  • Рисование различными инструментами и материалами
  • Работа с бумагой: складывание (оригами), плетение, аппликация
  • Графические упражнения: штриховка, обводка, соединение линий и фигур
  • Раскрашивание картинок
  • Занятие рукоделием: вышивка, шитье, вязание.

             Помимо специально организованных занятий и упражнений особое внимание следует уделять моторному развитию в повседневной жизни. Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в «обе стороны», то есть по очереди обеими руками. Вот их примерный перечень:

  • Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
  • То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
  • Воду из одной ёмкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
  • Вместо переливания ребёнок может пересыпать крупу из одной ёмкости в другую.
  • Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребёнок должен его почистить сухой тряпочкой. Для чистки обуви нужно подготовить «грязный» ботинок, небольшую обувную щётку и крем для обуви.
  • Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив)
  • Подметание пола. Чтобы движения ребёнка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребёнку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметёте в одну кучку, дайте ребёнку совок и ведёрко для сбора «мусора».
  • Не отказывайте своему ребёнку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи
  • Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте ещё одну миску и положите на неё ситечко. Пусть ребёнок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребёнок должен пересыпать в баночку
  • Хорошее упражнения для развития координации движений — складывание салфеток по размеченным линиям.
  • Используя безопасную овощечистку, можно научить ребёнка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребёнок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме.
  • Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.
  • Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.
  • Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или «скорлупки» от «Киндер-сюрприза». Пусть ребёнок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку
  • Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш ребенок будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите его правильно держать пинцет.
  • На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребёнок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
  • Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать ребенку маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить.
  • Ваш ребёнок приобретёт хороший практический навык при чистке стеклянной бутылки при помощи «ёршика».
  • Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребёнка.

             Если вы подключите своё воображение, то и сами сможете найти множество занятий для своего малыша, развивающих моторику ребёнка. Главное — творчески подойти к этому вопросу! Какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у ребенка осталось впечатление, что оно легкое, тогда он с удовольствием будет выполнять его в следующий раз. А для этого необходимо, чтобы ребенку было интересно.  

         Таким образом, в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Учить детей до школы письму не стоит. Это очень сложный процесс, в котором важно всё — и правильная посадка, и правильное положение ручки, и способ объяснения, и последовательность изучения букв, и многое другое. Родителям не стоит забывать, что письмо — это сложнейший навык, который формируется медленно и длительно, в течение трёх – четырёх лет. Но подготовка к письму обязательно  должна входить в работу со старшими дошкольникам .

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлен отчет о работе по методической  теме...

презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлены практические и теоретические материалы по данной теме, а также работы детей....

Подготовка руки дошкольника к письму.

        У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети эт...

«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»

В статье представлен материал  для работы с  детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации....

Подготовка руки дошкольника к письму

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движения...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...