Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте с элементами ТРИЗ-технологии
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте с элементами ТРИЗ-технологии в коррекционной группе старшего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_konspekt.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по формированию произносительной стороны речи и

обучению грамоте с элементами ТРИЗ-технологии

 Программа «От рождения до школы»

Под ред. Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Старшая группа

Учитель-логопед: Дорогая Р.Г.

МБДОУ «ДС № 257 г. Челябинска»

Тема: «Спасти звук «З»

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

-закрепить согласный звук [З];

-закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука;

-продолжать учить определять позицию звука в слове;

-речевые упражнения со звуком «З».

2.Коррекционно-развивающие:

-развитие фонематического слуха, внимания, памяти;

-развитие общей моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.

-совершенствование грамматического строя речи;

-закреплять понятие «звук», «буква», «гласный, согласный звук».

- развивать активную речь детей;

-воспитание навыков самоконтроля за правильным звукопроизношением в самостоятельной речи.

3. Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества: доброту, взаимопомощь, сочувствие;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Форма проведения: игра – путешествие.

Предварительная работа:

-определение места звука в слове;

-звуковой анализ слов;

-составление предложений по картинкам;

Материалы и оборудование: экран, ноутбук, презентация, аудиозаписи, картинки замка, залов, картинки на заданный звук, мяч, дорожка для физкультминутки, блестки, пластилин, бисер, карандаши, картинки с буквой «З», видео злого волшебника, медали.

Ход занятия:

Логопед: «Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся со звуком «З».

Вдруг резкий шум и на экране появляется видео, в котором злой волшебник Занзибар, говорит, что похитил звук «З» и чтобы ее спасти, они должны найти ее в его замке.

Логопед: «Ай ай, ай, что же делать??? Наверно, нам придется жить без звука «З»???Теперь все слова будут без звука «З», зонт – онт, зима-има, замок-амок. Что же делать?

Дети: Спасать звук!

Логопед: Точно? Мы сможем? Будет очень трудно! Вы точно хотите спасти звук «З»?

Дети: «Да».

Логопед: Для этого нам нужно попасть в замок злого волшебника, найти темницу со звуком и освободить его. Ребята, а вот и замок (слайд), мы сейчас попадем в первый зал «Знайка».

Логопед и дети идут к столу, где написано 1 зал «Знайка».

1. Логопед: Мы с вами пришли в первый зал. Я предлагаю вам разделиться на команды из 3 человек и присесть за столы. У каждой команды на столе лежит задание, которое нужно выполнить. 1 стол, ваше задание «Найди звук «З» (большая картинка, в ней нужно найти звук «З»), 2 стол, ваше задание «Нарисуй звук «З» (на листе бумаги с помощью клея и блесток нарисовать звук «З»), 3 стол, ваше задание Выложи звук «З» (на листе бумаги изображение буквы «З», надо выложить ее из подручных материалов), 4 стол, ваше задание выложить из бисера букву «З» на пластилине.

А теперь, давайте посмотрим, какие красивые буквы у вас получились.

Скажите, ребята, а разве буква и звук это не одно и то же? Чем же они отличаются?

Дети: Буквы мы пишем и видим, а звуки говорим и слышим.

Логопед: А звук «З» какой?

Дети: Согласный, твердый, обозначается, синим цветом.

Логопед: Ребята, а на что похожа буква «З»?

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

«З» не просто завитушка,

«З» - пружинка, крендель, стружка.

Логопед: Мы с вами справились с заданиями, давайте продолжим.

А сейчас, мы с вами оказались во втором зале.

2 зал «Загадки»

Отгадывают загадки и выполняют артикуляционную гимнастику: «Забор», «Змея», «Зеркало».

Забор

Сто дощечек – грудь вперед

Окружили огород.
Сто еще таких же — рядом

Встали дружно перед садом.

Зеркало

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Всё как есть ему покажет…

Змея

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.

Логопед: Молодцы! Все загадки отгадали, но в этом зале темницы нет. Пойдемте искать дальше.

3 зал «Звуковички»

На экране появляются картинки, дети должны определить где находиться звук «З». (все подходят к экрану и увидев в картинке картинку, говорят, в какой части слова они находятся).

Логопед: А сейчас вас ждет зал с дорожкой здоровья.

4. Зал «Здоровья»

Полоса препятствий: Полоса со стопами в разных направлениях, дети прыгают. Логопед говорит проговаривает стишок со звуком «З».

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок!

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Логопед: Молодцы. Вот и подошли мы уже к пятому залу. В этом зале мы с вами будем играть с заколдованным мячом. Все, кто поймает этот мяч, добавляем «За»

Попробуем: кружить – закружить. Понятно? Начали.

(дети выходят в круг, и логопед бросает мяч каждому ребенку,  называет слова: лететь, бежать, болеть, стелить, прыгать, бросать, быть, вести, вернуть, готовить, дать, думать,  жечь, жить, клеить.

6. Зал «Зашифрованный».

Мнемосхема на стих:

У зайки новый дом

Вокруг дома забор.

За забором береза.

За березой огород.

На огороде арбузы и кукуркза.

Зайка любит арбузы и кукурузу.

 Логопед: И в этом зале нет звука «З». Осталась последняя дверь. Я думаю в этой комнате и спрятан наш пленник. На двери замок, как думаете его открыть?

Дети: Ключом.

Логопед:А я думаю, раз замок волшебный, то замок тоже волшебный, и открывается волшебными словами. Давайте скажем:

«Крибле – крамле - тара – рам, Открывай замочек нам!

Дети: Крибле – крабле - тара - рам

          Открывай замочек нам!

Дверь открывается(на экране) и появляется звук «З» и танцует.

Логопед: Какие мы с вами молодцы! Спасли звук «З». И все слова мы сможем говорить правильно. Онт-зонт, Има-Зима, Ебра-Зебра,

Еркало-Зеркало, Абор-Забор, Амок-замок, везда-звезда, олото-золото, обеяна–обезьяна( Лера З), гаета -  газета (Лера К), мея– змея,аяц – заяц.

А посмотрите буква «З» рада, что мы ее спасли, и она приготовила вам медали, вы несете теперь почетное звание «Звукоспасители».

Давайте попрощаемся с буквой «З». До свидания «З».

Что нового вы узнали?  Что было интересным?  А что показалось трудным? А Вы довольны своей работой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"

Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в с...

Календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 1 период обучения на 2022-2023 учебный год

Разработала календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 1 период обучения на 2022-...

Конспект по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе.   Тема: Звук [в]. Буква В....

Календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 2 период обучения на 2022-2023 учебный год

Разработала  календарно- тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грасоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР  на  2 период...