Автоматизация звука "Ш" "В гостях у Шуши".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сережкина Ольга Алексеевна
Цель: автоматизация звука ш в слогах, словах, предложениях
Задачи:
1 Образовательные: уточнить представления о звуке [Ш].
2 Коррекционные:
закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в слогах,
словах, предложениях
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать фонематический слух;
учить изменять силу голоса;
3 Развивающие:
закрепить умение определять место звука в слове;
развивать внимание, память, мышление;
упражнять в согласовании существительных с числительными;
упражнять в умении грамматически правильно дополнять
предложение.
4 Воспитательные:
формировать положительную мотивацию на занятии;
воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом,
умение слушать.
Оборудование: игрушка мышка Шуша, лукошки с орешками, мелкие
игрушки со звуком [Ш], символы звуков (цветовое обозначение), звуковые
таблицы, зеркало.
Ход занятия
1 Организационный момент.
Логопед. Сегодня на занятии мы продолжим работать со звуком [Ш] . Но я
пришла не одна (логопед скребет под столом). Кто бы это мог быть?
Загадка:
С длинным хвостиком малышка.
Любит сыр и зёрна …… (мышка).
А зовут эту мышку Шуша.
2 Развитие фонематического слуха.
Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение
«Повтори за мной».
Логопед скребет по столу в определенном ритме, ребенок старается
повторить
3 Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Мышке Шуше так интересно на занятии, что она открыла рот.
Давай мы тоже откроем рот и выполним упражнения.
Выполнение упражнений: “Чашечка”, “Вкусное варенье”, “Парашют”,
“Лошадка”.
4 Произношение изолированного звука [Ш].
Логопед. Шуше понравилось, как ты выполнял упражнения, и она от
удовольствия начала шуршать. Давай и мы пошуршим вместе с ней. (Ш – ш
– ш …).
5 Характеристика звука [Ш].
Логопед. Давай теперь вспомним, что мы знаем о звуке [Ш]. Если ты
правильно будешь отвечать на вопросы, Шуша будет шуршать, а если
нет – будет сидеть молча.
Звук [Ш]- согласный или гласный? (согласный);
Какая преграда у звука [Ш]? (зубки, язык);
Звонкий или глухой? (глухой);
Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
Каким цветом обозначаем? (синим).
- Найди на доске символ звука [Ш].
Ребенок показывает цветовое обозначение звука [Ш] (синий квадрат)
6 Автоматизация звука [Ш]в слогах.
Логопед. Шуша довольна твоими ответами и в связи с этим она
сочинила слоговую песенку:
«Ша-Шо-Шу-Ши-Шэ». Повторим за Шушей. А теперь в обратную
сторону: « Эш-Иш-Уш-Ош-Аш»
Работа над силой голоса.
Логопед. А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если Шуша
громко шуршит, то ты поешь песенку еле слышно. Если услышишь тихое
шуршание, то ты поешь слоговую песенку громко.
7.Автоматизация звука [Ш] в словах
Согласование числительных с существительными. Упражнение «Посчитай-
ка».
Логопед. У Шуши подошло время обеда и она принесла с собой два лукошка
с орешками. Одно для тебя, другое для себя. Посчитай, сколько в одном и
другом лукошке орешек?
Ребенок достает из лукошка орешки и считает:
- Один орешек, два орешка …
- В чьем лукошке больше орешек?
8 Физминутка.
Логопед. Шуша немного утомилась. Она немного отдохнет, а мы выполним
подвижное упражнение:
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в
колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой»
перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук –
«дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
9 Закрепление навыка звукового анализа слов.
Определение места звука [Ш] в словах. Упражнение «Разложи по
полочкам».
Логопед. После отдыха пора приняться за дела. У Шуши в норке стоит шкаф,
в который она складывает вещи. Но она давно не наводила там порядок.
Давай поможем Шуше навести порядок. Разложим вещи в шкафу по
полочкам. На верхнюю полочку положим предметы со звуком [Ш] в начале
слова. На среднюю полочку предметы со звуком [Ш] в середине слова, а на
нижнюю полочку – в конце слова.
Ребенок определяет место звука [Ш] в слове и раскладывают картинки по
полочкам. Затем называют все предметы на каждой полочке, проверяя
правильность выполнения задания.(рубашка, шапка, шуба, башмаки
9 Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Развитие мелкой моторики. Упражнение с пальчиками «Человечек».
- У Шуши много друзей. Давай их найдём.
Ребенок, изображая пальчиками «идущего человечка», выбирает игрушку со
словами:
- Я шел, шел, шел и … (мышонка, лягушку, лошадку, кошку, мартышку,
мишутку) нашел.
- Как можно назвать одним словом всех друзей мышки Шуши? (звери,
животные)
- Звери хотят поиграть с тобой в «Прятки». Посмотри, они спрятались в
мешочек (логопед убирает игрушки в мешок).
Развитие зрительной, тактильной памяти. Упражнение «Кто шумит в
мешке?».
Дети на ощупь определяют игрушку и достают её из мешка со словами:
- В мешке шумит …
Развитие зрительного внимания, памяти. Упражнение «Кто шалит в
мешке?».
Ребенок закрывает глаза. Логопед убирает в мешок несколько игрушек.
Открыв глаза, ребенок должен определить, каких игрушек не стало:
- В мешке шалит …
10 Итог занятия.
Логопед. Какой звук мы сегодня произносили чаще всего?
В какую игру хотел бы поиграть ещё раз?
Что было трудным для тебя?
11 Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед. Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [Ш].
Мышке Шуше понравилось с тобой играть, поэтому она решила прийти и на
следующие занятия.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_23_2.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука "Ш" "В гостях у Шуши".


Цель: автоматизация звука ш в слогах, словах, предложениях

Задачи:

1 Образовательные: уточнить представления о звуке [Ш].

2 Коррекционные:

закрепить навыки правильного произношения звука [Ш] в слогах,

словах, предложениях

развивать артикуляционную и мелкую моторику;

развивать фонематический слух;

учить изменять силу голоса;

3 Развивающие:

закрепить умение определять место звука в слове;

развивать внимание, память, мышление;

упражнять в согласовании существительных с числительными;

упражнять в умении грамматически правильно дополнять

предложение.

4 Воспитательные:

формировать положительную мотивацию на занятии;

воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом,

умение слушать.

Оборудование: игрушка мышка Шуша, лукошки с орешками, мелкие

игрушки со звуком [Ш], символы звуков (цветовое обозначение), звуковые

таблицы, зеркало.

Ход занятия

1 Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятии мы продолжим работать со звуком [Ш] . Но я

пришла не одна (логопед скребет под столом). Кто бы это мог быть?

Загадка:

С длинным хвостиком малышка.

Любит сыр и зёрна …… (мышка).

А зовут эту мышку Шуша.

2 Развитие фонематического слуха.

Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение

«Повтори за мной».

Логопед скребет по столу в определенном ритме, ребенок старается

повторить

3 Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Мышке Шуше так интересно на занятии, что она открыла рот.

Давай мы тоже откроем рот и выполним упражнения.

Выполнение упражнений: “Чашечка”, “Вкусное варенье”, “Парашют”,

“Лошадка”.

4 Произношение изолированного звука [Ш].

Логопед. Шуше понравилось, как ты выполнял упражнения, и она от

удовольствия начала шуршать. Давай и мы пошуршим вместе с ней. (Ш – ш

– ш …).

5 Характеристика звука [Ш].

Логопед. Давай теперь вспомним, что мы знаем о звуке [Ш]. Если ты

правильно будешь отвечать на вопросы, Шуша будет шуршать, а если

нет – будет сидеть молча.

Звук [Ш]- согласный или гласный? (согласный);

Какая преграда у звука [Ш]? (зубки, язык);

Звонкий или глухой? (глухой);

Твёрдый или мягкий? (твёрдый);

Каким цветом обозначаем? (синим).

- Найди на доске символ звука [Ш].

Ребенок показывает цветовое обозначение звука [Ш] (синий квадрат)

6 Автоматизация звука [Ш]в слогах.

Логопед. Шуша довольна твоими ответами и в связи с этим она

сочинила слоговую песенку:

«Ша-Шо-Шу-Ши-Шэ». Повторим за Шушей. А теперь в обратную

сторону: « Эш-Иш-Уш-Ош-Аш»

Работа над силой голоса.

Логопед. А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если Шуша

громко шуршит, то ты поешь песенку еле слышно. Если услышишь тихое

шуршание, то ты поешь слоговую песенку громко.

7.Автоматизация звука [Ш] в словах

Согласование числительных с существительными. Упражнение «Посчитай-

ка».

Логопед. У Шуши подошло время обеда и она принесла с собой два лукошка

с орешками. Одно для тебя, другое для себя. Посчитай, сколько в одном и

другом лукошке орешек?

Ребенок достает из лукошка орешки и считает:

- Один орешек, два орешка …

- В чьем лукошке больше орешек?

8 Физминутка.

Логопед. Шуша немного утомилась. Она немного отдохнет, а мы выполним

подвижное упражнение:

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в

колонне).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой»

перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук –

«дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

9 Закрепление навыка звукового анализа слов.

Определение места звука [Ш] в словах. Упражнение «Разложи по

полочкам».

Логопед. После отдыха пора приняться за дела. У Шуши в норке стоит шкаф,

в который она складывает вещи. Но она давно не наводила там порядок.

Давай поможем Шуше навести порядок. Разложим вещи в шкафу по

полочкам. На верхнюю полочку положим предметы со звуком [Ш] в начале

слова. На среднюю полочку предметы со звуком [Ш] в середине слова, а на

нижнюю полочку – в конце слова.

Ребенок определяет место звука [Ш] в слове и раскладывают картинки по

полочкам. Затем называют все предметы на каждой полочке, проверяя

правильность выполнения задания.(рубашка, шапка, шуба, башмаки

9 Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Развитие мелкой моторики. Упражнение с пальчиками «Человечек».

- У Шуши много друзей. Давай их найдём.

Ребенок, изображая пальчиками «идущего человечка», выбирает игрушку со

словами:

- Я шел, шел, шел и … (мышонка, лягушку, лошадку, кошку, мартышку,

мишутку) нашел.

- Как можно назвать одним словом всех друзей мышки Шуши? (звери,

животные)

- Звери хотят поиграть с тобой в «Прятки». Посмотри, они спрятались в

мешочек (логопед убирает игрушки в мешок).

Развитие зрительной, тактильной памяти. Упражнение «Кто шумит в

мешке?».

Дети на ощупь определяют игрушку и достают её из мешка со словами:

- В мешке шумит …

Развитие зрительного внимания, памяти. Упражнение «Кто шалит в

мешке?».

Ребенок закрывает глаза. Логопед убирает в мешок несколько игрушек.

Открыв глаза, ребенок должен определить, каких игрушек не стало:

- В мешке шалит …

10 Итог занятия.

Логопед. Какой звук мы сегодня произносили чаще всего?

В какую игру хотел бы поиграть ещё раз?

Что было трудным для тебя?

11 Оценка речевой деятельности ребенка.

Логопед. Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [Ш].

Мышке Шуше понравилось с тобой играть, поэтому она решила прийти и на

следующие занятия.

Используемая литература: 

1 Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. М.,20072 Смирнова Л.Н. Мы учим звуки Ш, С. М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шушы яктан,шушы туфрактан без

Этот 2013 год выдался богатым на юбилейные даты.Празднование 70-летия нефти Татарстана, 60-летия города Альметьевска и 50-летие Союза писателей Татарстана. К юбилейным датам было проведено занятие в с...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Тема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.

Конспект  подгруппового логопедического занятия  в старшей группеТема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях....

Интерактивная игра «Путешествие мышонка Шуши»Автоматизация звука «Ш»

Цель:закрепление правильного произношения звука «Ш» в словах.Задачи: - развивать фонематический слух: определение наличия звука   в слове,-учить выделять и называть первый з...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы: автоматизация звука-Ш, "В гостях у змейки Шуши"

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы "В гостях у змейки Шуши"Цель: автоматизация звука –ШЗадачи:Закрепить артикуляцию звука –Ш.Продолжить развивать ...

Конспект НОД по ЗКР в средней группе «Ёж Шуша в гостях у ребят».

Тема НОД в средней группе: «Ёж Шуша в гостях у ребят».Цель:  создание условий, способствующих формированию звуковой культуре речи.Задачи:Образовательные:Упражнять детей в произношении...

Конспект по автоматизации звука [Ш] на тему: «Мышка Шуша».

Цели:Коррекционно-образовательные:закрепить артикуляционный образ звука [ш],закрепить умение определять наличие звука в словах,упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах.Коррекцион...