Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Николаева Ольга Викторовна

Пересказ рассказа Е. Пермяка

«Первая рыбка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza_e.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа Е. Пермяка

«Первая рыбка»

Связная речь. Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора.

Грамматика. Обратить внимание детей на разнообразные грамматические формы, встречающиеся в литературном произведении, на то, как меняется смысл слова при употреблении разных суффиксов.

Словарь. Упражнять детей в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу. Воспитатель читает рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка», затем обращается к детям с вопросами.

- О чем говорится в этом рассказе? Что вам особенно в нем понравилось?

Куда поехала Юрина семья? (Рыбу ловить.) Как об этом можно сказать по-другому? (На рыбалку, на рыбную ловлю.) (Если дети затрудняются, воспитатель отвечает сам.)

Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)

Если дошкольники называют не все выражения, педагог зачитывает соответствующие отрывки, обращая на них внимание детей.

-  Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то большущий ершище, то крохотный ершишка? (Дети размышляют.)

После ответов детей воспитатель должен сделать следующий вывод.

- Когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и слова такие подобрали. Ерш не просто большой, а большущий, не просто ерш, а ершище. А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не большущий ершище, а крохотный ершишка.

- Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз. Слушайте внимательно, потому что вы будете рассказывать его самостоятельно. Не забывайте слова, которые использовал в рассказе автор.

После трех пересказов группами по три человека необходимо обсудить, кто из детей рассказал интересно, выразительно. При оценке следует обратить внимание дошкольников на использование в пересказах авторских слов и выражений.

- В рассказе говорится: крохотный ершишка. Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (Маленький, малюсенький.)

Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький? (Дети отвечают.)

Какими словами сказано про ершище? (Большущий ерши-ще.) Давайте скажем про него по-другому, подберите к слову большущий слова, близкие по смыслу. (Огромный, громадный.)

Как вы думаете, можно ли сказать: большущий ершик? (Нет.) Почему вы считаете, что нельзя? (Дети отвечают.) А можно сказать: крохотный ершище! Почему? (Дети высказываются.)

Про что еще можно сказать крохотный, что бывает крохотным?

А что бывает большущим? (Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильностью согласования.)

Е. Пермяк

Первая рыбка

Юра жил в большой дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

Конспект НОД по речевому развитию. Пересказ рассказа Е. Пермяка "Первая рыбка"

Конспект предназначен для развития навыков пересказа художественных произведений....

Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Тема недели: Дружная семья Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: формирование умения связано пересказыва...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие»для детей старшей группы«Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»...

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ...

НОД Тема: «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада....

Конспект занятия на тему "Пересказ рассказа Е.Пермяка "Первая рыбка"

Коррекционное Занятие для детей подготовительной к школе группы...