Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
статья по развитию речи

Данилова Людмила Михайловна

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить его получается у всех. Он помогает развить речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка 

Использование технологии «Синквейн» в работе

по развитию речи старших дошкольников

Содержание

Глава 1.Синквейн -  игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников

1.1 Что такое синквейн

1.2 Алгоритм  составления  синквейна

1.3 Составление синквейна при помощи символов

Глава 2. Использование  синквейна  в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника

2.2. Примеры синквейнов составленными детьми

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях введения ФГОС  перед педагогами дошкольного образования  встаёт много вопросов:

- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его  во взрослую жизнь, в школу?

- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?

- Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только  что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. 

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения,  синквейна.

Инновационность  данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

        

        Глава 1.Синквейн -  игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников.

  1. Что такое синквейн.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это  стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного  и наглядно-образного мышления.

     Специалисты отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Цель игровой технологии «Синквейн»: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

Задачи: 

-    закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета

 - научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений

-   учить выделять главную мысль, классифицировать

-   автоматизировать корригируемые звуки речи

-   пополнять и активизировать слова

-   формировать умение  кратко пересказывать  текст

 - обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны.

Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.  Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

1.2 Алгоритм  составления  синквейна

Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.

- Первая строка –  это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.

- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.

- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.

      Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

      Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.

Пример: тема «Деревья».

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. На берёзе растут почки.

 5. Лиственное дерево.

1.3 Составление синквейна при помощи символов

Условные обозначения слов для составления синквейна :

    Слово – живой предмет (кто?)

   Слово – неживой предмет (что?)

   Слово – определение (какая? какой? какое?)

   Слово – действие (что делает?)

    Предложение из четырех слов

    Слово – ассоциация (синоним первого слова)

Алгоритм составления синквейна при помощи символов

E:\DCIM\109PHOTO\SAM_9823.JPG                   E:\DCIM\109PHOTO\елочка.jpg

            На доске                                 Используя дидактическое пособие

                                                                 (елочка  с кармашками)

Глава 2. Использование  синквейна  в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

•        Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

•        Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

•        Синквейн является игровым приемом.

•        Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

•        Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Инновационность  данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн можно составить о природе, о картине и сказочном герое, о маме и папе, о настроении. Можно с помощью синквейна сочинить стихотворение на любое событие или праздник. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умение находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

    При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять его только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

    Если составление вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

     Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Дети будут гордиться своими достижениями!

2.2. Примеры синквейнов составленными детьми

1.Тема «Игрушки».

Медвежонок

Коричневый, мягкий

Сидит, умывается, ест

Мишка косолапый любит мед

Игрушка

2.Тема «Деревья».

Береза

Высокая, стройная

Качается, шелестит, растет

У березы собирают березовый сок

Дерево

3.Тема «Воздушный транспорт»

Вертолёт

Быстрый, удобный

Летает, перевозит, садится

Вертолёт похож на стрекозу.

Транспорт

Заключение

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить его получается у всех. Он помогает развить речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Список литературы:

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Коноваленко  В.В.  Родственные  слова.  Лексико – грамматические  упражнения  и  словарь  для  детей  6 – 8 лет. – ГНОМ  и  Д – Москва, 2009.

Ушакова  О.С.,  СтрунинаЕ.М.  Методика  развития  речи  детей  дошкольного  возраста. – Владос – Москва,2010.

Ушакова  О.С.  « Развитие  речи и творчества  дошкольников ». – Т.Ц.  Сфера, 2005.

Ушакова  О.С.  « Придумай  слово ». – Т.Ц.  Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование технологии синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В статье  написано о технологии "синквейн", для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Инновационная технология «Синквейн» как средство развития речи старших дошкольников (мастер-класс для педагогов)

Целью мастер-класса является обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн".

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн"....

Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников

Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершен...

Статья: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Синквейн - это тоже игра. Игра по заданным правилам. Такую игру можно использовать как в рамках непосредственной образовательной деятельности, так и в культурных практиках, в самостоятельной деятельно...

Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование технологии «Синквейн»  в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...

«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»...