Семинар-практикум для специалистов реабилитационного центра. Использование аппаратного комплекса БОС в условиях реабилитационного центра.
статья по логопедии на тему

Использование аппаратного комплекса БОС в условиях реабилитационного центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metoda_bos_v_usloviyah_rts.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

На современном этапе  развития  большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения инновационных, коррекционно-развивающих технологий приобретает первостепенное значение.  

           

Актуальным является и поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма.  Один  из таких методов - метод биологической обратной связи А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти  возможности и решить ряд коррекционных задач.

Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения. БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.

Для коррекции речи может применяться метод БОС Логотерапевтический, с использованием такого физиологического параметра, как дыхательная аритмия сердца (далее – ДАС), по методу А.А. Сметанкина. ДАС отражает взаимосвязь между дыхательной и сердечнососудистой системами и представляет собой разность между частотой сердечных сокращений (далее – ЧСС) на вдохе и выдохе.

Программа «Кардио 2.1 Лого».

На каждого ребенка заведена индивидуальная карта, в которой содержатся все  данные, а также графики и результаты обследования и наблюдения за динамикой состояния учащихся.  

 Также используются  методические материалы, включающие упражнения для релаксации (методику расслабления, психогимнастику, гимнастику для глаз, словесное внушение при БОС – тренинге).

Нужно отметить, что программа  «Cardio 2.1. Logo» содержит большую базу языкового материала, с помощью которого ведется  работа над основными компонентами речи.

Для этого используются речевые сюжеты, заложенные в программе, преследующие  свои коррекционные цели. Поэтому эти упражнения используются в соответствие разработанной методикой.

Ведется постоянный контроль физиологических параметров воспитанников, где  каждому ребенку дается индивидуальная  речевая  нагрузка в зависимости от нарушений звукопроизношения.    

Метод БОС дает возможность корректировать у дошкольников:

  • заикание;
  • логоневрозы;
  • алалии, афазии;
  • дисграфию, дислексию;
  • ринолалию, ринофонию;
  • расстройства фонации (на фоне парезов и параличей гортани);
  • функциональные нарушения голоса;
  • нарушение темпа речи;
  • речевую тревогу;
  • расстройства речи с нарушением слуха и зрения.

Также его применение весьма эффективно для подготовки детей к школе (в качестве защиты от первичного стресса), укрепления центральной нервной системы, развития речи дошкольников. И в профилактических целях – для предупреждения нарушений голоса и речи, развития психосоматических заболеваний, для оздоровления организма в целом.

Относительными противопоказаниями являются:  возраст пациента младше 4-5 лет; повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения; острые инфекционные заболевания; грубые нарушения волевой сферы, интеллекта; тяжелые формы психических расстройств; выраженные эндокринные нарушения; наличие диафрагмальной грыжи, тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца.

После изучения контингента детей, посещающих РЦ, были определены следующие задачи кабинета БОС:

  • формирование у детей нового типа дыхания;
  • коррекция и нормализация речевого дыхания;
  • автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;
  • развитие уверенного речевого поведения с устранением тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;
  • снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка, увеличение защитных сил организма, усиление выносливости;
  • социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, развитие волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости;
  • предупреждение формирования и развития патологических навыков, стереотипов речи и поведения.

Занятия с применением мультимедийной компьютерной части проводятся индивидуально – два - три раза в неделю согласно диагнозу ребенка.

"Перспективное планирование оздоровительно-коррекционных занятий на тренажере БОС логотерапевтический" включает в себя несколько этапов:

  • овладение техникой диафрагмально-релаксационного дыхания (дыхание животом; далее – ДРД), 2–3 занятия;
  • формирование навыка ДРД с максимальной ДАС по БОС, 5–7 занятий;
  • работа над основными компонентами речи, 4–5 занятий;
  • формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи, 10–12 занятий;
  • закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции, 5–6 занятий.

Индивидуальные занятия проводятся согласно разработанному в начале курса коррекции индивидуально-дифференцированному плану работы.

В коррекционно-оздоровительный процесс активно вовлекаются родители воспитанников. С ними проводится планомерная работа – консультации, беседы, открытые занятия. Специалист анализирует результаты коррекционного курса и обсуждает с родителями динамику речи и функционального состояния ребенка в целом.  Родителям предоставляют рекомендации по преодолению возможных трудностей, связанных с речью.

Основными формами работы с родителями являются:

  • проведение вводной беседы о методике БОС;
  • раздача памяток с правилами дыхания ДРД;
  • посильные задания на дом;
  • приглашение родителей на занятия ребенка со специалистом БОС (не менее одного раза в неделю);
  • совместное обсуждение результатов коррекции речи;
  • предложение родителям вести "Дневник заикания", где ежедневно отмечаются примерное количество заиканий ребенка, а затем количество успешно снятых им речевых судорог при помощи метода ДРД;
  • проведение тренингов, собраний, анкетирования.

 

Рассмотрев методику коррекции речи и функционального состояния, позволяет нам увидеть следующие результаты в начале  коррекционного курса:  

  • диагностировались низкие показатели ДАС;
  • графики наглядно демонстрируют кривую дыхания, ЧСС, ЧД.
  • Дети испытывали высокую внутреннюю напряженность, повышенную тревожность и неудовлетворенность качеством речи.
  • речь заикающихся детей сопровождалась нежелательными сопутствующими движениями, напряжением, судорогами, необоснованными паузами и повторами, расторможенностью и двигательными беспокойствами.

После прохождения курса по методу БОС:

  • у многих формируется диафрагмальный тип дыхания;
  • выработалась синхронность в работе дыхания и сердца;
  •  сократилась частота нарушений темпо-ритмической организации речи;
  • ЧСС приблизилась к норме;
  • выработался  индивидуальный темп и ритм;
  • уменьшилось количество запинок,  
  •  расширился активный и пассивный  словарь.

Апробировав данную методику и увидев положительную динамику,  я заложила  дальнейшую программу коррекции речи и функционального состояния дошкольников и школьников, страдающих заиканием.

 Также в свою работу я активно включаю младших школьников с нарушениями устной и письменной речи.

         

Таким образом, практический опыт  показывает, что внедрение  современной развивающей  технологии  БОС ведет к положительным результатам коррекционной работы с детьми, имеющими речевые расстройства.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Применение метода БОС логотерапевтического специалистами центра.

Показания профилактические:

  • Предупреждение нарушений голоса и речи;
  • Предупреждение развития психосоматических заболеваний;
  • Оздоровление организма в целом.

        Также, для улучшения качества техники речи, повышения устойчивости к воздействиям стресса и психоэмоционального перенапряжения, связанным с высокими речевыми нагрузками, курс коррекции речи по методу БОС рекомендован:

  • Специалистам голоса и речи
  • Педагогам

  1. Диагностика.

Цель. Обследование пациента, его речи и функционального состояния для определения причин возникновения речевого дефекта, механизмов его формирования, структуры дефекта и установления клинического диагноза.

Диагностическая процедура или контрольное обследование проводится в начале коррекционного курса для диагностики функционального состояния и речи пациента в покое и при речевых нагрузках, в течение курса и по его окончании для контроля динамики состояния пациента и оценки результативности проведенной работы.

  1. Обучение методу ДРД без БОС.

Методика обучения дыханию без усилий:

Пациент:

  • Кладет руки на живот и грудь и наблюдает за их движениями.
  • Кладет руки сбоку на талию, находит нижние ребра; давит к центру тела во время выдоха.

- Снимает руки во время вдоха. Представляет внутри живота воздушный шар, который раздувается и сжимается.

  • Представляет, что нюхает розу, вдыхает очень медленно, чтобы насладиться запахом.
  • Воображает, что воздух входит и выходит через ноги и ступни.
  • Втягивает живот и расслабляет (выпячивает), потом повторяет быстрее.
  • Поглаживает руки от плеч к кистям синхронно с выдохами.
  • Шепчет «ХААА-ааа» во время выдоха.
  • Расстегивает пояс и другие конструктивные детали одежды, которые мешают выпячиванию живота («синдром джинсовой моды»).
  1. Обучение методу ДРД с использованием метода БОС на примере сюжета «СТОЛБИК».

Цель. Формирование у пациента диафрагмально- релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи (БОС), как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.

Используемая литература:

  1. Вартанова Т.С. Применение метода биологической обратной связи в практике зарубежного здравоохранения, социальной помощи и образования.- СПб., 2003
  2. Вартанова Т.С., Сметанкин А.А. Очерк истории развития биологической обратной связи как метода медицинской реабилитации. – СПб., 2003
  3. Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи.- СПб., 2004
  4. Степанова Ю.Е., Степанова Г.М. Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции.- СПб., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

"Досуговая деятельность детей в условиях реабилитационного центра" буклет

Данный буклет предназначен в помощь воспитателям, музыкальным руководителям детских учреждений, занимающимся воспитанием и развитием детей с ОВЗ....

Особенности логопедических занятий с неговорящими детьми в условиях реабилитационного центра

Данный материал отражает значимость ранней логопедической работы с детьми 1,5 - 3х лет, раскрывает цели и задачи коррекционного воздействия, в основе которого - тесное взаимодействие с родителями него...

Организация работы логопеда в условиях реабилитационного центра

Статья содержит краткое описание логопедического взаимодействия с родителями, находящимися  вместе с детьми в реабилитационном отделении "Мать и дитя". Показан алгоритм, формы и виды логопедическ...

Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.

Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение  «Комплексных верботональных занятий» д...

Ранняя абилитация детей с нарушениями слуха в условиях реабилитационного центра.

Основой коррекционной работы является опора на анализаторные системы ребенка, включая нарушенный слуховой анализатор. Фор­мирование речи как средства общения осуществляется в соответ­ствии с п...

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ.

Детский аутизм — достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей ст...