ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ.
учебно-методический материал по логопедии

Попова Наталья Владимировна

Детский аутизм — достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране.  Более того, семья аутичного ребенка часто лишена и моральной поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице и даже в детском учреждении. Нередки случаи, когда родители вынуждены сами ставить диагноз и сами, практически без всякой профессиональной поддержки, начинать и годами вести самоотверженную борьбу за ребенка. На просторах интернета они вычитывают информацию по проблеме, коснувшейся семьи. Общаются с мамами по средствам сети интернет, прислушиваются к советам и выполняют рекомендации родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом. В силу разных причин или, когда уже ситуация критична, обращаются к специалистам, тем самым, надеясь на помощь, приходят к нам в учреждение, где родителям разъясняется, что основная работа при этом неминуемо ляжет на близких - семью или тех, кто ее заменяет; а помогать им будет целая команда профессионалов: врач-педиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальные педагоги и инструктор по оздоровительной физической культуре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ras.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ.

                Аутизм- это нарушение контактности ребёнка, и все вытекающие проблемы (задержка развития речи, интеллекта и т.п.) проистекают из разрыва связей с окружающим миром. Первичный контакт и понимание, что мир не опасен, дети получают от матери. У аутистов этот контакт по каким-то причинам не устанавливается в должной мере. Матери аутичного ребенка очень сложно установить тесный контакт с ним, так как ребенок не подкрепляет ее инстинктивное поведение: не смотрит ей в глаза, не подкрепляет позу готовности взять его на руки, не улыбается в ответ, не реагирует на просьбы и т.п. Поэтому аутичный ребенок недополучает столь важные для развития вещи как голос матери, улыбка, телесный контакт. Кроме того, мать часто не может помочь такому ребенку пережить травмирующие события, утешить, успокоить, потому что сам ребенок никак не сигнализирует ей об этом. Таким образом, аутизм, как тяжелое нарушение развития, приводит к деформациям внутрисемейных и межсемейных отношений. Поэтому важным в сопровождении таких семей является разработка основных стратегий помощи им. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей.

                Детский аутизм — достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране.  Более того, семья аутичного ребенка часто лишена и моральной поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице и даже в детском учреждении.  Нередки случаи, когда родители вынуждены сами ставить диагноз и сами, практически без всякой профессиональной поддержки, начинать и годами вести самоотверженную борьбу за ребенка. На просторах интернета они вычитывают информацию по проблеме, коснувшейся семьи. Общаются с мамами по средствам сети интернет, прислушиваются к советам и выполняют рекомендации родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом.  В силу разных причин или, когда уже ситуация критична, обращаются к специалистам, тем самым, надеясь на помощь, приходят к нам в учреждение, где родителям разъясняется, что основная работа при этом неминуемо ляжет на близких - семью или тех, кто ее заменяет; а помогать им будет целая команда профессионалов: врач-педиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальные педагоги и инструктор по оздоровительной физической культуре.

                 Поэтому первым направлением работы с семьёй в нашем учреждении является проведение социально-медико- психологического-педагогического  диагностирования ребенка и семьи, затем разрабатываются основные направления работы и подбираются оптимальные  приемы реабилиатционной работы, направленные на оказание квалифицированной помощи. Если возникает необходимость, то в рамках диагностического этапа анализируются личностные особенности родителей, в том числе эмоциональные и коммуникативные качества,  психологом определяется уровень тревожности. По результатам диагностического обследования на заседаниисоставляется индивидуальная программа реабилитации, с учетом индивидуальных возможностей ребенка и пожеланий родителей.

                 Каждый специалист определяет цели и задачи коррекционной работы, но только при индивидуальном подходе к ребенку и семье, в которой он воспитывается. Кроме того, мы отлаживаем взаимодействие между специалистами учреждения и семьей, а так же и координацию действий внутри команды специалистов. Хороший результат не может быть достигнут без выработки общего языка и согласия в оценке проблем ребенка, без определения общих целей работы.                 Нескоординированность действий взрослых может очень повредить ребенку. Например, если одни работают над активацией эмоциональных контактов, а другие настойчиво требуют, чтобы ребенок был прежде всего правильно организован на занятиях, послушен и «удобен» дома, то конфликты в команде неизбежны, как неизбежно и появление у ребенка новых страхов Чтобы избежать этого, в учреждении разработана дополнительная общеразвивающая программа для детей и подростков с расстройством аутистического спектра «Мой мир». Цель данной программы - комплексная психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с расстройством аутистического спектра в подготовке к жизни в социуме.  Наша коррекционная работа педагогов  с аутичными детьми позволяет обучить их эффективным способам общения со сверстниками и успешно решить задачи социальной адаптации. В ходе работы организованно продуктивное взаимодействие с родителями; подобраны формы работы, повышающие мотивацию родителей к участию в коррекционной работе:

  • присутствие родителей на занятиях, что необходимо ребенку с аутизмом: рядом с мамой, на первых порах, ребенок чувствует себя в безопасности. Так же, в начале коррекционной работы, все задания за частую выполняет мама, ребенок видя, что угрозы для него в этом нет, постепенно вовлекается в реабилитационный процесс, в дальнейшем присутствие мамы сводится на нет;
  • постоянное консультирование каждого занятия: когда занятия проводятся без присутствия родителей, педагог рассказывает о достигнутых, или наоборот, целях, о поведении ребенка с аутизмом в том или ином моменте, об успехах, и не только, должен  знать родитель;
  • обучение родителей, как правильно выполнять задания: основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на близких. «Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно страдательна». Помощь такому ребенку – это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты обучают родителей основам реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
    Это потребует от родителей и близких ребенка с  аутизмом большого мужества и выдержки, которые позволят посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть.
  • выдача рекомендаций и заданий на дом: для закрепления результата и более успешной адаптации ребенка с аутизмом в социуме, родителям даются домашние задания и рекомендации как правильно их выполнять;
  • распространение среди семей, имеющих в своем составе детей с аутизмом педагогических знаний: часто родители не компетентны в воспитании и развитии своих «уникальных» детей, поэтому специалисты нашего центра делятся своими полученными педагогическими знаниями.
  • проведение круглых столов в рамках клуба «Семейная академия», с целью: обмена опытом между родителями, и получения новых знаний: родители детей с аутизмом должны знать, что они не одни, что есть еще семьи с такой же ситуацией. За круглым столом обсуждаются нормы и принципы воспитания таких детей. Родители делятся своими успехами и неудачами с другими. В ходе таких дискуссий, даже сами родители помогают дуг другу.

          Не каждого дошкольника с проявлениями аутизма можно вывести на уровень нормального развития. Но в любом случае, коррекционно-реабилитационная работа поможет организовать его поведение, развить способности к коммуникативному взаимодействию, обучить навыкам самообслуживания, сгладить негативные проявления аутизма, научить проводить свое свободное время и подготовить к обучению в школе.

         Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность, которая охватывает следующие направления работы:

  • формирование поведения;
  • коррекция эмоциональной сферы;
  • формирование игровых действий, умений;
  • социально-бытовая адаптация;
  • развитие речи, ее понимание и развитие умения пользоваться речью.

        В рамках реализации ИПР каждому специалисту отводится своя роль, но с учетом общих целей и задач для конкретного ребенка с аутизмом:

  • врач педиатр консультирует родителей по вопросам физического развития; режима дня для таких детей;  питания детей (без глютеновая и без козеиновая диеты, хотя польза этих диет научно не доказана, но из опыта родителей говорит о положительном эффекте в развитии детей), так же врач педиатр консультирует специалистов нашего учреждения о нагрузках для каждого ребенка с аутизмом; так же врач-педиатр нашего центра работает со специалистами здравоохранения, у которых на учете стоит, тот или иной ребенок, при разработке ИПР учитываются рекомендации этих специалистов;
  • педагог-психолог работает не только с ребенком, но и с родителями. Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать диагноз. Они начинают водить ребенка на консультации к разным специалистам в надежде, что диагноз будет опровергнут. Это защитная реакция, попытка спрятаться от жестокой правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс неполноценности и боль разочарования, родители аутичного ребенка не до конца откровенны даже с профессионалами, часто стараются скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же интерпретируют их в выгодном для него свете.
    Часты случаи, когда близкие мешают разным специалистам наладить взаимодействие. Если им не нравится то, что говорит об их ребенке специалист, или результаты занятий оказываются не такими, как они ожидали (надеясь на быстрое и благополучное разрешение ситуации), они бросаются на поиски другого педагога, обманывая тем самым самих себя и создавая недопустимые и вредные для развития ребенка условия.
    Педагог-психолог старается понять близких аутичных детей, понимая, в какой нелегкой ситуации они находятся. И призовет и поможет  думать в первую очередь не о себе и своих страданиях, а об интересах ребенка;
  • одна из главных задач учителя-дефектолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления: преодоление аффективной патологии; установление контакта с аутичным ребенком (обязательно с помощью родителей);
  • учитель-логопед дифференцирует речевые нарушения, обусловленные аутизмом; устанавливает эмоциональный контакт с ребенком; активизирует речевую деятельность; развивает артикуляционную моторику, речевое  дыхание; расширяет и активизирует словарный запас; формиррует и развивает спонтанную речь в быту и в игре, развивает речь в обучающей ситуации; обучает письму и чтению(чаще глобальному).
  • инструктор ОФК формирует навыки произвольной организации движений; развивает имитационные способности (умение подражать); стимулируют к выполнению инструкций.
  • социальные педагоги, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях других специалистов, работают в тесном контакте со всеми специалистами, участвующими в развитии ребенка с аутизмом; консультируют родителей и специалистов по организации пространственной среды, наиболее важной части обитания, таких детей; обучают ребенка с аутизмом социально-бытовым навыкам; консультируют родителей по организации пространства жилья, в котором живет семья , воспитывающая ребенка с аутизмом; обучают родителей бытовым ритуалам «…аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослым проживание повседневных бытовых ситуаций».
    Под «бытовыми ритуалами» мы подразумеваем организацию обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов.
    Усвоение бытовых навыков (еда, туалет, одевание) сложно для маленького ребенка. Ребенок многому учится, наблюдая за взрослым и подражая его действиям. При этом ребенок действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки.
                    Только слаженная и грамотно выстроенная работа команды специалистов и желание родителей помочь своему ребенку с аутизмом, помогают, иногда и длительно, достичь  целей и задач, поставленных в индивидуальной программе реабилитации ребенка с аутизмом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ»

Консультация к памятке: "Семье, воспитывающей особенного ребенка"...

Опыт взаимодействия специалистов и педагогов дошкольного учреждения по здоровьесбережению и здоровьесозиданию у детей с ограниченными возможностями здоровья в сотрудничестве с семьей.

Актуальность формирования семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что семья является необходимым и порой решающим фактором для формирования личности любого р...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОУ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ РЕБЕНКА С ОВЗ

МБДОУ детский сад № 50 города Ставрополя посещают 167 детей с ОВЗ и 12 детей-инвалидов, что составляет 88% от общего числа воспитанников. Для детей - инвалидов разрабатывается индивидуальный обра...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ. ПЕДАГОГИКА И МЕДИЦИНА»

Ранний детский аутизм для большинства родителей становится болезненным диагнозом, при котором нарушается нормальное функционирование семьи в целом, и каждого ее члена в отдельности. Стресс, который пе...