отчёт по самообразованию
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фролова Галина Ивановна

Отклонение в развитии речи и отставание в развитии словесно-логического мышления отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, влияют на успешность учебной деятельности и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности, следовательно, развитие логического мышления у дошкольников с ОНР являлось актуальным направлением работы   в этом учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobraz_21.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1

ст. Копанская Муниципального образования Ейский район

Отчет по самообразованию

 «Развитие словесно - логического мышления у дошкольников с ОНР»

Подготовила: учитель - логопед

Фролова Галина Ивановна

2021 год

Цель работы по данной теме: повысить профессионально - значимые знания, умения организации работы по словесно-логическому мышлению у детей с общим недоразвитием речи, выработать игровые технологии и применить их на практике.

Задачи:

1. Выявить уровень и особенности развития словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.

2. Организовать коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие словесно-логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.

3. Определить эффективность проведенной работы.

Работая в группе для детей с ОНР, следует отметить, что наряду с тяжелыми нарушениями речи, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, у детей отмечается отставание в развитии логического мышления, которое проявляется в виде недостаточности понимания детьми лексико-грамматических конструкций, замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации, затруднений при определении и формулировании логической последовательности. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

Отклонение в развитии речи и отставание в развитии словесно-логического мышления отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, влияют на успешность учебной деятельности и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности, следовательно, развитие логического мышления у дошкольников с ОНР являлось актуальным направлением работы   в этом учебном году.

В процессе развития логического мышления у детей старшей группы компенсирующей направленности формировалось умение рассуждать, делать умозаключения, в соответствии с законами логики, умение выстраивать причинно-следственные связи. Также развивались такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.  Данные качества  ребята проявляли в самостоятельной деятельности в играх и в ходе образовательного процесса. (Игры «Съедобное – несъедобное, «Описательные загадки», «Угадай, что загадала», « Невнимательный художник», «Найди отличия», «На что похожа буква» и др…. . Использовались игровые упражнения на формирование  умения устанавливать последовательность событий: д.игра «Что было, что есть и что будет», «Что сначала , что потом» и др… Использовали игры на классификацию предметов по одному или нескольким признакам: Д.игра «4 лишний», «Разложи по корзинкам», «Назови одним словом» и др…. . В свободной деятельности ребята играли в головоломки, разгадывали  ребусы, составляли слова по первым буквам слов, складвывали «Танграм»,  «Колумбово яйцо», «Пифагор» и  др…. .

 Все игры и  упражнения собраны в картотеку  игр по развитию словесно - логического мышления. Картотека состоит из семи  разделов. Каждый раздел содержит  восемь - десять игровых упражнений,  объединенных одной  задачей, в процессе использования картотеки  возможно применение более усложненных или упрощенных вариантов игры в зависимости от уровня развития мышления ребенка.

 В этом году ребята  попробовали участвовать в викторинах на сайте «Совушка» («Насекомые России» -  Сергей Б.,  Кирил Ш.. «Птицы России» - Ангелина К, Дарья С.. ) Задание викторины  с картинками я распечатывала ребятам на   листах и  они самостоятельно, либо с небольшой помощью  взрослого отвечали на вопросы по картинкам, данные вносились в бланк на сайте и отправлялись. Ребята получили красочные дипломы и были очень рады.

 С родителями воспитанников ДОУ проведены консультации «Играем, развиваем речь ребёнка», «Игротека в кругу семьи», «Как расширить словарный запас ребёнка», «Развитие слухового внимания», «Развитие речевого внимания», с родителями проводилась беседа «Вопрос – ответ», были выпущены буклеты и памятки.

В своей работе я всегда стремлюсь найти новые, более действенные, методы развития речи и ВПФ, знакомлюсь с методическими пособиями коллег в  сети интернет, книжными новинками, участвую в онлайн –вебинарах «Мерсибо», семинарах, форумах «Воспитатели России» и др…. Своими знаниями делюсь с родителями.

Проанализировав свою деятельность и опыт коллег, я пришла к выводу, что дидактические игры и упражнения для развития словесно - логического мышления и речи, как оказалось, это прекрасное средство в коррекционной практике логопеда,  педагогов, и родителей.