Подгрупповое занятие "Автоматизация звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Макарова Мария Александровна

"Путешествие в Жужжеляндию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_dlya_rod.docx208.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.о. Долгопрудный  центр развития ребёнка - детский сад №4 «Рябинка»

C:\Users\12345\Desktop\к аттестации\фото в портфолио\000057.jpgC:\Users\12345\Desktop\к аттестации\фото в портфолио\000112.jpg

Долгопрудный,

2020

Цель занятия: автоматизация звука «Ж» в прямых слогах и в словах с прямыми слогами.

Коррекционно-образовательные задачи:

 Образовательная область «Речевое развитие»

  • упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
  • формировать навыки согласования существительных с количественными числительными;
  • автоматизировать звук «Ж» в слогах и словах.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • активизировать в речи предметы со звуком «Ж»;
  • уточнить правильную артикуляцию звука «Ж».

Коррекционно-развивающие задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»

  • совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать длительный плавный выдох;
  • развивать артикуляционную и общую моторику.

 Коррекционно-воспитательные задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;
  • формировать положительную установку на занятие.

Оборудование:  плакат «цветочная поляна пчёлки Майи», картинки-символы, предметные картинки; мелкие игрушки, в названии которых есть звук «Ж»,  зеркало.

План занятия:

  1. Подготовительная часть
  1. Организационный момент
  2. Игровая мотивация
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Дыхательная гимнастика;
  1. Основная часть
  1. Игра  «Поймай звук»
  2. Игра «Где спрятался звук»
  3. Игра «Назови ласково»
  4. Игра «Скажи наоборот»
  5. Игра «Один-два-пять»
  6. Игра «Догадайся»
  1. Заключительная часть

Ход занятия

  1. Подготовительная часть
  1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята. К нам в гости пришли ваши родители.  Поздоровайтесь с ними.

    1.2. Игровая мотивация

-Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться на цветочную поляну. Там живёт пчёлка Майя. И ей очень нужна наша помощь. Поможем пчёлки?

-Прежде, чем отправиться в путешествие, нам необходимо подготовиться.

1.3. Артикуляционная гимнастика

-Пчёлка Майя будет показывать картинки-символы, а вы покажете ей, как их можно изобразить с помощью языка и губ, хорошо? («Улыбка», «Забор», «Качели», «Маляр», «Индюк».

1.4. Характеристика и артикуляция звука «Ж».

- Какой звук издает пчёлка, когда летит? ( звук «Ж»).

- А когда мы произносим звук «Ж», губы у нас в каком положении? (губы округлены) где находится наш язычок? (язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам), а зубы в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние).

- Мы этот звук произносим с трудом или легко? Его можно пропеть или нет? (произносим его с трудом, а пропеть не можем?). Значит этот звук какой, гласный или согласный? (этот звук согласный). А он звонкий или глухой? (звонкий). Твердый или мягкий? (твердый).

- А как ты определил, что этот звук звонкий (Если закрыть уши руками и произнести звук «Ж», то мы услышим звук в ушах).

- Молодцы, теперь,  и  пчёлка узнала, что звук «Ж» согласный, звонкий, твердый.

                2. Основная часть

2.1. Игра: «Поймай звук» - развитие фонематического восприятия

-Мы готовы, можем отправляться в путешествие. Нам нужно помочь Майи собрать нектар со всех цветов на поляне. Приготовьте указательные пальчики и поставите их на начало стрелочки. Будем вести пальчики по линии и жужжать, как пчёлки [ж]. Мы прилетели к первому цветку-заданию.  Пчёлка будет  произносить разные слоги и слова, если вы услышите звук «Ж», нажимайте всеми пальцами на цветок (жа, жу, по, жо, лы, жу, со, жук, мак, ложка, журнал, жак, стол, гараж, ждужок, сом, овощи, живот, лужа, пчела).

- Молодцы, мы собрали первое ведро нектара.

 Игра: «Картинки - паутинки» - развитие долговременной памяти

-Отправляемся дальше.  Под вторым цветком спрятаны картинки – паутинки. Запомните все картинки, которые изображены на этой «паутине», запомните в какой последовательности они расположены (дается 1 минута, для запоминания). (На паутинке изображено: жаба, жук, флажок, еж, нож)

- Запомнили, а сейчас сложите паутинку и положите в карман.

2.2. Игра: «Повторяй за нами»- автоматизация в слогах и словах

-Отправляемся дальше.

 

Жа-жа-жа - жар

Жа-жа-жа - жаба

Жа-жа-жа - жало

Жо-Жо-Жо – Жора

Жо-жо-жо- рожок

Жо-жо-жо- лужок

Жо-жо-жо- флажок

 Жу–жу-жу - жук

Жу-жу-жу- лежу

Жи-жи-жи – в море плавают моржи

Жа-жа-жа- сидят на ветке два чижа

Жа-жа-жа-покажи ежа

Жу-жу-жу-я по лужам не хожу

Жу-жу-жу – молока дадим ежу

 -Молодцы, мы собрали ещё одно ведро нектара.

2.3. Игра: «Кубик-рубик: назови и скажи, где спрятался звук»

-Отправляемся дальше. Вам нужно по очереди бросать кубик. Назвать, что изображено на стороне кубика и определить, где спрятался звук.  (Картинки: журнал, лыжи, жираф, ёжик, жаба, морж, жук, снежинка).

- Скажи, пожалуйста, в слове журнал, где находится звук «Ж» в начале слова, в середине или в конце? И.т.д.

 2.4. Игра: «Назови ласково»

- Пчёлка предлагает поиграть с «волшебным мешочком». Достаём по одному предмету из мешочка и называем их ласково.   

Утюг - утюжок,

Жук - жучок,

флаг – флажок,

пирог - пирожок,

ёж - ёжик,

нож - ножик

Физкультминутка.

Вот и началась зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше подтянись.

Ну-ка плечи распрями.

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись.

Рук коленями коснись.

 

2.5.Игра: «Скажи наоборот»

Лентяй - труженик;

гасить - зажигать;

греть - охлаждать;

вставать - ложиться;

удаляться - приближаться;

холод - жара;

мягкий - тяжелый;

правдивый - лживый;

ловкий - неуклюжий;

легкий – тяжелый.

2.6. Игра: «Один-два-пять»

- Посчитай по образцу:

ПР: Одна жаба, две жабы, пять жаб.

Один нож, два ножа, пять ножей.

Одна лужа, две лужи, пять луж.

Один флажок, два флажка, пять флажков.

Одна баржа, две баржи, пять барж.

 

         

   2.7. «Догадайся»

- Пчёлка принесла игрушки, посмотрите, какие они маленькие и красивые. Я сейчас буду описывать эти игрушки, а вы догадайтесь, про какую игрушку я говорю.

  • у него длинная шея и много  пятнышек … (жираф)
  • маленький,  когда летает жужжит… (жук)
  • серый, много иголок, фырчит…   (еж)
  • маленький, любит зимой сосать лапу, и очень любит мед… (медвежонок)

       - Посмотрите  на эти картинки, и выберите только те, которые были у вас на «картинке-паутинке», разложите их в той же последовательности, и назовите.

3. Заключительная часть

-Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились со всеми заданиями и помогли собрать пчёлки нектар со всех цветов. 

-Какой звук мы сегодня повторяли? Вы очень хорошо потрудились, красиво и правильно произносили звук «Ж». Пчёлка вас благодарит и прощается.  Скажите и ей до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия "Звук [А] "

Конспект подгруппового занятия "Звук [А] "...

Конспект подгруппового занятия "Звуки-С,СЬ "

Конспект подгруппового занятия "Звуки-С,СЬ "...

Конспект подгруппового занятия "Звук П"

Знакомство со звуком П. Расширение словаря, развитие грамматического строя речи по лексической теме "Посуда". Буква П....

План-конспект подгрупповой НОД Звук и буква З

Подгрупповое занятие в подготовительной  по закреплению звука З...

Подгрупповое занятие " ЗВУКИ "К,Г,Х"

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»...

Конспект подгруппового занятия "Звуки [л-л\'] правильно называй и различай"

Конспект подгруппового занятия с элементами Су-Джок терапии "Звуки [л-л'] правильно называй и различай" с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....

Конспект подгруппового занятия "Звук У. Буква У"

Разработан для детей группы компенсирующей направленности (ЗПР, РАС) по водготовке к обучению грамоте....