Круглый стол «Накапливаем опыт» (о словарном запасе)
материал по логопедии (старшая группа)

Арькова Наталья Геннадьевна

Круглый стол - эффективная форма работы учителя-логопеда с родителями. Данный материал направлен на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития словарного запаса детей 5-6 лет.

Раскрываются нормы развития словаря у старших дошкольников, а затем, родители в форме интеллект-карт, разбираются в основных методах накопления и актуализации словарного запаса у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_nakaplivaem_opyt_o_slovarnom_zapase.docx408.18 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Накапливаем опыт» (о словарном запасе)

Круглый стол

«Накапливаем опыт» (о словарном запасе)

Знакомство родителей с   эффектными способами развития речи детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития словарного запаса у детей 5-6 лет.

Предварительная работа: составление родителями списка часто употребляемых слов своих детей.

Модератор: учитель-логопед Арькова Н.Г.

План работы круглого стола «Накапливаем опыт»

  1. Выступление учителя-логопеда «Нормы развития словаря у детей 5-6 лет».
  2. Совместное обсуждение с родителями актуального развития словаря детей старшей группы.
  3. Нейропсихологическое упражнение Пола Деннисона «Колпак для думанья».
  4. Обсуждения пути решения проблемы.
  5. Создание интеллект-карт, направленных на развитие словаря
  6. Игра, направленная на развитие положительной оценки родителями своих детей «Я в лучах солнца»
  7. Подведение итога встречи

Ход работы

Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем круглом столе «Накапливаем опыт». Сегодня мы поговорим с вами о развитии словарного запаса у детей 5–6  летнего возраста.

Зал заседаний со сплошной заливкой

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. К пяти годам количество слов доходит до 2000 – 2500, А в 6-7 лет до 3500 – 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число прилагательных. Это объясняется, прежде всего, условиями воспитания (взрослые мало внимание обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во – вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Дети 5-7 лет владеют бытовым словарём на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлечённым значением – горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, его значению. Наблюдается и словотворчество, в тех случаях, когда в словаре ребёнка не находят нужного слова. Однако, чаще в случаях затрудненный ребёнок не называет предмет. К семи годам большинство слов в словаре ребёнка составляют имена существительные, глаголы.

К 5–7 годам ребёнок с развитой речевой функцией хорошо ориентируется в тематических множествах. Он понимает и разделяет:

  • понятия времени («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
  • пространственное ориентирование («верх», «низ», «лево», «право»);
  • числительные, желательно в пределах сотни;
  • абстрактные термины из области обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников;
  • профессии и виды спорта;
  • цвета и оттенки;
  • части человеческого тела;
  • природные явления;
  • бытовые предметы;
  • транспортные средства;
  • домашних и диких животных, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
  • эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний.

Модератор: Давайте вместе проанализируем, насколько богат словарь детей нашей группы. Обсуждение

Модератор: Прежде чем мы приступим к путям решения этой проблемы, предлагаю выполнить упражнение, направленное на активизацию работы мозга.

Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте сверху вниз, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.

Поверните голову влево до предела, без усилий. Начните массировать ушную раковину сверху вниз. Глядя назад, позволяем голове уходить все дальше и дальше, до предела.

Поверните голову вправо до предела, без усилий. Начните массировать ушную раковину сверху вниз. Глядя назад, позволяем голове уходить все дальше и дальше, до предела.

Это упражнение называется «Колпак для думанья». Его полезно выполнять утром и перед решением важных задач.

Модератор: Перед вами листы бумаги и различные картинки. С помощью этого мы будем создавать подсказки, интеллект-карты, которые помогут вам запомнить, как можно развить словарный запас ребенка.

Но сначала, я хотела бы выслушать вас. Как вы думаете, что вы можете сделать для развития словаря ребенка?

Модератор: Мы услышали достаточно много интересных идей. Попробуем их систематизировать.

Для этого в центре листа напишите: «СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС».

Существует 3 группы методов развития речи детей. Нарисуем три стрелочки, направленные на фразу «СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС»


1. Наглядные методы – используются для закрепления знаний словаря, развитие обобщающей функции слова, обучение связной речи.

-непосредственные – направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двухсигнальных систем (экскурсия, осмотры помещения, наблюдение);

-опосредованные – основаны на применение изобразительной наглядности (рассматривание игрушек, картин и т.п.).

Посмотрите, какие картинки подходят к этому методу. Приклейте их около одной из стрелочек.

Словесные методы. Используются при использовании наглядных методов (объяснения, разъяснения и т.д.).

Практические направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование (дидактические игры, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры и т.д.).

У вас есть стикеры, на которых вы можете записать игры.

  1. Вспоминать слова, которые начинаются на определённую букву. Разминку можно выполнять в формате конкурса, называя слова по очереди. Кто назовёт больше всех – тот выиграл.
  2. Поиск родственных слов. Если у меня есть ум, то я какой? (Умный.) Если я сделан из стекла, то я какой? (Стеклянный.) И так далее.
  3. Угадай профессию. Человек, который шьёт одежду, – это… . Человек, который ловит преступников, – это… . И так далее.
  4. Игра «Загадай предмет» – загадывающий описывает свойства предмета, а остальные угадывают, что это.
  5. «Я знаю пять…» Каждый участник по очереди называет пять слов из единого смыслового множества: пять городов, пять имён девочек, пять овощей, пять предметов одежды и так далее.

Ещё одна вариация словарных игр – игры с мячом: они не только развивают память, но и тренируют скорость реакции.

  1. «Съедобное – несъедобное». Ведущий игрок называет любое слово и кидает ребёнку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребёнок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает.
  2. «Большой – маленький». Ведущий произносит одно слово из пары («палец» или «пальчик», «шкаф» или «шкафчик», «кошка» или «котёнок») и кидает мяч. Ребёнок возвращает мяч, назвав пару для услышанного слова.
  3. Игра «Скажи наоборот» – поиск антонимичных слов и понятий, например горячо – холодно, день – ночь, смелый – трусливый, бежит – стоит, с обменом мячом по аналогичному принципу.
  4. «Кто где живёт?» – ведущий бросает мяч и называет какое-то животное, а ребёнок возвращает мяч с ответом на вопрос, где это животное живёт, например лиса – в норе, собака – в конуре, ворона – в гнезде.
  5. «Назови животное (одежду, блюдо, имя и так далее)». В эту игру можно играть с компанией детей. Кидайте мяч участникам по очереди: поймавший мяч называет слово из заданной тематической группы и бросает мяч обратно. Ребёнок, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается последний оставшийся в игре участник.

Игры со словами полезны как детям, так и взрослым. Они способствуют формированию лексической базы, активизируют навыки словообразования, ускоряют процесс извлечения из памяти, способствуют развитию внимания и логики. Общайтесь, веселитесь и развивайтесь вместе с ребёнком, и вы сможете абсолютно бесплатно научить его виртуозному владению родным языком – навыку, которому многие взрослые годами учатся за круглые суммы. 

Таким образом, мы с вами свели воедино методы развития словаря детей.

А для того, чтобы напомнить себе, какие же он чудесные, ваши дети, предлагаю такую игру

«Я в лучах солнца»

Взрослые рисуют солнце. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества своего ребёнка».

Благодарю вас за такой продуктивный вечер и помните слова замечательного педагога Шалвы Амонашвили: «…Главный метод гуманистического воспитания — доставлять ребенку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей "Обогащение словарного запаса ребенка с ОВЗ в домашних условиях" в рамках проекта "Ресурная школа" (семинар-практикум "Играя, развиваем")

Знакомство родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей с ОВЗ в домашних условиях. Родителям представлены игры, которые могут активно пременяться в домашних условиях с целью ра...

опыт работы «Формирование словарного запаса у детей средней группы посредством дидактических игр и лексических упражнений»

Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Медицинская статистика подтверждает, каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления ...

Опыт работы и рецензия на тему"Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР"

Цель:Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...