Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Якубовская Елена Ивановна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pervaya_rybka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 67 ГОРОДА КОСТРОМЫ

156008 Г. Кострома, ул. Шагова,207. Тел. (4942) 42-73-33

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

подготовительная группа

«Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

                                                                           Подготовила:

                                                                           Учитель-логопед Якубовская Е.И.

2020

Программные задачи:

- продолжать учить детей пересказывать литературный текст, используя выразительные средства автора;

- расширить словарный запас детей;

- обратить внимание детей на слова, образованные с помощью суффиксов увеличительного и уменьшительного значения;

- упражнять детей в подборе слов-синонимов и антонимов;

- развивать восприятие, внимание, память, мышление;

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать интерес, любознательность.

Методы и приемы:

- словесный (загадка, беседа, чтение);

- наглядный (иллюстрации, опорные картинки);

- игровой;

- практический.

Оборудование:

Силуэт рыбы, картинки с изображением водоемов, иллюстрации к сказкам, текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», предметные картинки, карточки со словами.

Словарная работа:

Существительные: рыбалка, котелок, поварешка…

Прилагательные: рыбная ловля, большущий ершище, крохотный ершишка…

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный  Дети стоят в кругу, рядом мольберт.

момент.                     В: Дети, отгадайте загадку.

Не хожу и не летаю

А попробуй, догони!

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни!  (Рыба)

Выставляются силуэт  рыбы.

В: Хочу вам сказать, что рыбы были первыми существами на земле. Скажите где живут рыбы?

Д: В реке, в море, в озере, в аквариуме.

Выставляются картинки-водоемы.

В: Чем ловят рыбу?

Д: Удочкой, сетью, неводом.

В: Как называется суп из рыбы?

Д: Уха.

В: Вспомните и назовите сказки, в которых встречаются рыбы.

Д: «Сказка о рыбаке и рыбке», «По-Щучьему веленью»

Выставляются иллюстрации к сказкам, дети

садятся за столы.

  1. Пальчиковая  гимнастика             

Щука.

Жил да был один налим (ладони сложены, плавные

движения ими, имитирующие движения плавников)

Два ерша дружили с ним. (ладони раздвинуты, движения двумя ладонями порознь)

Прилетали к ним три утки (руки сложены накрест,

По четыре раза в сутки        взмахи ладонями)

И учили их считать: (сжимать и разжимать кулаки)

Раз, два, три, четыре, пять… (загибать пальчики, начиная с большого)        

  1. Чтение рассказа     В: Сегодня я познакомлю вас с рассказом,

Е. Пермяка              который написал Е. Пермяк «Первая рыбка».

«Первая рыбка»

  1. Беседа по                 В: О чем говорится в этом рассказе?

содержанию.           Д: О том, Юрина семья поехала на рыбалку. О том,

                                  как Юра поймал первую рыбку.

В: Что вам больше всего понравилось в рассказе?

Ответы детей.

В: Куда поехала Юрина семья?

Д: Ловить рыбу.

В: Как иначе можно об этом сказать?

Д: Поехали на рыбалку, на рыбную ловлю.

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сама подбирает слова и выставляет карточки со словами.

В: Какими словами назван в рассказе Юрин улов?

Д: Ёрш, большущий ершище, крохотный ершишка.

Выставляет карточки со словами.

В: Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному?

Ответы детей. Воспитатель делает вывод.

В: Юра понял, что слова «большущий ершище» были шуткой и употребил их с противоположным значением «крохотный ершишка».

В: В рассказе есть выражение: «Потому наша уха жирна и навариста, что ершище жирнее сома». Как вы понимаете это выражение?

Выставляет карточка со словом «навариста».

  1. Физминутка.                                           «Аквариум»

Улитки ползут,         (передвигаются по кругу в полу-

Свои домики везут    приседе, руки за спиной)

Рогами шевелят,       (останавливаются, делают

На рыбок глядят.       «рожки», наклоняют голову                                                      

                                    влево вправо)

Рыбки плывут,           (передвигаются по кругу мелкими

Плавничками гребут шажками, опустив руки вдоль

                                    туловища, движения только

                                   ладонями вперед-назад)

Влево, вправо поворот, (плавные повороты туловища

А теперь наоборот.       влево-вправо и наоборот)

  1.  Повторное чтение рассказа Е. Пермяка  «Первая рыбка».
  2. Пересказы детей.  Пересказывают трое детей.

Воспитатель спрашивает детей, чей рассказ им больше понравился. Что понравилось? Дает свою оценку.

  1. Упражнение                                            «Метелки»

для профилактики               Дети хлопают ресницами.

нарушения зрения.          Вы метелки усталость снимите.

                                             Глазки вам хорошо освежите.

  1. Упражнение           В: В рассказе есть выражение «крохотный ершишка».

на подбор синонимов Как можно сказать по другому?

и антонимов.          Подберите к слову «крохотный» слова     

                                            близкие по смыслу.

Д: Маленький малюсенький.

В: Подберите к слову «крохотный» слова противоположные по смыслу.

В: Какими словами сказано про ершище? Подберите к слову «большущий» слова близкие по смыслу.

Д: Огромный, громадный.

В: Как вы думаете, можно сказать «большущий ершик»? Почему? «Крохотный ершище»? Почему?

Ответы детей.

В: Про что еще можно сказать «крохотный»? Что бывает большущим?

Ответы детей.

В: Ёрш чем-то напоминает ежа – такой же колючий. Ёрш очень живуч, бросишь его на лед – замерзнет, а в тепле оттает и вновь поплывет.

В: Попробуйте объяснить, почему говорят «Молчит как рыба».

Ответы детей.

  1. Итог.                       В: Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Пересказ рассказа Е. Пермяка«Первая рыбка»...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

Конспект НОД по речевому развитию. Пересказ рассказа Е. Пермяка "Первая рыбка"

Конспект предназначен для развития навыков пересказа художественных произведений....

Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Тема недели: Дружная семья Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: формирование умения связано пересказыва...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие»для детей старшей группы«Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»...

НОД Тема: «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада....

Конспект занятия на тему "Пересказ рассказа Е.Пермяка "Первая рыбка"

Коррекционное Занятие для детей подготовительной к школе группы...