РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО- ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
консультация по логопедии

Филенкова Галина Николаевна

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям.  Применение ИКТ на индивидуальных,  подгрупповых, фронтальных занятиях могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_ispolzovaniyu_ikt.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО- ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

В своей работе широко использую информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) так как – это удобный и эффективный комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных в учебном процессе, а также ИКТ служить для качественной диагностики детей.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям.  Применение ИКТ на индивидуальных,  подгрупповых, фронтальных занятиях могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Однако следует помнить, что занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов., включать в занятия учителя-логопеда игры, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. Различные виды нарушения речи определяют необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Использование компьютерных технологий открывает широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. По этому, применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям  можно назвать мультимедийную презентацию. Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.  

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

 ИКТ на логопедических занятиях позволяет:   

-активизировать познавательную деятельность детей,

-индивидуально подходить к каждому ребёнку,

 -используя разноуровневые задания,

-повышать интерес к обучению (мотивация),

- осуществлять дифференцированный подход,

-эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей,

 -формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, обобщении, обследовании.

Я, стараюсь идти в ногу со временем.  Не секрет, что логопедические занятия в силу своей специфики, требуют большей наглядности, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит ИКТ, с их неограниченными возможностями.      ИКТ  становятся необходимым средством обучения детей с нарушениями речи. В своей деятельности я использую информационно-коммуникационные  технологии в следующих направлениях деятельности:

в работе с детьми:

-индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;

-подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиа презентаций; речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;

-диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера.

Компьютерные игры позволяет развивать лексико-грамматические навыков, связную речь, в подготовке к обучению грамоте.

 Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в  PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. В своей работе активно использую разные компьютерные программы: Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint, Publisher), iMovie.

В работе с родителями: интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ; электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации); консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании); творческие недели (логопедические тренинги, организационно - деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций, родительские собрания, консультации).

В работе с педагогами: мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций; семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании; презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях; творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).

Сеть интернет - мощный инструмент, который органично вписывается в предметы не только образовательных областей. Интернет предоставляет возможности для творческого общения и обмена информацией, позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ребенка: обучающие программы, учебные игры и т.д.

Постоянно повышать свою квалификацию, развивать творческий потенциал помогают материалы сети интернет Сайты логопедической направленности, например: http://logoportal.ru., http://www.logoped.ru.  , http://www.logopedplus.ru/  и другие.

Таким образом, вышеперечисленные направления в моей коррекционной работе помогают решить очень много задач. ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения; использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация О внедрении компьютерных технологий в коррекционно-образовательный процесс

Данная консультация окажет помощь педагогам и родителям в развитии дошкольников посредством внедрения компьютерных технологий. В статье описаны возможности развивающих программ в развитии, коррекции и...

Из опыта работы "Компьютерные технологии в коррекционно-образовательном процессе"

В данной работе освещены вопросы, связанные с использованием компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе. Представлена подгрупповая коррекционная работа в старшей логопедической гр...

Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с семьями детей с нарушениями зрения.

В данной работе описывается система использования интернет пространства при работе с родителями детей-инвалидов и детей с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таг...

Рекомендации по использованию компьютерных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения

Для родителей воспитанников детских дошкольных учреждений "Рекомендации по использованию компьютерных технологий в  обучении дошкольников правилам дорожного движения"...

Использование информационно - компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР

В настоящее время заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР) получает довольно большое количество детей. Проблема помощи таким детям с целью коррекции имеющихся нарушений и подготовки их к успешному о...

Использование компьютерных презентаций в коррекционно-логопедической работе ДОУ

•Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме; ••Использование анимации и сюрпризных моментов делает кор...