Консультация- игротренинг для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии

Марчук Наталья Валерьевна

В   консультации  предлагаются  игры и игровые упражнения для формирования звуковой культуры речи у детей с учетом  возрастных ососбенностей дошкольников каждой группы. Предополагается активное участие   слушателей:ответы на вопросы,  генерирование игровых  приемов. Консультация будет полезна как педагогам с большим опытом работы, так и  молодым воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_zvukovaya_kultura_rechi.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение
детский сад  №7 « Родничок»  общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением  деятельности по познавательно-речевому развитию

детей городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Консультация -  игротренинг.

для воспитателей

 «Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Подготовила и провела

Учитель-логопед МБДОУ д/с №7

Марчук Н.В.

П. Чегдомын, 2019г

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и четкого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.

 Вторая младшая группа.

 Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в такой последовательности: сначала отрабатывается произношение гласных  звуков [а], [у], [и], [о], [э], [ы]. По мере  изучения звуков идет их дифференциация [а] - [у] - [и], [о] - [э] - [ы].

Игровой прием по дифференциации звуков:

Девочка Аленушка поет: «А – А – А»

Паровоз  гудит: «У – у  - у».

Жеребёнок кричит: «И – и – и».

Воспитатель произносит звуки в любом порядке, а дети говорят, чья это песенка.

Произношение согласных звуков отрабатывается  в следующем порядке:

м (м'), п (п'), т (т'), д (д'), н (н'), к (к'), г (г'), х (х'), й, ф (ф'), в (в'), с (с'), з (з'), ц.

Формирование правильного звукопроизношения, развитие органов артикуляции,  предусматривает  работу над изолированными звуками и звукоподражаниями (имитация различных  шумов, голосов животных).

Например, для  закрепления звуков [д], [д'] детям предлагается произнести то звукосочетание  ДУ -  ДУ, то  ДИНЬ – ДИНЬ (губы то вытягиваются вперед в форме «трубочки», то растягиваются в «улыбке»)

Для отработки умения произносить звуки в словах  используется игровой метод.

 Предложите  игровые моменты для отработки  произношения звуков в словах.

Например: Петрушка принес картинки и просит их назвать, «Чудесный мешочек»,  подарки для куклы Маши.

Четкость и внятность речи (дикция) отрабатывается на  специальном речевом материале – чистоговорках.

Придумайте несколько чистоговорок (бы – бы – бы – идет дым из трубы, ва – ва – ва –  растет высокая трава)

Использование таких чистоговорок,  не только отрабатывает дикцию у малышей, но и формирует слуховое внимание.

Так же для развития слухового внимания  используются   музыкальные инструменты, звучащие игрушки (узнать по звучанию). Организуются игры  на определение местонахождения звучащего предмета, на узнавание друг друга по голосу.

Необходимо  приучать детей внимательно слушать речь не только взрослых, но и детей.

Игровая ситуация: Дети называют предмет, а Петрушка их показывает, время от времени Петрушка «ошибается» - показывает не тот предмет.

 В начале учебного года на занятиях  педагог обращает внимание  детей на одинаковый звук в определенных слова  (Мыышка, дыым – в этих словах есть звук [ы]), выделяя его голосом. Затем дети должны самостоятельно выделить,  какой одинаковый звук  они слышат в словах: ФФФая,  конффета, туфффли, ффартук и т.п.) В конце  учебного года дети выделяют заданный звук из  слов самостоятельно.

Тренинг на выделение  звука из  ряда слов: Сссумка, кукла, ссани, дом. (один из педагогов проводит упражнение с другими педагогами)

 На том же речевом материале дети упражняются в произнесении звуков и слов с различной громкостью, в различном темпе.

В повседневном общении воспитатель следит  за темпом речи детей. Неторопливая речь взрослых – хороший пример для подражания.

  Громкость и плавность речи во многом зависит от речевого дыхания.

Какие упражнения вы используете для развития речевого дыхания? ( задувание  на бумажные снежинки, перышки, султанчики, произнесение на одном выдохе, протяжно гласных и согласных звуков)

Не забываем  систематически проводить артикуляционные упражнения  для укрепления мышц языка и развития их подвижности.

Средняя группа.

Формирование правильного звукопроизношения, умение пользоваться умеренным темпом речи,  интонационными средствами выразительности,  развитие фонематического слухи фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания.

Отрабатывается произношение  следующих звуков: [С], [С'], [З], [З'], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Л]', [Р], [Р']. Сначала звуки  закрепляются в изолированном произношении, затем в отдельных словах, фразах, связной речи. При отработке звуков в словах используется прием «утрированного» произношения звука.

Широко используются различные чистоговорки, потешки, считалки, короткие стихотворения для отработки дикции и интонационной выразительности.

Для развития фонематического слуха воспитатель предлагает  детям упражнения, в ходе которых они на слух определяют наличие того или иного звука в словах.

Приведите примеры игр,  в которых детям требуется  выделить  заданный звук в словах.

 Пример:

-Детям предлагается ряд картинок,  подарить Маше только  картинки со звуком Ш.

- В зоопарке будут жить только те звери,  в названии которых слышится звук  Л или ЛЬ.

 - Нахождение  слов на заданный звук по картинке.

- Выбрать из двух картинок, ту в которой слышится заданный звук .

 К середине года  идет усложнение заданий: воспитатель называет выделяемый звук, затем произносит слова, не выделяя в нем этот звук голосом. Дети определяют, есть ли в слове названный звук.

 Далее дети  выполняют задания на подбор  картинок, игрушек, слов на заданный звук. Звуки выделяют двумя способами: или произносят звук  дольше остальных звуков в слове, или громче.

Если ребенок плохо выделяет звук, воспитатель должен дать образец произнесения слова, а ребенок – воспроизвести его.

 Звуки нужно называть  так, как они слышатся в слове. Например,  в слове лиса первый звук  - [Л'], а в слове  лук – [Л].

Для развития фонематического восприятия и слухового внимания проводятся игры на подбор  слов, сходных по звучанию, на договаривание отдельных слогов, слов. ( Д.и. «Доскажи словечко», «Продолжи  стишок»  - в лесу растут грибы – бы – бы – бы).

Продолжаем работу по укреплению речевого дыхания детей (произнесение на выдохе длительно согласных звуков, нескольких слов).

 В средней возрастной группе  детям дается представление  о   понятиях «слово» и «звук».

Каким образом Вы будете давать детям представление о том, что звуки в слове идут друг за другом? (работа со звуковой линейкой).

На пятом году жизни   у детей формируются навыки выделения первого и последего звука в слове.

Для выделения первого звука в слове, сначала необходимо сформировать умение  выделять первый предмет в ряду игрушек, или первого человека в ряду детей, и только после этого мы даем детям представление о первом звуке в слове. Начинаем выделение первого звука в слове с выделения первого гласного звука в слове, затем выделяем первый согласный звук в слове.

 В конце  учебного года  мы учим определять последний звук в слове. Используется прием договаривания  в слове последнего звука в слове ( пау…, жу.., кузечи…, кома…)

Детям дается представление о  том, что слова бывают длинные и короткие. По методике предлагается определить длину слова, разводя руки в сторону, но мне кажется, что более эффективным будет приём прошагивания  слов, или выкладывания слов  из палочек.

         В средней возрастной группе  детям даются первоначальные навыки звукового анализа слова. Для этого берутся простые слова типа: АУ, ОН.

Звуковой анализ проводится при помощи звуковой линейки.

Старшая группа.

Упражнения по звуковой  культуре речи проводятся не реже двух раз в месяц (я  рекомендую проводить чаще). Воспитатель обращает внимание на громкость, темп речи,  на четкость и ясность произнесения слов, фраз, в процессе обучения предсказыванию,  рассказыванию по картинкам, при заучивании и чтении стихотворении наизусть.

Поскольку к пяти годам не все дети  овладевают правильным произношением звуков, особенно тех, которые относятся к группе шипящих звуков ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]), а также [Л] и [Р], работе над этими звуками уделяется большое внимание. С детьми проводятся разнообразные игры и упражнения на дифференциацию свистящих, шипящих и сонорных  звуков ( [С] – [З], [С] – [Ш],  [Ш] – [Ж],  [З] – [Ж], [Ч] – [Ц], [С] - [С'] – [Щ],[Р ]– [Л]) Воспитатель строит работу так, чтобы все дети ( в том числе и с недостатками звукопроизношения) имели возможность поупражняться в правильном произношении звуков, как в изолированном, так и в составе слова, связной речи.

Педагог дает образцы произношения, поправляет детей, которые допускают ошибки.

 Работа по дифференциации звуков  проводится в определенной последовательности:

- различение изолированных звуков на слух;

- выделение  дифференцируемых звуков из  слога, слова;

- выделение дифференцируемых звуков в звуковом потоке (чистоговорки, стихотворения);

- дифференциация звуков  в словах (выделение звука, подбор слов на заданный звук)

Предложите игры и упражнения, которые можно использовать при дифференциации звуков  [Ш] и [Ж].

В старшей группе продолжается работа, начатая на предыдущих возрастных этапах: детей учат говорить с разной громкостью, интонацией,  темпом.

Продолжается работа, направленная на развитие речевого дыхания: дети протяжно произносят гласные и согласные фрикативные звуки ([С], [Ш), произносят чистоговорки на одном выдохе, сдувание снежинок, перышек и др.

В старшем дошкольном  возрасте  обращается внимание на осознанное употребление  детьми  терминов «звук», «слог», «слово», «ударение».

Специальные игры и упражнения проводятся на занятиях по развитию речи (в течение 3- 7 мин.) Воспитатель учит детей выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове. Закрепляется представление   о том, что слова бывают длинные и короткие.

Большую помощь в осознании того, что  звуки в слове  следуют друг за другом, оказывает «звуковая линейка».  Она помогает детям сосредоточить внимание  на каком-то одном звуке, определить его место в слове, закрепить знания о последовательности звучания звуков в слове.  Прошу Вас обратить внимание, что для анализа слов  необходимо  выбирать  слова,  звучание которых, не расходится с написанием. Например,  ВАЗА, ЛИСА, но не МОЛОКО, т.к  слышится  [МАЛАКО].

Воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучащее слово, обучая, их двумя способам произнесения слов («прощупывания», обследования).

Первый способ – произнесение слова с одинаково протяжным выделением голосом всех звуков, с равным подчеркиванием звучания каждого звука –  используется, если воспитатель, хочет показать детям, из каких звуков состоит слово. Такой способ произнесения помогает ребенку «увидеть», «обнаружить» те звуки, которые составляют единое целое, расчленить слова на звуки, установить их последовательность.

Второй способ -  усиленное выделение голосом какого-то определённого звука – используется, если внимание ребенка необходимо  обратить  именно на этот звук. Данный прием применяется  в работе с отдельными детьми, т.к.  уже в средней группе учили  детей останавливать внимание на отдельных звуках  в слове.

В старшей группе продолжается работа по делению слов на слоги. Учим детей определять количество   слогов в двусложных и трехсложных словах, если дети хорошо справляются с этим заданием можно предлагать более сложные слова. Учим  выделять ударный слог в слове. Значение ударения в слове показываем на примере слов: зАмок -  замОк.  Учим определять,  какой слог является ударным: зОнтик, щенОК, предлагаем детям подарить  те подарки ударение,  в которых падает  на тот же слог, что и у животного.

В старшей группе знакомим детей с понятием «предложение» в форме игры «Живые слова». Варианты игры планируются как часть занятий(5 – 7 мин.) Различные варианты игры « Слова перепутались», «Слова заблудились», «Добавь слово», «Угадай слово». Используются предложения из 3 – 5 слов без предлогов.

С детьми имеющими недостатки звукопроизношения проводится индивидуальная работа вне занятий не большими группам (при наличии одинаковых недостатков) или в индивидуальном порядке. Обращаем внимание у таких детей на  развитие артикуляционной моторики. Упражнения для подготовки органов артикуляционного аппарата  к произнесению шипящих и  сонорных звуков (Качели, Вкусное варенье, Почистим зубки, Маляр, Индюк, Лошадка, Грибок, Барабан, Молоток, произнесение звука  длительного звука [Ж])

Подготовительная группа.

В подготовительной группе  уделяется большое внимание  дифференциации отдельных звуков, т.к.  несовершенства  звукопроизношения у детей в этом возрасте  связаны с нечетким различением на слух  и в произношении  твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных. Особое внимание уделяется  закреплению  навыков произношения  наиболее трудных звуков  -  [Ш], [Ж], [Л], [Р].

Работа по воспитанию звуковой культуры  речи проводится, как часть занятий, так и вне занятия.  

Примерная последовательность работы по  формированию  звуковой культуры речи:

Сентябрь – ноябрь:

-совершенствование произношения групп свистящих и шипящих звуков;

-упражнения на дифференциацию звуков: [С] – [Ш], [З] – [Ж], [Ц] – [Ч] на слух и в произношении;

-упражнение на правильное использование интонационных средств.

Декабрь – февраль:

- совершенствование произношения  шипящих звуков

- дифференциация звонких и глухих согласных ( [Г] – [К], [П] – [Б], [Т] – [Д], [В ]– [Ф], [З] – [С], [Ш] – [Ж])

- упражнение на  использование вопросительной, восклицательной и утвердительной интонации;

 Март – Май:

- совершенствование произношения звуков [Л], [Р];

-дифференциация звуков  [Л ]– [Р],  твердых и мягких согласных;

-учим изменять тон голоса, передавать личное отношение (радость, огорчение, безразличие)

 Систематическая работа с использованием данных рекомендаций позволит  педагогам   сформировать у дошкольников  звуковую  сторону речи.