Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Заучивание стихотворения В. Степанова "Наша Армия" с помощью опорных картинок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе

Тема: Заучивание стихотворения Владимира Степанова «Наша армия»

с помощью опорных картинок

         Коррекционно-образовательные задачи: формировать представления детей о российской армии, о почетной обязанности защищать Родину; расширять, уточнять и активизировать словарь  по теме «Наша армия»; создать условия для целенаправленного рассматривания картины детьми (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов); вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание с помощью опорных картинок (пиктограмм), научить выразительно читать перед слушателями; совершенствовать синтаксическую сторону речи (формировать умение строить распространённые предложения,  составлять предложения по картинкам).

         Коррекционно-развивающие задачи: развивать навыки речевого общения в процессе заучивания; развивать  диалогическую  речь,  речевой слух,  зрительное  восприятие  и  внимание,  координацию речи с  движением; развивать логическое мышление, формировать умение обобщать, классифицировать и выделять лишнее; развивать зрительную и слуховую память путем запоминания стихотворения по серии опорных картинок; развивать мелкую моторику рук.

         Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать  любовь  к Родине, армии; формировать у детей  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; формировать умение применять правила поведения во время торжественных ритуалов.

          Оборудование: мольберт, магнитная  доска, сюжетная картинка с изображением  военных, принимающих присягу; опорные картинки для заучивания наизусть; тетради  по числу детей, контейнер с  карандашами; звукозапись гимна России;

Ход

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание  эмоционально положительного фона. Развитие  диалогической  речи.]

         Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие.

Логопед. Ребята, угадайте, кто пришел к нам в гости.

Этот мальчик – коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

(Незнайка)

Незнайка очень хочет выучить стихотворение «Наша Армия», но никак не может запомнить его. Поможем ему, ребята?

Дети. Да!

Логопед. Незнайка, мы поможем тебе выучить стихотворение, и расскажем много интересного про нашу Армию.

         Перед детьми на мольберте сюжетная картинка с изображением  солдат, принимающих присягу. 

Логопед. У Незнайки есть к вам ребята вопросы.

Логопед. Кто изображен на картине?

Ребёнок. Солдаты.

Логопед. Как они одеты?

Ребёнок. Они одеты в солдатскую форму.

Логопед. Что держат в руках солдаты?

Ребёнок. Солдаты держат оружие.

Логопед. Что делают солдаты в армии?

Ребёнок. Охраняют нашу Родину.

Логопед. Во всех воинских частях перед тем, как получить оружие, все солдаты принимают присягу и дают клятву верно служить Родине и защищать ее. Когда солдаты принимают присягу, они строятся ровными рядами, всегда поднимается российский флаг, звучит гимн. Гимн всегда слушается стоя.

         Логопед предлагает детям прослушать гимн. Звучит звукозапись гимна. Дети слушают стоя. После прослушивания детям предлагают сесть.

2. Знакомство с произведением В. Степанова «Наша армия». [Развитие речевого слуха]

Логопед. Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое хочет выучить Незнайка. Произведение называется  «Наша армия». Автор -  Владимир Степанов.

В нём встречается новое слово «дозор». «Дозор» - это группа солдат, ведущих наблюдение.

Послушайте стихотворение

На  горах высоких,

На  степном  просторе

Охраняет нашу

Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он ухолит  в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

Шелестят березы,

Распевают птицы,

Подрастают дети

У родной страны.

Скоро  я  в дозоре

Встану на границе,

Чтобы только мирные

Снились людям сны.      

3. Анализ произведения. [Развитие диалогической речи]

Логопед. Как называется стихотворение?

Ребёнок. Произведение называется «Наша армия».

Логопед. Кто его автор?

Ребёнок. Автор Владимир Степанов.

Логопед.  В стихотворении говорится о военных, которые «взлетают в небо». Как ты думаешь, (называется имя ребёнка), кто это?

Ребёнок. Это летчики, космонавты.

Логопед. А кто «уходит в море», (называется имя ребёнка)?

Ребёнок. Это моряки, подводники.

Логопед.  (Называется имя ребёнка), а кто стоит «в дозоре у границы»?

Ребёнок. Это пограничники.

Логопед. Незнайка, легко и быстро запомнить стихотворение нам помогут вот эти картинки.

         Логопед выставляет на доску опорные картинки (пиктограммы) для заучивания наизусть. 

Логопед. (Называется имя ребёнка), как ты думаешь,  какая картинка подойдёт к строке «На  горах высоких?»

Ребенок.  Я думаю, вот эта (ребёнок выбирает подходящую картинку, и вместе с логопедом выставляет картинку вначале доски.)

Логопед.  К строке  «На  степном  просторе»  какую картинку нужно взять,  (называется имя ребёнка)?

Ребенок.  Я думаю, вот эту (ребёнок выбирает подходящую картинку и выставляет картинку за первой).

Логопед.  «Охраняет нашу Родину солдат» – (называется имя ребёнка), как ты думаешь,  какая картинка подойдёт к этой строке?

Ребенок.  Я думаю, эта (выбирается и выставляется следующая картинка).

Логопед.   Чтобы запомнить строку «Он взлетает в небо, Он ухолит  в море» – какую картинку нужно взять, (называется имя ребёнка)?

Ребенок.  Я думаю, ту, где самолёт и корабль (выбирается и выставляется следующая картинка).

Логопед.   «Не страшны защитнику дождь и снегопад» - (называется имя ребёнка), как ты думаешь,  какая картинка подойдёт к этой строке?

Ребенок.  Я думаю, вот эта (ребёнок выставляет картинку).

Логопед.   Чтобы запомнить строку «Шелестят березы, распевают птицы» - какую картинку нужно взять, (называется имя ребёнка)?

Ребенок.  Нужно взять картинку с берёзкой и птицами.

Логопед.   К строке «Подрастают дети у родной страны» - какую картинку нужно взять, (называется имя ребёнка)?

Ребенок.  Я считаю, вот эту (ребёнок выставляет картинку).

Логопед.   «Скоро  я  в дозоре встану на границе» - (называется имя ребёнка), как ты думаешь,  какая картинка подойдёт к этой строке?

Ребенок.  Я думаю, эта (выбирается и выставляется следующая картинка).

Логопед.   Запомнить строку «Чтобы только мирные снились людям сны» поможет нам эта картинка (показывает на последнюю картинку).

4. Динамическая пауза «Моряки, солдаты, летчики». [Развитие общей моторики, координация речи с движениями.] 

         Логопед предлагает детям выйти на середину ковра.

Логопед.  А сейчас я предлагаю вам, вместе с Незнайкой, превратиться в бравых солдат и выполнить движения вместе со мной.

Ровным строем мы идём - раз, два, три (маршируют на месте). 

В барабаны звонко бьём - раз, два, три (марш, имитация стука в барабаны).

Мы летим, как самолёты - раз, два, три (руки в стороны, раскачивание).

Пересели в вертолёт-раз, два, три (руки перед собой, изображают пропеллер).

Поплывем на корабле - раз, два, три (руки перед собой под прямым углом, ладони соединены).

Нас качает на волне - раз, два, три (руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)

Наши пушки метко бьют - раз, два, три (боксирующие движения руками)

Нашей Армии салют! Раз, два три! (Прыжки вверх, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)

         Детям предлагают занять свои места за столами.

5. Повторное чтение  произведения с установкой на запоминание.  [Развитие слуховой памяти.]

Логопед. Я предлагаю вам ещё раз прослушать произведение и постараться его запомнить.

         Логопед выразительно читает стихотворение раз. Чтение  сопровождается показом опорных картинок (пиктограммами). 

6. Индивидуальное чтение стихотворения. [Работа над общими речевыми навыками.]

Логопед. Сейчас Незнайка послушает, как стихотворение будете читать вы. Когда будете читать стихотворение, не забывайте, что читать его надо ритмично, выразительно.

         По ходу чтения логопед подсказывает текст затрудняющимся детям.

7. Работа в тетради. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед предлагает детям открыть тетради.

Логопед.  (Называется имя ребёнка),  что нарисовано на странице слева?

Ребёнок. На странице слева нарисованы военный корабль и танк.

Логопед. Обведите корабль и раскрасьте его серым карандашом. У военных кораблей именно такой цвет.

         Дети  выполняют задание. После выполнения задания тетради убираются на край стола.

8.  Д/упр. «Кто лишний?» [Развитие  речевого слуха, логического мышления, связной речи, совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчинённых предложений)]

Логопед. Слушайте внимательно и определите, какая из названных мной профессия здесь лишняя и почему. Постройте предложение - ответ со словами «потому что». Капитан, лётчик, пограничник, продавец.

Ребенок.  Лишний продавец, потому что он - не военный человек. А капитан, летчик и пограничник - военные.

Логопед. Швея, повар, учитель, моряк.

Ребёнок. Лишний моряк, потому что он - военный человек. А швея, повар и учитель – не военные.

         Логопед предлагает ещё несколько четвёрок слов с тем, чтобы ответили все дети.

Логопед. Наш гость Незнайка теперь никогда не перепутает военные профессии с не военными.

9. Окончание занятия.  [Оценка работы детей. ]

Логопед. Вот и закончилось наше занятие. (Называется имя ребёнка),  какое задание было для тебя трудным? Почему?

Какое задание больше всего понравилось тебе, (называется имя ребёнка)? Почему?

Что ты запомнил, (называется имя ребёнка), как называется произведение, которое мы сегодня учили наизусть?

Кто, по твоему мнению, (называется имя ребёнка), читал стихотворение лучше всех? 

А тебе, (называется имя ребёнка), чьё стихотворение понравилось больше всего?

Меня порадовал сегодня (называется имя ребёнка).  Хотя у него не очень получилось справиться с заданием, но он очень старался.

Незнайка, а ты запомнил стихотворение «Наша Армия»? Дети, Незнайка говорит, что он запомнил стихотворение, и помогли ему запомнить наши картинки. Незнайка просит вас подарить ему картинки, чтобы его друзья тоже смогли выучить это стихотворение.

         Незнайке  вручаются картинки и он прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...