Мастер-класс «ЗАГАДАЙ ДА ОТГАДАЙ»
методическая разработка по логопедии

Мастер-класс для педагогов ДОО по проведению интеллектуального конкурса для детей 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_lutseva.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Мастер-класс  по проведению интеллектуального

конкурса для детей

 

 «ЗАГАДАЙ ДА ОТГАДАЙ»


Подготовили:

Учителя-логопеды

Луцева О.Н., Енина Н.В.

Шебекино 2021

Цели:

- создание условий для становления изобретательного мышления и творческих способностей;

- формирование положительного  настроя на совместную деятельность.

Задачи:

  1. Познакомить с различными видами загадок с целью их применения в работе с детьми.
  2. Показать способы для развития воображения, мышления, внимания и находчивости.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, ватман, краски, цветик-разноцветик, пианино, банты и сердечки.

Ход мастер-класса:

Логопед: Друзья! Вы любите загадки? В старину говорилось: «Коль ум проверять – так загадку загадать» Загадка является одним из самых древних жанров устной поэзии.

Задача педагогов – развивать внимание, память, мышление, кругозор ребенка, его воображение, находчивость, быстроту мыслительной реакции. Прекрасным средством для этого является загадка.

Мастер-класс для вас

Покажем мы сейчас!

Он прекрасно подойдет для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Конкурс состоит из шести этапов. Играют две команды: «Угадайка» и «Умницы». В каждой команде по 5 человек.

Мы рады всем представить наше уважаемое жюри! (представление жюри из 3 человек)

Прошу участников выйти вперед.

В загадочном вихре завертелись – закружились

В дошколяток превратились!

(педагоги кружатся и закалывают в  волосы бантики)

Капитан команды «Угадайка» - Галочка!

Капитан: Наш девиз!

Команда «Угадайка» хором: «На всякую загадку мы найдем отгадку»

Логопед: Наш конкурс состоит из 6 этапов. Итак, мы начинаем! Первый этап конкурса «Сказка». Каждой команде предстоит отгадать по четыре сказочные загадки!

Загадки к сказкам

  1. Человек не молодой

      Он с усами, бородой

      Всех на свете он добрей

      Вылечил больных зверей.

                           (Доктор Айболит)

  1. Стоит в лесу избушка

Там живет старушка

Не входи в избушку,

Съест тебя старушка!

                        (Баба Яга)

  1. С бала королевского

Однажды убегала

И туфельку хрустальную

Случайно потеряла.

                     (Золушка)

  1. Отправляемся в полет

Человек-вертолет,

Взяв для подкрепленья

Баночку варенья!

                         (Карлсон)

  1. Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой!

                    (Маша)

  1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи

Прокатился по деревне

И женился на царевне

                         (Емеля)

  1. Отыскала мама дочку

В распустившемся цветочке

                    (Дюймовочка)

  1. Красна девица  грустна

Ей не нравится весна

Ей на солнце  тяжко!

Слезы льет бедняжка!

                         (Снегурочка)

(Жюри подводит итого первого тура)

Логопед: Второй тур конкурса – «Домашние животные и их детеныши»

Предлагаем не просто загадки! Это будут загадки-складки! То есть загадку нужно закончить подходящим рифмованным словечком. Каждая команда получает по одной большой загадке, где нужно сделать несколько складок.

Загадка для команды «Угадайка»

Был когда-то кот ребенком

Замечательным…. (котенком)

А суровый бык… (жеребенком)

Козлик с бородой … (теленком)

А кабанчик … (поросенком).

Загадка для команды «Умницы»

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал … (конем)

Был теленком, а потом

Мощным, сильным стал…(быком)

Скачет козленок по лугу кругом

- Скоро я стану  дерзким… (козлом)

Котенок с пушистым хвостом

Красивейшим будет… (котом)

Вес, набирая с каждым днем

Станет поросенок толстым… (кабаном)

(Жюри подводит итого второго тура)

Логопед: Третий тур конкурса называется «Нарисуй отгадку» Обе команды, прослушав загадки, должны нарисовать отгадки. Будут учитываться не только скорость выполнения задания, но и качество.

Загадка для команды «Угадайка»

Шар воздушный, золотой

Над рекой остановился,

Покачался над водой,

А потом за лесом скрылся.

                              (Солнце)

Загадка для команды «Умницы»

Пушистая вата

Плывет куда-то

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

                            (Облако)

Логопед: Пока наши команды рисуют отгадки, проведем игры с болельщиками! Уважаемые зрители, загадка для вас!

Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки.

                            (Ноты)

     

Логопед: Предлагаем вам нотные загадки!

Назовите слова, в которых «живет» нота:

  • «до» (дочь, дом, помидор и т.д.);
  • «ре» (речка, репка, карета и т.д.);
  • «ми» (минус, минута, мир, Миша и т.д.);
  • «фа» (фасоль, фартук, фамилия и т.д.);
  • «соль» (фасоль, Ассоль, сольфеджио и т.д.);
  • «ля» (поляна, Оля, гулять и т.д.);
  • «си» (сито, Сима, осина и т.д.);

(Жюри подводит итого третьего тура)

Логопед: Начинаем четвертый этап конкурса.

Вербальные средства языка появились значительно позднее. Вначале люди объяснялись друг с другом, применяя невербальные средства: мимику, жесты и т.д.

Предлагаю вам поиграть в игру «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем». Команды предлагают друг другу по две загадки-пантомимки. А соперники должны их разгадать. Если загадка отгадана – команда получает один балл. (Команды со словами «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем» показывают свои загадки поочередно. Действия могут быть самыми различными: «собирание грибов», «вкручивание лампочки», 2прополка грядок» и др.)

(Жюри подводит итого четвертого тура)

Логопед: Пятый этап конкурса «Объяснялки»! (аналогично «Устами младенца»)

Будем складывать цветок

Разноцветный лепесток

На каждом лепестке слово.

Нужно слово с командой обсудить

И соперникам его объяснить

Слово не называть,

Они должны его угадать!

Если слово они угадают

То, конечно, балл получают.

(Участники команд по очереди берут лепестки с написанными на оборотной стороне словом и «объясняют» его. А соперники должны его угадать.)

Слова: дружба, барсук, обида, праздник, ковер, страх.

(Жюри подводит итого пятого тура)

Логопед: Начинаем шестой этап –  песенный. Вы любите петь? Знаете детские песенки? Сейчас я буду задавать поочередно песенные вопросы. Команда, отгадав песню дружно пропевает первый куплет и припев.

Аккомпонемент – пианино. Нам помогает наш музыкальный руководитель Ирина Владимировна!

Вопросы к песням

Ответы

  1. Где сидел кузнечик?

(В траве сидел кузнечик…)

  1. Кто жил у бабуси?

(Жили у бабуси два веселых гуся…)

  1. Кто пасется далеко?

(Далеко, далеко на лугу пасется ко…)

  1. Как зовут мальчика, который не хотел копать картошку?

(Антошка! Антошка! Пойдем копать картошку…)

  1. Что нарисовал мальчик и подписал в уголке?

(Пусть всегда будет солнце…)

  1. С чем нам весело шагать?

( С песней весело шагать…)

(Жюри подводит итого последнего тура конкурса)

Логопед: Вам понравилось играть с загадками? Давайте дружно споем песенку!

(звучит песенка на мелодию «Улыбки»)

  1. Полон мир загадок и затей

Всем нужна нам для ума зарядка

Развивает ум и интеллект

Интересная, хорошая загадка

Припев:

Загадай-ка – загадай

Отгадай-ка – отгадай

И тогда все с настроение в порядке

Загадай-дай-дай-дай-дай

Отгадай-дай-дай-дай-дай

Дружно скажем мы: «Да здравствует загадка!»

Логопед: Уважаемы коллеги! У каждого из вас в руках сердечко. Все, кому понравился наш мастер-класс, приколят сердечки к солнышку. Кому не понравился – к облачку.

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Конспект занятия по основам первоначальной грамоты в подготовительной к школе группе «Черепашки» на тему: «Загадай, мы отгадаем».

Цель:1. Продолжать развивать способности проводить звуковой анализ слова и качественно характеризовать звуки.2. Закреплять умение вычленять словесное ударение.3. Воспитывать у детей уважение к труду л...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

Дидактическая игра «Я загадаю-вместе отгадаем»

Дидактическая игра «Я загадаю - вместе отгадаем»(схема блоки Дьенеша)Воспитатель: Ребята, послушайте загадку, а ответ составьте по схеме. Две росинкиЧудеса!Полетели в небеса&hell...