Система работы по преодолению нарушений фонетико- фонематического восприятия с использованием нейропсихологических приемов и методов
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Мухаметшина Лилия Фархетдиновна

Система работы по преодолению нарушений фонетико- фонематического восприятия с использованием нейропсихологических приемов и методов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по преодолению нарушений фонетико- фонематического восприятия с использованием нейропсихологических приемов и методов

           Одним из нарушений, препятствующих полноценному коммуникативному развитию ребенка, является нарушение фонетико-фонематического восприятия. Недоразвитие фонематического восприятия не имеет положительной возрастной динамики и предполагает кропотливую коррекционную работу по его преодолению. Несформированность фонематического восприятия  неизбежно приведет к затруднениям в овладении грамотой и неуспешности в школе, а значит, препятствует социально-психологической адаптации и социализации ребенка.

          Современные исследования особенностей фонематического восприятия у детей с ОВЗ указывают на сложность данной проблемы и предполагают междисциплинарный подход к её решению, который учитывает онтогенетический принцип развития психических функций (довербальные стадии развития) и различные по психологической и мозговой организации патологические механизмы (В.А.Киселева, А.В. Семенович и др).

          С учетом вышесказанного, с целью повышения результативности коррекционной работы мною была выстроена система работы по преодолению нарушений фонетико - фонематического восприятия с включением нейропсихологических приемов и методов.

            Основными направлениями работы явились:

- активация энергетического потенциала организма через постановку и развитие навыков правильного дыхания, массаж и самомассаж, регуляции мышечного тонуса;

- формирование слухового гнозиса через восприятие и различение неречевых звуков; различение звуков, издаваемых тихо-громко; развитие чувства ритма;

- формирование фонетико-фонематических процессов

         Физиологической основой  речи является дыхание. Мы говорим на выдохе.  Дыхание успокаивает, способствует общему оздоровлению и концентрации внимания. Постановка  развитие навыков правильного дыхания

         Самомассаж - один из видов механической гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС. Самомассаж   начинаю с растирания подушечек пальцев и ладошек ребенка с помощью жестких и мягких щеток, мягких и колючих шариков, тканей различной фактуры, массажных ковриков. Заканчиваю разминанием, поглаживанием, пощипыванием ладоней и пальцев, а также волнообразными движениями пальца, когда  поочередно берется  каждый палец,  и расслабляя его, снимается сопротивление и  тонус (напряжение) в пальцах рук.

          Звуковая дифференцировка бытовых шумов и голоса человека, голоса своего и чужого – это старт работы по формированию слухового гнозиса. Детям предлагаю  послушать (с открытыми и закрытыми глазами) и определить  звуки, доносящиеся из дома (звонок телефона, шуршание бумаги, шум воды и пр.), улицы (шум машин, сигналы машин, голоса людей, крики), леса (аудиозаписи шелеста листьев,  шума дождя, града, реки, голосов птиц, животных). Определяется принадлежность этих звуков. Звуки  соотносятся с картинками, анализируются их сходство и отличия, какой был первым, вторым, вначале, в конце, до, после, между.

            В ходе игр «Волшебные коробочки», «Жмурки с погремушкой», «Где шумит?», «Колокольчики», «Прятки с будильником», «Музыкальные инструменты», «Тихо-громко» обучаю детей   узнавать  звук, определять направление звука, источник которого расположен слева, справа, сзади, спереди или узнавать и  находить звучащий предмет. В усложненном варианте  предлагаю определить с закрытыми глазами, в какой последовательности звучали инструменты; различать звуки, издаваемые тихо (громко).

            Обучаю слушать свой голос через запись собственного голоса и голосов знакомых детей на диктофоне. Поскольку восприятие собственного голоса идет через призму внутренних ощущений и окружающего шумового эффекта, то в восприятии собственного живого голоса и голоса на диктофоне имеется разница.

           Отработку слуховой регуляции осуществляю также через различные игры:

1)На хлопок в ладоши –дети прыгают, на топот ногой- садятся на корточки;

2)на один хлопок- дети замирают на месте, на два хлопка- приседают, на три хлопка – прыгают. При этом хлопки звучат громко-тихо, близко-далеко от детей.

        Основой правильного формирования речи и её восприятия является ритм. Отработку чувства ритма в сочетании со слуховым анализатором веду в направлениях с опорой на внутренний ритм организма (ритм сердца, ритм дыхания) и с ориентиром на внешний ритм. Дети слушают ритм своего и чужого дыхания, пульса, отстукивают этот ритм ногой, рукой, затем карандашом. При ориентации на внешний ритм движения выполняются под счет с различными  громкостью и темпом.

         Игра «Поймай звук», «Светофор», «Хлоп, топ»

         При работе над выделением речевого звука на слух наряду с классическими приемами работы применяю приемы работы с подключением анализаторных систем. Так, на этапе различения мягких и твердых согласных детям предлагаю мягкие и твердые предметы (чаще губку и кубики), ощупывая которые, вначале дети делают выводы о свойствах этих предметов. Затем открывают «тайну» изучаемых звуков, характеризуя их, как твердые или мягкие согласные. Аналогично провожу работу при дифференциации звонких и глухих, используя игровый приём с шумящими коробочками, наполненными спичками, гречкой и т.п., издающих звонкие и глухие звуки.

         Учу детей конструировать буквы при помощи пальцев рук, затем выделять изучаемый звук посредством этой конструкции среди гласных, согласных, слогов, простых и сложных слов, где данный звук находится под ударением или в слабой позиции.

             При определении позиции звука в слове выделяемый звук «выставляется»  вперед руками за рамки прямой линии, при утрированном произнесении слова выделяется голосом в момент нажатия на резиновую игрушку или колючий мяч, выделяется голосом и более громким ударом палочки по металлофону. Вначале ребенок  наблюдает за действиями логопеда, затем учится совместно  с ним и  в дальнейшем самостоятельно.

         При автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях широко использую игры с мячом обычным или с шипами. Так, предлагаю детям повторить слоговую цепочку (па-ба-па) заменить первый или последний звук на оппозиционный (па- (ба), по- (бо)), закончить начатое слово подходящим слогом ( например, слогом «ша» или «са»:  ли…, ка…, поло…, кры…), заменить первый звук на заданный (сила-шила), досказать слово (топо.. или ), заменить в слове изучаемый звонкий звук на глухой (дочка-точка), починить словечко (ведло-ведро), угадать предмет по описанию, составить предложение с данным словом, игрушкой, закончить предложение начатое взрослым, отгадать загадку и др.

       Отработку лексического уровня реализации  речевого высказывания веду через игру «Я знаю пять  слов…»

      Система работы по преодолению нарушений фонетико - фонематического восприятия с включением нейропсихологических приемов и методов позволяет отточить методику работы и усилить результат коррекционно-логопедического обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Система работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников.

       Цель опыта – создание  системы  коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление  ФФНР  у детей дошкольного возраста....

Формы и методы работы с детьми имеющие фонетико-фонематические нарушения речи

       Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речь...

Система работа по формированию и развитию фонематического восприятия у детей с ОНР через игру

В данной работе представлена система работы по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста...

Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда ДОУ

В данной разработке описываются нейропсихологические методы и приемы успешно применяемые в работе учителя-логопеда....

Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

В данной методической разработке описываются направления работы по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Методы и прёмы, которые наиболее зффективны при преодолении данного ...

Тренинг для педагогов "Использование нейропсихологических приемов и методов по развитию речи дошкольников

Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга современных детей....