Дифференциация и автоматизация звуков.
консультация по логопедии

Дифференциация и автоматизация звуков

   Как известно, не все звуки являются простыми для произношения детьми. Многие совсем наоборот, становятся весьма "упрямыми" и никак не даются. Проблема не редкая и не новая. Но, при умелом подходе, решаема в сравнительно небольшой период времени. Эти проблемы можно решить через игры направленные на развитие звукопроизношения.

 Игры на развитие звукопроизношения (каждый возраст).

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

 

«ПТИЦЕФЕРМА». Цель: развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Краткое описание:

Педагог говорит: «Пошли мы с вами на ферму. Идём, а навстречу нам. курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га».

«Идём дальше, и кто же нам встречается? Петушок, правильно. А он как поздоровается?» Дети: «ку-ка-ре-ку».

«А за петушком к нам навстречу идёт кто? Уточка. Как здоровается уточка?» Дети: «кря-кря-кря».

«Вот к нам подбежал… Цыплёнок. А цыплята как здороваются?» Дети: «пи-пи-пи».

«ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?». Цель: добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Развитие длительного направленного ротового выдоха.

Краткое описание: на двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе, дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

«ЛЯГУШКИ И ЛЯГУШАТА». Цель: развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают). А лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, но квакают тихонько (дети имитируют действия и тихо квакают).

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

«ДУЕТ ВЕТЕР». Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идём полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку).

Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно.

Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у.» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

«ОДИН - МНОГО». Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры: «я буду называть вам слово, а вы – называйте его во множественном числе»

Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Цели: учить дополнять предложения, словом, противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с

противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью (жёлтые).

Дорога широкая, а тропинка. (узкая).

Цветок маленький, а дерево (большое).

Роза красная, а одуванчик (жёлтый)

Море глубокое, а река (мелкая)

Птица летает высоко, а бабочка (низко)

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

«ДОГОВОРИ СЛОВЕЧКО». Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч

(кирпи, цирка, труба, вра, уса, королеви, лу, змей-горыны, обру, мя)

«ИГРУШКИ МАШИ». Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Ход: воспитатель говорит: «Маша шла-шла и игрушки нашла. Поможем ей назвать все найденные игрушки». Ребенок называет предметные картинки.

«ПОТЕРЯШКА». Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).

«Заблудится может каждый,

Даже очень, очень важный,

Взрослый или ребенок,

Белка, мышка и котенок,

Вот и слово заблудилось,

Не в том месте очутилось,

Испугалось и закрылось,

Между слов других забилось.

Ты найди его скорей,

Успокой и пожалей»

Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например:

10) шуба, шляпа, санки, шапка;

11) жук, заяц, жираф, жаба;

12) жёлудь, шарф, шар, шишка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_12.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация и автоматизация звуков

   Как известно, не все звуки являются простыми для произношения детьми. Многие совсем наоборот, становятся весьма "упрямыми" и никак не даются. Проблема не редкая и не новая. Но, при умелом подходе, решаема в сравнительно небольшой период времени. Эти проблемы можно решить через игры направленные на развитие звукопроизношения.

 Игры на развитие звукопроизношения (каждый возраст).

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

«ПТИЦЕФЕРМА». Цель: развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Краткое описание:

Педагог говорит: «Пошли мы с вами на ферму. Идём, а навстречу нам. курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га».

«Идём дальше, и кто же нам встречается? Петушок, правильно. А он как поздоровается?» Дети: «ку-ка-ре-ку».

«А за петушком к нам навстречу идёт кто? Уточка. Как здоровается уточка?» Дети: «кря-кря-кря».

«Вот к нам подбежал… Цыплёнок. А цыплята как здороваются?» Дети: «пи-пи-пи».

«ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?». Цель: добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Развитие длительного направленного ротового выдоха.

Краткое описание: на двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе, дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

«ЛЯГУШКИ И ЛЯГУШАТА». Цель: развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают). А лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, но квакают тихонько (дети имитируют действия и тихо квакают).

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

«ДУЕТ ВЕТЕР». Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идём полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку).

Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно.

Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у.» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

«ОДИН - МНОГО». Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры: «я буду называть вам слово, а вы – называйте его во множественном числе»

Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Цели: учить дополнять предложения, словом, противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с

противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью (жёлтые).

Дорога широкая, а тропинка. (узкая).

Цветок маленький, а дерево (большое).

Роза красная, а одуванчик (жёлтый)

Море глубокое, а река (мелкая)

Птица летает высоко, а бабочка (низко)

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

«ДОГОВОРИ СЛОВЕЧКО». Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч

(кирпи, цирка, труба, вра, уса, королеви, лу, змей-горыны, обру, мя)

«ИГРУШКИ МАШИ». Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Ход: воспитатель говорит: «Маша шла-шла и игрушки нашла. Поможем ей назвать все найденные игрушки». Ребенок называет предметные картинки.

«ПОТЕРЯШКА». Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).

«Заблудится может каждый,

Даже очень, очень важный,

Взрослый или ребенок,

Белка, мышка и котенок,

Вот и слово заблудилось,

Не в том месте очутилось,

Испугалось и закрылось,

Между слов других забилось.

Ты найди его скорей,

Успокой и пожалей»

Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например:

10) шуба, шляпа, санки, шапка;

11) жук, заяц, жираф, жаба;

12) жёлудь, шарф, шар, шишка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и автоматизация звуков Р-Рь в тесте.

Материал предназначен для учителей - логопедов детских садов и школ....

Автоматизация звука [Л] и дифференциация звуков [Л]-[В] в речи ребенка на уровне фразы.

Наглядный материал из коллективной разработки учителей-логопедов МАДОУ № 207 "Шпаргалка логопеда" по коррекции ламбдацизма и параламбдацизма у детей....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Автоматизация звука [й], дифференциация звуков [й] - [ль].

Автоматизация и дифференциация звука [й] в слогах, словах и предложениях....

Дифференциация и автоматизация звуков

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский...

Консультация "Использование логосказкок при постановке, дифференциации и автоматизации звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи"

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, ...