КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИИ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Козлова Елена Анатольевна

КОНСПЕКТ  КОНСУЛЬТАЦИИ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: Развитие импрессивной речи у детей 3 – 4 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  КОНСУЛЬТАЦИИ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОНСПЕКТ  КОНСУЛЬТАЦИИ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: Развитие импрессивной речи у детей 3 – 4 лет с тяжелыми нарушениями речи. 

Цель: Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам  развития у детей импрессивной речи, используя различные игры.

Задачи:

  1. Определить этапы развития импрессивной речи у детей 3 – 4 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  2. Подобрать рекомендации родителям по развитию импрессивной речи у детей 3 – 4 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Оборудование: проектор, экран. 

Продолжительность:  30 минут.

Форма: родительское собрание.

Список источников для подготовки: 

  1. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / И.Ю. Кондратенко. – Москва: Айрис – пресс, 2005. –  224 с. : ил. – Текст : непосредственный.   
  2. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить: Методическое пособие / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. –  Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 224 с. : ил. –  Текст : непосредственный.
  3. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до 4 лет: Методическое пособие / Т.В. Галанова.  –  Ярославль: Букмейстер, 2015. – 64 с.: ил. – Текст : непосредственный.
  4. Гришина, А. В. Игры – занятия с детьми раннего возраста: Методическое пособие / А.В. Гришина. – Москва : Айрис – пресс , 2011. – 93 с.: ил. – Текст : непосредственный.
  5. Зворыгина, Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Методическое пособие / Е.В. Зворыгина. – Москва : Айрис – пресс , 2014. – 144 с.: ил. – Текст непосредственный.

  1. Краузе, Е.Н. Логопедические занятия с детьми раннего возраста: Методическое пособие / Е.Н. Краузе. – Москва : Айрис – пресс , 2016. – 206 с.: ил. – Текст непосредственный.

Ход мероприятия:

1. Развитие импрессивной речи.

       На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы взрослого в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки».

       Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Взрослый говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.

Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.

Игра: «Поручения».

Игра содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции, например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».

Игра: «Делай, что я сказал (а)».

Эти игры проводятся с одновременным показом действия, обозначенного словом. Например, взрослый говорит:

- Мы идем: топ-топ.

Ребенок идет за взрослым.

- Побежали: шлеп-шлеп.

Ребенок бежит за взрослым.

- И устали: стоп!

Ребенок останавливается вместе со взрослым.

       После нескольких повторений игровых действий со словами и показом этих действий взрослым дети выполняют эти движения самостоятельно в соответствии со словами игры.

       Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию, являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.

       Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек, например:

- выбери все машинки;

- выбери всех кукол.

       Можно классифицировать геометрические тела:

- выбери все шарики;

- принеси все кружки.

       Геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигурки) и по размеру (принеси все большие фигуры) и т. д. С большим интересом работают дети с мозаикой. Начинаем работу с усвоения слова «такая (ой)».

Игра: «Грибки».

Взрослый показывает мозаику красного цвета, закрепляет ее на поле для выкладывания.

Взрослый: Найди такой грибок.

Ребенок находит такую же мозаику и закрепляет ее.

Взрослый (показывая два пальца): Два грибка.

Ребенок повторяет движение, показывая два пальца.

Взрослый: Это красные грибки. Найди еще такой же грибок и т. д.

Игра: «Яблонька».

Взрослый заранее выкладывает контур дерева, состоящий из ствола (прямая линия) и кроны (замкнутая кривая линия).

Взрослый: На яблоньке вот такое яблочко (закрепляет красную мозаику). Красное яблоко. Найди такое же.

Ребенок закрепляет красную мозаику в пределах контура кроны.

Взрослый: На яблоньке красные яблочки. Вот столько, два (показывает два пальца). Ребенок показывает два пальца.

Взрослый (закрепляя зеленую мозаику): На яблоньке вот такое яблоко. Найди такое же. Яблочки наверху. Погладь яблочки на яблоньке. Подул ветер. Упали яблочки (Переносит мозаику вниз). Яблочки внизу, под яблонькой. Погладь яблочки внизу.

       Конечно, в формировании пассивного словаря используется работа с картинками: предметными, сюжетными. Изображения на этих картинках должны быть яркими, крупными, реалистичными. Этот вид работы возможен с детьми, находящимися на номинативном уровне понимания речи.

Игра: «Умный пальчик».

На столе разложены картинки с изображением предметов.

Взрослый: «Покажи лошадку, покажи куклу.»

Ребенок показывает указательным пальцем правой руки названную картинку.

       Работа с картинками, изображающими действие, возможна с детьми, находящимися на предикативном уровне понимания речи: вначале различаются глаголы, обозначающие действия людей или животных, с называнием того, кто совершает действие: «Покажи, где скачет лошадка, где спит мальчик.». Затем различаются действия, совершаемые одним лицом: «Покажи, где мальчик спит, где мальчик сидит.»

       Следующий этап развития понимания речи- понимание форм слов: «Покажи, где стол - где столик, где мяч - где мячи, где мяч на стуле, где мяч под стулом». Детям с задержкой речевого развития особенно сложно дифференцировать формы глаголов: возвратные и невозвратные глаголы (мальчик моет - мальчик моется); глаголы движения с различными приставками (машина ехала - машина приехала, пальто застегнули - расстегнули); глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (Женя упал - Женя упала); глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (летит - летят).

       Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи:

день - ночь;

много - мало;

высоко - низко;

длинный (ая) - короткий (ая).

       Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами: - рисуем длинную дорожку (ведем ручку малыша с фломастером) - рисуем короткую дорожку; - на большой тарелке много ягод (рисуем много маленьких замкнутых кривых) - на маленькой тарелке мало ягод и т. д.

       Рисование предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с противоположными значениями.

       Существует множество других способов развития пассивного словаря ребенка, испытывающего затруднения в речевом развитии, но главным является речь педагога, окружающих детей, взрослых. Она должна быть правильной по форме, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками; в то же время простой, не загроможденной лишними словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"

Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...