Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
консультация по логопедии

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквейн.

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

Правила написания синквейна.

1-я строка  - слово-предмет отвечающее на вопросы: кто? что?  Заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь.

  2-я строка - слова-признаки отвечающие на вопрос: какой? какая? какое? какие? Два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна.

 3-я строка –состоит из трёх слов –действий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4-я строка – четыре слова с помощью которых ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

5-я строка– одно слово-предмет для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне.

Пример синквейна :

Кошка.

Пушистая, ласковая.

Мурлыкает, играет, бегает.

Любимый домашний питомец.

Животное.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Для этого можно использовать такие словесные игры и упражнения: «Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.

II этап – основной.

Знакомство с алгоритмом составления синквейна. С детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

Составь «Синквейн по образцу»

«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

«Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

III этап практический.

Самостоятельное составление синквейнов детьми. Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста? Закрепляет знания детей об окружающем мире. Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий. Формирует грамматический строй. Помогает наиболее полно и точно выразить свою мысль. Оформлять мысль в виде предложения. Подготавливает к составлению описательного рассказа.  

Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквей...

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную ...

Сопровождение к презентации Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотво...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

laquo;Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...

Методическая разработка "Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников"

Данная методическая разработка нацелена на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, в ней обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» ...

Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....