Аналитическая справка по результатам профессиональной деятельности учителя – логопеда старшей группы №7 компенсирующей направленности Зиниченко Ю.Б. за 2020 – 2021 уч. год
материал по логопедии (старшая группа)

Зиниченко Юлия Борисовна

Аналитическая справка по результатам профессиональной деятельности учителя – логопеда старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам профессиональной деятельности учителя – логопеда

старшей группы №7 компенсирующей направленности

Зиниченко Ю.Б. за 2020 – 2021 уч. год

Дети поступают в группу с диагнозом тяжёлое нарушение речи (общее недоразвитие речи I, II или III уровней).  Диагностика проводится в старшей группе №7 компенсирующей направленности,  в сентябре и в мае по методике динамического обследования детей с нарушениями речи Г.А.Волковой и М.А.Илюк с использованием материалов учителя – логопеда Ю.Б.Зиниченко. Итоги заносятся в речевые карты, а также в таблицу.

Обследование было проведено в сентябре 2020 года – мае 2021 уч.г.  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (общее недоразвитие речи) III уровня-15 человек (из них  2 с дизартрией).

Учебный год

Количество,

соотношение мальчиков и девочек

2020г.-2021г.

Всего:

15

девочек  

5

мальчиков

10

Объект мониторинга:

- дети (возраст) 5-6 лет

I  группа здоровья – 1 человек,

II  группа здоровья – 12 человек,

III  группа здоровья – 2 ребенка

Цель мониторинга:

- оценка степени продвижения дошкольника в образовательной программе;

- определение индивидуальных особенностей каждого ребенка для выработки дифференцированного подхода, подбора форм организации, методов и приёмов образовательной работы.

Задачи мониторинга:

-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года;

-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);

-отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период;

-скорректировать направления индивидуальной (индивидуальный маршрут) и фронтальной коррекционной работы;

- скомплектовать подгруппы детей на основе общности структуры нарушений речи.

Инструментарий для мониторинга: протокол обследования ребенка (речевая карта), позволяющая фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Критерии оценки.

Мониторинг коррекционно-образовательного процесса (мониторинг сформированности компонентов языковой системы) включает в себя 8 разделов для исследования состояния устной речи:

  1. Исследование неречевых психических функций.
  2. Состояние мелкой и общей моторики.
  3.  Речевая моторика.
  4. Состояние звукопроизношения.          
  5. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова, предложения.
  6. Состояние фонематической стороны речи.      
  7. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной  речи.
  8. Исследование связной речи.

Система оценки мониторинга:

1 балл         - правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления.                                                                                        

0,5 балла    - правильно и точно воспроизводит после повтора, в медленном темпе или самостоятельно исправляет ошибки.                                                                                                                                               0,25 балла – выполняет задание с помощью логопеда (наводящие вопросы).                                

0 баллов     - невозможность выполнения пробы.

Речевые заключения детей группы:

Группа (возраст)

Диагноз

Дизартрия

ОНР I- II

ОНР III

ОНР  III-IV

ОНР IV

Старшая     (5- 6 лет)

сен.

2020

2

0

15

0

0

 

 май 2021

0

1

3

0

7

 

По результатам работы ТПМПК в школу выпускается – 4 детей. Из них 100% дали положительную динамику в развитии и коррекции речи: 2 детей выпущено с чистой речью, что составляет 50%, 2 детей с улучшением -50%, 10 детей – продлен срок обучения на 1 год  и 1 ребенок (срок обучения на 2 года).

После обобщения полученных данных, с помощью диаграммы выстраивался индивидуальный речевой профиль каждого ребёнка.

В результате были выявлены уровни сформированности речи:

– очень низкий

– низкий

– низко-средний

– средний

       – высокий

Мониторинг результатов логопедического обследования   уровня

сформированности речевой функции

(сентябрь 2020- май 2021 года).

Исс-е нереч-х псих-х фун-й

Сост-е мелк и общ моторики

Речевая моторика

Состояние звукопроизношения

Воспроиз-е звуко-слоговой струк-ры слова

Сост-е фонем-й стороны речи.        

Исслед-е лексики и грам. строя экспр-й  речи.

Исслед-е связной речи.

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Очень низкий уровень

1

1

6

1

13

 Низкий уровень

2

1

4

2

1

 Низко-средний уровень

1

2

5

5

1

2

1

1

4

8

2

12

 Средний уровень

10

9

8

7

2

2

1

4

4

2

8

1

 Высокий уровень

4

15

2

15

2

15

2

12

9

13

7

2

7

1

Сводная таблица результатов логопедического обследования   уровня

сформированности речевой функции

(сентябрь 2020- май 2021 года). (рис1)

Исс-е нереч-х псих-х фун-й

Сост-е мелк и общ моторики

Речевая моторика

Состояние звукопроизношения          

Воспроиз-е звуко-слоговой струк-ры слова.

Сост-е фонем-й стороны речи.        

Исслед-е лексики и грам. строя экспр-й  речи.

Исслед-е связной речи.

сентябрь итог

75%

64%

65%

64%

74%

36%

51%

23%

май итог

91%

90%

93%

86%

91%

74%

82%

58%

рис.1

На начало учебного года по результатам диагностики видно, что у детей доминирует низко-средний уровень речевого развития, было выявлено, что состояние связной речи и фонематической стороны речи  на низком уровне развития.  Наблюдаются большие проблемы в звукопроизношении, в лексико-грамматическом развитии языка. Характерно недопонимание в процессах словообразования и словоизменения.

В активной речи мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных и притяжательных, наречий; предлоги употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Дети испытывают трудности при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов. Наиболее характерные ошибки у детей - смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове. В связной речи, дети пользуются простым предложением.
    Состояние  фонематических процессов дошкольников в конце учебного года после завершения  обследования стало видно, что в начале учебного года большая часть детей с низким уровнем развития фонематических процессов (36%), в конце года- почти у всех средний уровень (74%), неречевые психические функции, мелкая и общая моторика в сентябре- на среднем уровне, а в мае-почти все достигли высокого уровня.  Состояние  связной речи дошкольников в конце учебного года-на очень низком уровне (23%),  в таблице видно,  что дети, находящиеся на очень низком уровне повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи. Также наблюдается положительная динамика в лексико-грамматическом строе речи, в начале года-на низко-среднем уровне (51%), а в мае- большая часть детей достигла высокого уровня (82%). Ещё остались затруднения в образовании редко употребляемых приставочных форм глаголов, обозначающих похожие действия-наблюдаются замены (вышивать, пришивать, прошивать-шить), согласовании числительного с существительным.

По результатам этих данных, я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность.  Дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст. Самостоятельно составляют простые распространенные предложения, используют их при ответах на вопросы; составляют рассказ по картинкам.

По итогам обследования проводится мониторинг, данные которого отражаются в графиках и таблицах. Использование количественных показателей при интерпретации результатов исследования речи ребенка позволяет строить графики и диаграммы, позволяющие наглядно проследить состояние и динамику речевого развития ребенка. 

К концу учебного года большинство детей показало стабильную динамику в речевом развитии, а в частности в таких областях, как звукопроизношение, словарный запас, дошкольники познакомились с процессами фонематического анализа и синтеза, практически все дети справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, в начале и конце слов, свободнее стало употребление грамматических категорий, улучшилась пространственная ориентировка, артикуляционная и мелкая моторика.  Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости, владеют навыками согласования имен прилагательных с существительными, числительных с существительными, образования имен прилагательных от существительных, изменения слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффикса – ИЩ.

Таким образом, итоги мониторинга помогают определить дифференцированный подход к каждому ребёнку в подборе форм организации, методов и приёмов воспитания и развития, наметить план индивидуальной работы с детьми и группы в целом по тем разделам языковой системы, по которым показатель уровня развития находится на низкой отметке. Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за период с 2020-2021 уч. года можно сделать вывод, что поставленные в начале цели и задачи реализованы. Образовательный процесс и коррекционно-логопедическая работа строилась в единстве с диагностикой, коррекцией и профилактикой отклонений в речевом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам профессиональной деятельности учителя – логопеда Сейидовой Елены Владимировны за 2013- 2014 уч. год

Аналитическая справка составлена по результатам деятельности учителя-логопеда за 2013-2014 учебный год, с целью оценки качества коррекционно-развивающей работой с воспитанниками, имеющими трудности в ...

Аналитическая справка по результатам профессиональной деятельности учителя - логопеда старшей группы компенсирующей направленности.

Хочу поделиться опытом оформления аналитической справки по результатам профессиональной деятельности учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. В аналитической...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности 5-7 лет на 2020-2021 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельности в группе №1 «Лукоморье» компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...

Аналитическая справка по результатам профессиональной деятельности учителя-логопеда

Аналитическая справка по результатам профессиональной деятельности учителя-логопеда МБДОУ №12 г.Моздока РСО-Алании Василенко Галины Анатольевны...

Аналитическая справка по результатам профессиональной деятельности учителя – логопеда.

Вашему вниманию представлена аналитическая справка по результатам профессиональной деятельности учителя – логопеда. В аналитической справке использованы данные мониторинга сформированности компо...

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 5 - 6 лет на 2020/2021 учебный год

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 5 - 6 лет на 2020/2021 уч...