Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Осень. Обобщение»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Даниелян Марина Яковлевна

На обобщающем заниятии дети повторят названия осенних месяцев, признаков осени.Изучат названия деревьев, научатся отличать их по внешнему виду и по листочкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Осень. Обобщение"23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14» с. Борисовка

Конспект НОД по лексической теме  в логопедической группе

«Осень. Обобщение»

Подготовила учитель-логопед:

Даниелян Марина Яковлевна

Цели:

- коррекционно-образовательные цели:

1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Осень»

2. Совершенствование грамматического строя речи:  образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию уменьшительно-ласкательных прилагательных.

3. Закрепление глагольного словаря.

4. Повторить названия осенних месяцев, признаков осени.

5. Учить названия деревьев,  учить отличать их по внешнему виду и по листочкам.

6. Учить составлять рассказ об осени по мнемосхеме.

- коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.

2.  Развитие голоса и интонации.

3. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

4. Развитие эмоций, воображения, мышления, памяти, внимательности.

- коррекционно-воспитательные цели:

1. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

2. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества в детском коллективе.

3. Воспитывать активность детей и инициативность.

Оборудование: музыкальный материал, компьютер, презентация «Осень. Обобщение»

Ход занятия:

1.Орг. момент

 Логопед: Ребята к нам сегодня на занятие пришел гость. Я вам загадаю загадку, а вы мне скажете что-за гость. (Слайд 2)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я …

Дети: Это осень. (Слайд 3)

Логопед: А сейчас наше занятие начнем с артикуляционной гимнастики. (Слайд 4)

Логопед: Сейчас мы с вами, вспомним, сколько месяцев у осени и как они называются? (Слайд 5)
Дети: У осени три месяцы: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Молодцы! Первый осенний месяц - сентябрь, с чем к нам приходит этот месяц? (Слайд 6)

Дети: Сентябрь приходит с урожаем.

Логопед: Молодцы! Отгадайте загадки об урожае.

Верите, не верите

Мы родом из Америки.

Дети: Помидоры. (Слайд 7)

Логопед: Молодцы! На этой грядке разыгрались прядки.

Зеленые хитрецы молодые….

Дети: Огурцы.

Логопед: Молодцы! Как называется одним словом  урожай, который вырос в огороде, на грядке? (Слайд 8)

Дети: Это овощи.

Логопед: Молодцы! Следующие загадки об урожае:

На вкус она хорошая, на лампочку похожая.

Дети: Груша. (Слайд 9)

Логопед: Молодцы!  

Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он. Как зовет его?

Дети: Лимон

Логопед: Молодцы! Как называется одним словом урожай, который вырос в саду на садовых деревьях? (Слайд 10)

Дети: Это фрукты.

Логопед: Сейчас немного отдохнем и сделаем физкультминутку «Капуста» (Слайд 11)

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем

Мы капусту солом, солим

Мы капусту жмем, жмем.

Логопед: Второй осенний месяц - Октябрь
Октябрь,  весь в золото одетый в пышном убранстве. Как вы думаете, что раскрасил октябрь?  В какие, цвета? (Слайд 12)

Дети: Желтые, красные.

Логопед: Молодцы! Поиграем с деревьями и листочками. Игра «Чьей ветки детки» (Слайд 13). Какое дерево на картинке?

Дети: На картинке – береза

Логопед: Молодцы! Если это берёза, то ветки у берёзы будут какие?

Дети: Берёзовые ветки.

Логопед: Молодцы! Какое дерево на это картинке? (Слайд 14)

Дети: На это картинке  рябина.

Логопед: Молодцы! Если это рябина, то ветки будут какие?

Дети: Рябиновые ветки

Логопед: Молодцы! На это картинке  дерево клён. Если это клён, то ветки какие? (Слайд 15)

Дети: Кленовые ветки.
Логопед: Молодцы!. Встаем на физкультминутку. (Слайд 16)

 Мы листики осенние на веточках сидим,

(Стоят, раскачиваясь, держатся за веточки)

Ветер дунул, полетели, мы летели, мы летели

(Взмахи руками,  ходьба кружась)

И на землю тихо сели.

(Присели на корточки)

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

(Снова встают, делают взмахи руками, кружатся)

Мы летели, мы летели и на стулья тихо сели.

(Садятся на стулья)

Логопед: Третий осенний месяц – ноябрь. С полей собран урожай, опустели сады, животные приготовились к зиме, караваны птиц потянулись на юг. (Слайд 17).

Логопед: Ребята, вспомним перелетных птиц. Скажите, какие птицы улетают первыми, какие вторыми, какие третьими? (Слайд 18)

Дети: Первыми улетают – насекомоядные - Кукушка

Вторыми улетают – зерноядные – Ласточка

Последними улетают – водоплавающие – Уточка

Логопед: Молодцы! Поиграем с птицами и животными в игру «Назови один - много». Например: Одна ласточка – много ласточек (Слайд 19)

Дети: Один аист – много аистов (Слайд 20)

Одна белка – много белок (Слайд 21)

Логопед: Правильно! Сейчас немного отдохнем, встаем на физкультминутку «Зайки» (Слайд 22)

На лесной лужайке, разыгрались зайки

(Руками показываем ушки зайчика)

Лапками хлопали

(Хлопают в ладоши)

Ножками топали

(Топают ножками)

Ушками махали

(Делаем ушки зайчика и машем кистями)

Выше всех скакали

(Прыжки на двух ногах)

Глазками глядели

(Руки к глазам «хлопаем глазками»)

Песенку пропели ля-ля-ля-лялайки!

Ах какие мы веселые зайки

(Болтаем руками пританцовывая)

Логопед: Ребята, вы уже знаете все приметы осени. Давайте их повторим:

  1. Листья опадают – это листопад (Слайд 23)

Дети: 2. Птицы улетают в теплые края, 3.Солнце светит, но не греет.

4. Выпадает первый снег, 5.Стоит туман, 6. Идет дождь, 7. Дует ветер,

8. Животные готовятся к зиме.

Логопед: Молодцы! Правильно! Следующая игра «Назови ласково»

Солнце – солнышко (Слайд 24)

Дети: Дождь – дождик

Лист – листочек (Слайд 25)

Лужа – лужица

Туча – тучка (Слайд 26)

Облако – облачко

Логопед: Молодцы! Сейчас мы с вами отдохнем  и встаем на физкультминутку «Апельсин» (Слайд 27)

Очищаю апельсин

(Изобразить апельсин)

На тарелке он один

(Изобразить тарелку)

Апельсин я разломлю.

(изобразить отламывание долек апельсина)

Всех знакомых наделю:

(движения кистями от груди вперед)

Эту дольку Ване, эту дольку Тане

(движения кистями, как при раздаче долек)

Эту дольку Оле, эту дольку Толе.

Ну, а что останется, только мне, достанется!

(движения кистями вперед к груди)

Логопед: Поиграем в игру «Скажи наоборот» (Слайд 29)

Например: Летом небо светлое, а осенью… (тёмное)

Дети: Летом ночи короткие, а осенью… (длинные)

Летом дни длинные, а осенью… (короткие).

Летом земля сухая, а осенью… (мокрая)

Летом белые облака, а осенью… (чёрные тучи)

Летом тучи ходят высоко, а осенью… (низко)

Летом тепло, а поздней осенью… (холодно)

Летом цветов много, а осенью… (мало)

Летом людям радостно, а осенью… (грустно)

Логопед: Молодцы! Сейчас игра по признакам осени «Закончи предложение».

Я читаю первое слово в предложении, а вы должны, предложение закончить.

Например: Наступила ….осень (Слайд 29)

Логопед: Дни стали…

Дети: …короче

Солнце светит, но не греет. Дует ветер. Стало холодно, выпал первый снег. Птицы улетают на юг. Люди одеваются потеплее. Моросит дождь. Люди собирают грибы. Ягоды, урожай.

Логопед: Молодцы! Игра «Назови какая, какие, какое» (Слайд 30)

Дует ветер, то погода (какая?) – ветреная

Дети: Идет дождь, то погода (какая?) – дождливая

Стоит туман, то погода (какая?) – туманная (Слайд 31)

Светит солнце, то погода (какая?) – солнечная

Логопед: Молодцы! А сейчас, составим рассказ об осени. (Слайд 32)

Логопед: Молодцы! Спасибо за занятие! До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР....

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе " Осеннее путешествие в страну математики"

В конспекте использованы следующие технологии: здоровьесберегающие, проблемно- игровые,технологии исследовательской деятельности.Цель: Формировать понимание поставленной математической задачи и выполн...

Конспект открытого НОД в старшей логопедической группе «Осень»

Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжать учить согласовывать движения с речью.Развивать мелкую моторику пальцев рук через п...

Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Дикие животные осенью»

На занятии дети с помощью загадок вспоминают животных и дают объяснение какие животные относятся к диким. С помощью игры "Угадай по описанию" на слух должны угадать животное. Логопед знакоми...

Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Осенний лес. Грибы. Ягоды»

На занятии дете узнают что происходит с лесом осенью, о дарах леса. Какие бывают грибы и ягоды. Что можно из них приготовить....

Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Ранняя осень»

На занятии дети изучат названия осенних месяцев, признаков осени, научатся составлять рассказ об осени по мнемосхеме....

Консультации для родителей по лексическим темам (Логопедическая группа)

Консультации для родителей по лексическим темам (Логопедическая группа)...