Направления работы по формированию воздушной струи
методическая разработка по логопедии

Мухаметшина Лилия Фархетдиновна

Направления работы по формированию воздушной струи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления работы по формированию воздушной струи

         Формирование речевого дыхания включает работу над воспитанием воздушной струи. Речевые звуки произносятся на фазе выдоха. Воздушная струя слабая при произнесении смычно-щелевых и взрывных согласных. Эти звуки произносятся коротко. Сильная воздушная струя необходима при произношении сонорных и щелевых звуков. Большинство звуков позднего онтогенеза произносятся при направленной воздушной струе. Поэтому одним из необходимых и значимых условий постановки звуков является выработка воздушной струи.

         Подготовительный этап формирования звукопроизношения включает следующие основные направления коррекции: 1) формирование фонематического слуха, 2) формирование речевого дыхания, 3) формирование артикуляционной моторики. При этом различают три основных направления воздушной струи. Воздушная струя может быть направлена по центру языка, что характерно для произношения губно-зубных звуков (в,вь, ф, фь), заднеязычных(к,кь, г,гь,х,хь), переднеязычных (т,ть,д,дь), свистящих (с,сь,з,зь.ц). При произношении шипящих звуков (ш,ж,ч,щ) и вибрантов (р,рь) воздушная струя направлена по центру языка вверх. По боковым краям языка направлена воздушная струя при произнесении смычно-проходных звуков (л,ль).

           Учитывая указанные направления воздушной струи в полости рта в коррекционно-логопедической работе, провожу такие упражнения, как «Наказать непослушный язык», «Желобок», «Холодный ветерок» при выработке воздушной струи по центру языка. Упражнения «Подуй на челку», «Фокусы» использую при выработке воздушной струи, направленной по центру языка вверх. При выработке воздушной струи, направленной по боковым краям языка использую упражнения «Идет охотник по болоту».

          В логопедической работе по формированию воздушной струи выделяют несколько направлений, таких как дутьё при сомкнутых губах,  дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой; дутьё сквозь растянутые в улыбке губы и дутьё на язык.  

         Дутьё при сомкнутых губах содействует укреплению мышц щек. С этой целью использую упражнения «Толстый Петя», «Толстячки» (надувание щек и удерживание в них воздуха), «Худенький Петя», «Кощей», «Худышки» (втягивание щек при сомкнутых губах и при приоткрытом рте), «Перекатывание шариков» (поочередное надувание щек). Дутьё при сомкнутых губах позволяет напрячь круговую мышцу рта.  Для этого использую такие упражнения, как дутьё сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, не надувая щек; сдувание снежинки, ватного шарика, бабочки, привязанной на нитке; дутьё на карандаш, лежащий на столе пускание мыльных пузырей; задувание свечи; дутьё на воду до образования брызг; дутьё на лёгкую игрушку, плавающую в тазу с водой; дутьё на теннисный мячик.

        Для выработки воздушной струи через дутьё сквозь растянутые в улыбке губы использую такие упражнения, как «Накажи непослушный язык» («шлепки» языка губами с произнесением на выдохе звуков «пя-пя-пя»); дутьё на широкий кончик языка, расположенный между сближенными губами; «Пропеллер» (губы в легкой улыбке сближены, углы рта прижаты к зубам. Ребенок указательным пальцем из стороны в сторону рассекает струю воздуха, направленную в щель между губами).

           Для выработки воздушной струи, направленной по центру языка использую следующие упражнения: дутьё на широкий кончик языка с удержанием его за верхними зубами; сдувание снежинок с горки (губы в улыбке, язык приподнят горкой, кончик языка за нижними зубами. Дутьё на язык): «Желобок» (широкий язык положить на нижнюю губу, при этом края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко дуть на желобок):

          Для формирования воздушной струи необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

1.Занятия проводить в хорошо проветренном помещении.

2.Лучше выполнять упражнения стоя, при этом следить за осанкой. Грудная клетка должна быть расправлена.

3. Следует следить за тем, чтобы вдох через нос был глубокий, производился спокойно. Выдох через рот должен быть плавным, длительным, лёгким без напряжения.

4.Упражнения должны быть кратковременными от 30 секунд до 1,5 минут.

5. Щеки надувать нельзя. Можно придерживать щёки руками, используя тактильный контроль.

6. Использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

7. Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка.При правильном выполнении упражнения ватка будет отклоняться.

8. Возможно упражнения выполнять под счет.



Предварительный просмотр:

Система работы по преодолению нарушений фонетико- фонематического восприятия с использованием нейропсихологических приемов и методов

           Одним из нарушений, препятствующих полноценному коммуникативному развитию ребенка, является нарушение фонетико-фонематического восприятия. Недоразвитие фонематического восприятия не имеет положительной возрастной динамики и предполагает кропотливую коррекционную работу по его преодолению. Несформированность фонематического восприятия  неизбежно приведет к затруднениям в овладении грамотой и неуспешности в школе, а значит, препятствует социально-психологической адаптации и социализации ребенка.

          Современные исследования особенностей фонематического восприятия у детей с ОВЗ указывают на сложность данной проблемы и предполагают междисциплинарный подход к её решению, который учитывает онтогенетический принцип развития психических функций (довербальные стадии развития) и различные по психологической и мозговой организации патологические механизмы (В.А.Киселева, А.В. Семенович и др).

          С учетом вышесказанного, с целью повышения результативности коррекционной работы мною была выстроена система работы по преодолению нарушений фонетико - фонематического восприятия с включением нейропсихологических приемов и методов.

            Основными направлениями работы явились:

- активация энергетического потенциала организма через постановку и развитие навыков правильного дыхания, массаж и самомассаж, регуляции мышечного тонуса;

- формирование слухового гнозиса через восприятие и различение неречевых звуков; различение звуков, издаваемых тихо-громко; развитие чувства ритма;

- формирование фонетико-фонематических процессов

         Физиологической основой  речи является дыхание. Мы говорим на выдохе.  Дыхание успокаивает, способствует общему оздоровлению и концентрации внимания. Постановка  развитие навыков правильного дыхания

         Самомассаж - один из видов механической гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС. Самомассаж   начинаю с растирания подушечек пальцев и ладошек ребенка с помощью жестких и мягких щеток, мягких и колючих шариков, тканей различной фактуры, массажных ковриков. Заканчиваю разминанием, поглаживанием, пощипыванием ладоней и пальцев, а также волнообразными движениями пальца, когда  поочередно берется  каждый палец,  и расслабляя его, снимается сопротивление и  тонус (напряжение) в пальцах рук.

          Звуковая дифференцировка бытовых шумов и голоса человека, голоса своего и чужого – это старт работы по формированию слухового гнозиса. Детям предлагаю  послушать (с открытыми и закрытыми глазами) и определить  звуки, доносящиеся из дома (звонок телефона, шуршание бумаги, шум воды и пр.), улицы (шум машин, сигналы машин, голоса людей, крики), леса (аудиозаписи шелеста листьев,  шума дождя, града, реки, голосов птиц, животных). Определяется принадлежность этих звуков. Звуки  соотносятся с картинками, анализируются их сходство и отличия, какой был первым, вторым, вначале, в конце, до, после, между.

            В ходе игр «Волшебные коробочки», «Жмурки с погремушкой», «Где шумит?», «Колокольчики», «Прятки с будильником», «Музыкальные инструменты», «Тихо-громко» обучаю детей   узнавать  звук, определять направление звука, источник которого расположен слева, справа, сзади, спереди или узнавать и  находить звучащий предмет. В усложненном варианте  предлагаю определить с закрытыми глазами, в какой последовательности звучали инструменты; различать звуки, издаваемые тихо (громко).

            Обучаю слушать свой голос через запись собственного голоса и голосов знакомых детей на диктофоне. Поскольку восприятие собственного голоса идет через призму внутренних ощущений и окружающего шумового эффекта, то в восприятии собственного живого голоса и голоса на диктофоне имеется разница.

           Отработку слуховой регуляции осуществляю также через различные игры:

1)На хлопок в ладоши –дети прыгают, на топот ногой- садятся на корточки;

2)на один хлопок- дети замирают на месте, на два хлопка- приседают, на три хлопка – прыгают. При этом хлопки звучат громко-тихо, близко-далеко от детей.

        Основой правильного формирования речи и её восприятия является ритм. Отработку чувства ритма в сочетании со слуховым анализатором веду в направлениях с опорой на внутренний ритм организма (ритм сердца, ритм дыхания) и с ориентиром на внешний ритм. Дети слушают ритм своего и чужого дыхания, пульса, отстукивают этот ритм ногой, рукой, затем карандашом. При ориентации на внешний ритм движения выполняются под счет с различными  громкостью и темпом.

         Игра «Поймай звук», «Светофор», «Хлоп, топ»

         При работе над выделением речевого звука на слух наряду с классическими приемами работы применяю приемы работы с подключением анализаторных систем. Так, на этапе различения мягких и твердых согласных детям предлагаю мягкие и твердые предметы (чаще губку и кубики), ощупывая которые, вначале дети делают выводы о свойствах этих предметов. Затем открывают «тайну» изучаемых звуков, характеризуя их, как твердые или мягкие согласные. Аналогично провожу работу при дифференциации звонких и глухих, используя игровый приём с шумящими коробочками, наполненными спичками, гречкой и т.п., издающих звонкие и глухие звуки.

         Учу детей конструировать буквы при помощи пальцев рук, затем выделять изучаемый звук посредством этой конструкции среди гласных, согласных, слогов, простых и сложных слов, где данный звук находится под ударением или в слабой позиции.

             При определении позиции звука в слове выделяемый звук «выставляется»  вперед руками за рамки прямой линии, при утрированном произнесении слова выделяется голосом в момент нажатия на резиновую игрушку или колючий мяч, выделяется голосом и более громким ударом палочки по металлофону. Вначале ребенок  наблюдает за действиями логопеда, затем учится совместно  с ним и  в дальнейшем самостоятельно.

         При автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях широко использую игры с мячом обычным или с шипами. Так, предлагаю детям повторить слоговую цепочку (па-ба-па) заменить первый или последний звук на оппозиционный (па- (ба), по- (бо)), закончить начатое слово подходящим слогом ( например, слогом «ша» или «са»:  ли…, ка…, поло…, кры…), заменить первый звук на заданный (сила-шила), досказать слово (топо.. или ), заменить в слове изучаемый звонкий звук на глухой (дочка-точка), починить словечко (ведло-ведро), угадать предмет по описанию, составить предложение с данным словом, игрушкой, закончить предложение начатое взрослым, отгадать загадку и др.

       Отработку лексического уровня реализации  речевого высказывания веду через игру «Я знаю пять  слов…»

      Система работы по преодолению нарушений фонетико - фонематического восприятия с включением нейропсихологических приемов и методов позволяет отточить методику работы и усилить результат коррекционно-логопедического обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация передового педагогического опыта по теме:Формирование воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество      детей с речевой патологией.       У детей присутствуют нарушения звуко...

Артикуляционные и дыхательные упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

В помощь логопедам материал по развитию у детей артикуляционной моторики и дыхания....

Игровые упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.Использование различных игровых упражн...

Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями

Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно ее формировать вы узнаете в этой консультации. А чтобы деткам было не скучно, все упражнения представлены в игровой ...

Упражнения для формирования воздушной струи у детей с речевыми нарушениями

Произнесение большинства звуков требует направленной воздушной струи. Как правильно и интересно ее формировать у деток вы узнаете в этой консультации....