Конспект НОД с использованием ИКТ по лексической теме в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. «Животные жарких стран и Севера»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Даниелян Марина Яковлевна

Занятие по лексической теме «Животные жарких стран и Севера». Дети с помощью загадок вспоминают уже знакомых животных, так же много узнают и о новых неизвестных животных, почему одни животные живут на южном континенте, а другие на севере. С помощью презентации видят их отличие и во внешнем облике и в еде. Могут сравнить животных севера и юга, хищников и травоядных. С помощью игр происходит уточнение, активизация и актуализация словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи:  образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию сложных слов путём слияния двух слов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14» с. Борисовка

Конспект НОД по лексической теме  в логопедической группе

 «Животные жарких стран и Севера»

в  подготовительной логопедической группе для детей с ОНР.

Подготовила учитель-логопед:

Даниелян Марина Яковлевна

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цели:

- коррекционно-образовательные цели:

1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Животные жарких стран», «Животные Севера».

2. Совершенствование грамматического строя речи:  образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию сложных слов путём слияния двух слов.

3. Закрепление глагольного словаря.

4. Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в стихотворении.

5. Сравнение животных севера и юга, хищников и травоядных.

- коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.

2.  Развитие голоса и интонации.

3. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

4. Развитие эмоций, воображения, мышления, памяти.

- коррекционно-воспитательные цели:

1. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

2. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества в детском коллективе.

3. Воспитывать активность детей и инициативность.

Оборудование: музыкальный материал, компьютер, презентация «Животные жарких стран и животные Севера», глобус.

Ход занятия:

1.Орг. момент (дети рассаживаются под музыкальную заставку к программе «В мире животных», автор - Ариель Рамирес). 

 Логопед: Сегодня, мы с вами ребята побываем в двух совершенно разных точках земного шара. Начнем наше путешествие с самой холодной точки земли – это Северный и Южный полюс. (рассматривание глобуса)

Логопед: Ребята расскажите, что вы видите на глобусе, в том месте, где я показала Северный и Южный полюс?

Дети: Мы видим белый цвет и на Северном и на Южном полюсе.

Логопед: Ребята, а знаете, что означает белый цвет на глобусе?

Дети: Да, знаем – это снег.

Логопед: Молодцы! Правильно на территории Северного и Южного полюса нет зеленой травы, нет голубых рек, здесь вся территория покрыта белым снегом. Ребята – это вечная мерзлота, снег никогда не таит, и температура там стоит всегда минус 30-40 градусов.

Логопед: Сейчас мы с вами посмотрим, какие животные могут выжить здесь. (Слайд 2).

Логопед: У белого медведя густая шерсть, под кожей толстый слой жира, который спасает животное от мороза. Питаются они тюленями, рыбой, птицами. (Слайд 3)

Логопед: Морж - это животное, которое занесено в красную книгу. На животных, которые занесены в красную книгу, запрещено охотиться. (Слайд 4)

Логопед: Песец питается тюленями,  морскими птицами и рыбой. У него пушистый белый мех. (Слайд 5)

Логопед: Детёныши тюленя белого цвета, поэтому их называют бельками. (слайд 6)

Логопед: У северного оленя тёплый меховой покров, который дважды меняется в год. Хорошо развито обоняние. (Слайд 7)

Логопед: Ребята, скажите какой окрас у животных севера?

Дети: Окрас  белый или серый в белую крапинку.

Логопед: Как вы думаете почему?

Дети: Что бы животные могли спрятаться в снегу.

Логопед: Молодцы! Правильно!

Логопед: Ребята, скажите, почему все животные с такой большой жировой прослойкой?

Дети: Прослойка нужна, что бы не замерзнуть в холодных температурах Севера.

Логопед: Молодцы! Правильно!

Логопед: Ребята, встаем на физкультминутку «Мы листики осенние»

Мы листики осенние на веточках сидим

(Дети изображают, что держатся за веточку и покачиваются на ветру)

Ветер дунул полетели

(Машут руками изображают)

Мы летели, мы летели

(Машут руками и кружатся)

И на землю тихо сели

(Присаживаются на корточки)

Логопед: Сейчас мы рассмотрим  территорию жарких стран, это южный материк называется он Африка. Ребята, каким цветом этот материк отмечен на глобусе? (рассматривают глобус)

Дети: Он отмечен зеленым, желтым цветом и есть голубой цвет.

Логопед: Молодцы! Правильно ребята! Зеленый цвет зеленой травы, деревьев. Желтый цвет песка – пустыни. Голубой – цвет рек.

Этот материк  по площади велик. В нём есть пустыня Калахари.

Представьте себе такую пустыню: то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то старые выветренные камни. Небо мглистое дышит жарой – ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. (Показываем на глобусе). А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья у них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветки. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рык хищников и визг обезьян. Здесь круглый год зелень. Это тоже Африка. А вокруг Африки океаны. И здесь тоже есть жизнь.

Логопед:  И животные в Африке очень необычные. Каких животных знаете вы? (Слайд 9)

Логопед:

  1.  Её скрывает, словно маска,

     От всех защитная окраска.

     Размечена, как пешеход,

     Она по Африке идёт.   (Зебра)

Если ребёнок не даёт ответ на загадку, читается загадка-рифма:

     Кто ответит самый первый,

     Как зовут лошадку …? Зебра (Слайд 10)

На самом деле зебра чёрная в белую полоску, а не наоборот, как считают некоторые. Зебры спасаются от хищников бегством.

2) Сел Егор между гор, говорит:

     - А ну-ка, горы, Молодца везите в город!  (Верблюд)

   Два горба! Какое чудо!

   В них продукты для …верблюда. (Слайд 11)

В верблюжьих горбах накапливается жир, который помогает понизить высокую температуру остальных частей тела и может долго обходится без воды.

  1. Этот зверь, какой-то странный:

   Шея, как стрела у крана.

   Чтобы ртом достать до трав,

    Вдвое сложится … (жираф)

    Он пятнист, красив…

    Тот прав,

    Кто назвал его … жираф. (Слайд 12)

Жираф – это самое высокое животное, любит растения, передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. 

4)У этого зверя огромный рост,

   Сзади у зверя – маленький хвост,

   Спереди у зверя – хвост большой.

   Кто же это? Кто такой?  (Слон)

   Умница, красавец он,

   Знают все, что это … слон.(Слайд 13)

У слонов плохое зрение, но удивительное обоняние. Слоны умеют и любят плавать. Слон – могучее, очень сильное животное. Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом?

Дети: Слон хоботом все берет и еду и бревна.

Логопед: Молодцы! Хобот у слона как рука, он и берет хоботом и пьет хоботом и моется.

5) В Африке толстяк живёт,

      У него огромный рот,

     В зной весь день сидит в воде.

     Думает лишь о еде.    (Бегемот)

     Травку тоннами жуёт

     Ненасытный … бегемот. (Слайд 14)

Бегемот умеет великолепно плавать и нырять. Это травоядное животное.

Логопед: Сейчас ребята немного разомнем наши руки и пальчики

Пальчиковая гимнастика «Капуста» (Слайд 15)

Мы капусту рубим, рубим,

(Движения прямыми руками вверх, вниз)

Мы морковку трем, трем.

(Потереть кулак одной руки, о ладонь другой руки)

Мы капусту солим, солим,

(Пальцы сложить в щепотку. Посолить)

Мы капусту жмем, жмем.

         (Сжимать и разжимать кулаки.)

6) В природе все его боятся,

    Ведь он царём зверей слывёт,

    Но вам не может повстречаться –

    Он только в Африке живёт.  (Лев)

    Не привык скрывать свой гнев.

    Царь зверей, свирепый …лев. (Слайд 16)

Львы живут большими львиными семьями. Лев он хищник, выслеживает добычу. У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится.

7)На лианах катаются, бананами питаются.

Живут веселою семьей и целый день галдят гурьбой…обезьяны

 (Слайд 17)

Живут обезьяны в группах. Все обезьяны имеют богатую мимику и живые глаза.

Логопед: Молодцы! Вот мы рассмотрели животных Африки.

Логопед: Сейчас ребята, встаем на физкультминутку «Море волнуется раз» (Слайд 18)

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три. Морская фигура на месте замри.

(дети ходят по группе, после слов логопеда стоят неподвижно в красивых фигурах)

Логопед: Ребята, скажите какого окраса животные Африки?

Дети: Желтого, черного, серого, в полоску, в крапинку.

Логопед: Правильно животные разного цвета. А почему так много цветов в окрасе животных Африки?

Дети: Потому что здесь много цветов и в зелени и песке.

Логопед: Молодцы! Правильно Африка многоцветная и окрасы животных также богаты цветами.

Логопед: Ребята сейчас давайте поиграем в игру «Назови детенышей»

У мамы тигрицы – тигренок (Слайд 19)

У мамы слонихи – слоненок (Слайд 20)

У мамы верблюдицы – верблюжонок (Слайд 21)

У мамы львицы – львенок (Слайд 22)

У мамы жирафы – жирафенок (Слайд 23)

У мамы медведицы – медвежонок (Слайд 24)

У мамы оленихи – олененок (Слайд 25)

Логопед: Ребята сейчас пальчиковая гимнастика «Апельсин» (Слайд 26)

Логопед: А сейчас ребята поиграем в игру «Кого много» (Слайд 27)

У папы льва сколько львят? (один львенок, два львенка, три львенка)

Логопед: У мамы слонихи сколько слонят? (Слайд 28)

Дети: Один слоненок, два слоненка, три слоненка, четыре слоненка.

Логопед: У мамы верблюдицы сколько верблюжат? (Слайд 29)

Дети: Один верблюжонок, два верблюжонка

Логопед: Сколько бегимотиков у мамы бегимотихи? (Слайд 30)

Дети: Один бегемотик, два бегимотика, три бегимотика.

Логопед: Молодцы!

Логопед: Сейчас немного попрыгаем и поиграем, физминутка «Зайки» (Слайд 31)

Логопед: Ребята, теперь мы с вами знаем, какие животные живут на холодном Севере и какие в жарких странах, а что бы закрепить знания мы поиграем в игру «Кто, где живет?»

Логопед: Слон где живет? (Слайд 32)

Дети: В жарких странах.

Логопед: Белый медведь где живет?

Дети: на Севере.

Логопед: Где живет жираф? (Слайд 33)

Дети: Жираф живет в жарких странах.

Логопед: Где живет шимпанзе?

Дети: Шимпанзе живет тоже в жарких странах.

Логопед: Где живет тюлень? (Слайд 34)

Дети: Тюлень живет на севере.

Логопед: Молодцы! А где живет морж?

Дети: Морж живет на севере.

Логопед: Где живет олень? (Слайд 36)

Дети: Олень живет на севере.

Логопед: Где живет верблюд?

Дети: Верблюд живет в жарких странах.

Логопед: Ребята правильно, молодцы!

Логопед: Мы с вами узнали, о каких холодных территориях, покрытых снегом? (Слайд 37)

Дети: Мы узнали о территории севера.

Логопед: А какие животные живут на территории севера?

Дети: Тюлени, моржи, Северные олени.

Логопед: А где очень жарко?

Дети: В жарких тропиках, на территории Африки.

Логопед: А какие животные живут на этих жарких территориях?

Дети: Жираф, верблюд, слон, лев.

Логопед: Молодцы! Вот и подошло к концу наше занятие вам понравилось ребята? (Слайд 38)

Дети: Понравилось.

Логопед: До свидания.

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте, для показа родителям с детьми подготовительной группы, на тему: «Звуки [Р] – [Р’]. Буква Р. Животные жарких стран и севера».

Открытое занятие для родителей, по подгруппам. В данной деятельности дети 6-7 лет, знакомятся с буквой Р, упражняются в словообразовании, развивают  пространственные ориентировки....

Конспект:" Животные жарких стран и севера". Старшая группа.

Продолжать знакомить детей с животными жарких стран и севера. Употреблять названия животных в правильном падеже,числе, роде. Делить на слоги....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Животные жарких стран и Севера»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Животные жарких стран и Севера»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Животные жарких стран и Севера».

расширить и углубить представление детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду животного определять его место жительства, делать сравнительный а...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...