Речевое развитие по возрастам
консультация по развитию речи

Наследова Ирина Владимировна

Первая младшая группа.

Словарь:

Период от 2 до3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но все же нередко дети пропускают в слове отдельные слоги («клой»-открой, «сото»-высоко), а при стечении согласных один звук («камейка»- скамейка, «тул»-стул), вставляют лишни звуки в слово («таньканчик»-стаканчик).

Таким образом, наряду с задачей накопления и уточнения активного и пассивного словарного запаса важная задача речевой работы в первой младшей группе - совершенствование произношение слов.

Грамматический строй:

На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («мосьно?» - можно?), так и предложениями из нескольких слов («мама будет умываца»- мама будет умываться). Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («куда папа посала?»- куда папа пошел?), в числе и падеже ( «вот лубасек»- вот рубашка), не всегда употребляют союзы и предлоги («Миса сидит кусит»- Миша сидит и кушает)

Звукопроизношение:

О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появление звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п,п; б,б; м,м;), губно-зубные (ф,ф; в,в;),переднеязычные(т,т; д,д; н,н; с; л;),заднеязычные( к,к; г,г; х,х;). Свистящие звуки(с, з, з; ц), шипящие(ш,ж,ч,щ)и сонорные(р,р; л) он обычно или пропускает, или заменяет (с-с; ф; з-с; в; ц-т; ш-с; т; ж-с; д; ч-т; щ-т; р-л; р-л; л-л). Поэтому необходимо развивать слуховое внимание.

В период от двух до трех лет у ребенка бурно развивается словарь и фразовая речь. Вместе с тем развитие речи у разных детей в зависимости от разных причин (уровня физического и психического развития ребенка, окружающей среды) протекает по-разному.

 Для улучшения произносительной стороны речи у детей 2-3 лет, овладения ими правильным произношением слов необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса. Работу по улучшению произношения можно проводить путем вызывания звуков и уточнения их произношения в различных звукоподражаниях. Сначала берут более простые звукоподражания с открытыми слогами типа: му-му, ку-ку, потом с закрытыми слогами: ав-ав, бум-бум, топ-топ, а затем со слогами разной структуры и с различными сочетаниями: дини-дон, чик-чирик.

Развитие слухового внимания:

Цель: учить детей выполнять действия согласно различному звучанию тамбурина.

Игра: «Солнце или дождик?»

«Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда тамбурин звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания: проводить игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

Игра : «Угадай, кто кричит»

Приготовить игрушки. Обыграть их, подражая крику соответствующих животных, затем попросить ребенка послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания: игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали.

Вторая младшая группа.

 

Словарь:

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря - как активного, так и пассивного. Если в 2 года словарный запас у ребенка составляет у ребенка 250-300 слов, то в 3 года он увеличивается до 800-1000 слов.

У детей 3 лет наблюдается неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед»-велосипед, «атабиль»-автомобиль), перестановки слогов в слове(«певрый»-первый), пропуски звуков при их стечении(«босой мальчик»- большой мальчик, «девича»- девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков всавляют между ними дополнительные гласные («корабель»-корабль, «не зинаю»- не знаю)

 

Грамматический строй:

Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще 3-4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложении («я хочу нет»- я не хочу), нарушается оформление связи слов («один колесо», «у меня много подругов»)

 

Звукопроизношение:

Произношение детей второй младшей группы характеризуются рядом особенностей:

  • Согласные произносятся смягченно(«лезецька»-ложечка)
  • Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются(«абака»-собак), заменяются: с-ф(«фобака»-собака), з-в(«вамок»-замок), ц-ф(«фыпленок»-цыпленок), с-т(«тобака»-собака), з-д(«дамок»-замок), ц-т(«тветок»-цветок)
  • Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются(«апка»-шапка), заменяются: ш-с,ф(«сапка», «фапка»-шапка), ж-з,в(«зук», «вук»-жук), ч-ц,ть(«отьки», «оцки»-очки),щ-сь, ть(«сетка», «тетка»-щетка)
  • Звуки л и р пропускаются(«ампа»-лампа, «ука»-рука); заменяется звуком ль(«лямпа»-лампа, «люка» рука); заменяется й(«ямпа»-лампа, «юка»-рука)

Учитывая это необходимо развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы. У большинства детей 3 лет встречаются физиологические, а не патологические недостатки звукопроизношения, которые носят непостоянный, временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще не достаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы, звуки не всегда точно различаются на слух. Поэтому во второй младшей группе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса.

Во время игр необходимо обучать правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, так как это может привести к срыву голоса.

 

 

 

Средняя группа.

 

Словарь:

К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул»-царапнул). Необходимо учить детей активно пользоваться запасом, имеющихся у них слов, усвоенных в быту, учить правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

 

Грамматический строй:

Дети 4 лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Необходимо учить детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

 

Звукопроизношения:

У ребенка пятого года жизни совершенствуются способность к восприятию и произношению звуков:

  • исчезает смягченное произношение согласных, многие звуки произносятся более правильно и четко;
  • исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;
  • исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ, свистящими с, з, ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко, не все дети умеют произносить звуки л и р.

В средней группе необходимо развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы, уделять внимание развитии. Фонематического слуха  как одного из компонентов речевого слуха.

 

Развитие речевого дыхания:

Цель: выработка дифференцированного дыхания. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом.

Упражнение: «Ныряльщик».

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая(«опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания: повторять упражнение не более 2-3 раз.

 

Развитие силы голоса

Упражнение: «Вьюга»

Взрослый показывает картинку, на которой нарисована вьюга. По сигналу взрослого «вьюга начинается» дети тихо говорят: «-УУУ»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят «-УУУ».

Методические указания: желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук у тихо, затем громко и снова тихо.

Старшая группа.

 

Словарь:

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют трудные малознакомые слова (экскаватор).

Необходимо вводить в речь детей новые слова, углублять пониманием ребенка смысла слов, уже имеющихся в его активном словаре, учить пользоваться словами, выражающие различные смысловые оттенки.

 

Грамматический строй:

У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

 

Звукопроизношение:

На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения:

  • шипящие не всегда произносятся четко;
  • р заменяется л или й;
  • л заменяется ль;

Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.

К пяти годам много сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Начиная с этого возраста, высказывание ребенка похоже на небольшой рассказ. На протяжении этого периода формируется контексная (обобщенная, лишенная наглядной опорой) речь. Контексная речь проявляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при пересказе событий из его жизни, личного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительная к школе группа.

Словарь:

К 6-7 годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500. несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл. В отдельных случаях в словаре детей встречаются просторечные слова и обороты.

Важно расширить словарный запас слов детей. Необходимо, чтобы ребенок сознательно, т.е вникая в смысл, усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания( на скорую руку, ни свет, ни заря), чтобы умел употреблять образные слова и выражения.

Грамматический строй:

К шести годам дети овладевают основными закономерностями изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов».

Звукопроизношения:

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков, определению места звука в слове. Иногда у ребенка с быстрым темпом речи наблюдается нечеткость, небрежность произношения, смешение звуков. В подготовительной к школе группе могут встречаться дети с различными недостатками произношения, обусловленными отклонениями в развитии речи. Такие дети нуждаются в специальной помощи логопеда.

Развитие умения делить предложения на слова и составлять из слов предложения (анализ и синтез предложений).

Взрослый говорит ребенку, что он будет читать стихотворение, в котором пропущены некоторые слова. Когда ребенок усвоит задание можно взять новые стихи (хорошо рифмующиеся).

Пример: «Очень, очень вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …….

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый ……

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не……

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек……. и т.д.

Развитие умения выделять звук из слова (фонематический анализ слов).

«Кто внимательный?»  Взрослый: дети сидят за столами. «Сейчас я покажу вам картинки и назову их, а вы послушайте, какой один и тот же звук встречается во всех произнесенных мною словах, а затем скажите, какой это звук». Пример: санки, стакан, сумка, слон, стул, скамейка.

«Эхо»   Взрослый читает ребенку стихотворение «Эхо». После чтения он говорит: «Я прочитаю это стихотворение еще раз, а ты подумай и скажи, какие слова называло эхо».

- Ты скажи,                                                     - Ты ответь нам

Ответь нам, эхо,                                                Точно, складно!

Но серьезно,                                                    - Ладно! Ладно!

      Но без смеха:                                                   Что поймал в реке рыбак?

      Что рыбак в реке ловил?                                - Бак! Бак!

       - Ил! Ил!                                                          - Ах ты, эхо,

       Оставь ты эту шутку!                                     - Эхо, эхо,

       - Утку! Утку!                                                    Говорить с тобой потеха!

       Путаешь ты что-то!

      - То-то!  То-то!

      Далее ребенок и взрослый разбирают пары слов: ловил - ил, шутку-утку, что-то-то-то, складно-ладно, рыбак-бак, выясняют, в каких словах какие звуки пропустило эхо.

 

 

 

 

МИНИ – ОПРОСНИК ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

(от года до трёх лет)

 

1. Как ребёнок играет в игрушки?

  1. почти не играет, подержит в руках и бросит;
  2. играть с ними любит, но не проявляет никакого разнообразия в игре;
  3. усердно исследует, разбирает игрушки, придумывает новые игровые действия с ними.

 

2. Проявляет ли ребёнок интерес к детским песенкам, музыкальным сценкам и т.п.?

  1. очень редко;
  2. иногда, например при просмотре телепередачи;
  3. постоянно.

 

3. Смотрит ли малыш книжки с яркими картинками, любит ли слушать, когда ему читают?

  1. книжек ребёнок почти не рассматривает и не слушает, когда ему читают или рассказывают;
  2. иногда рассматривает и слушает, как их читают;
  3. регулярно рассматривает картинки в книжках, с удовольствием слушает стихи и сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА

 

1. Много ли ребёнок задёт «почемучкиных» вопросов?

  1. очень много, постоянно;
  2. довольно много, но периодами;
  3. мало.

 

2. Любит ли слушать, когда ему читают?

  1. любит и подолгу слушает;
  2. когда как;
  3. не любит.

 

3. Проявляет ли интерес к самостоятельному чтению?

  1. умеет читать и часто читает;
  2. буквы знает и читает кое-какие слова;
  3. интереса к чтению нет.

 

4.Любит ли играть в слова, проявляет ли интерес к стихам?

  1. очень любит, сам играет, экспериментирует словами, знает много стихов и сказок;
  2. по-разному;
  3. не любит стихов, не играет в слова.

 

5. Хочет ли  ребёнок учиться?

  1. очень хочет;
  2. хочет, но боится идти в школу;
  3. не хочет.

 

6. Есть ли у ребёнка потребность к творчеству?

  1. есть;
  2. проявляется, но изредка;
  3. очень редко.

 

7. Уверен ли ребёнок в своих силах?

  1. конечно уверен;
  2. когда как;
  3. нет, не уверен.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Первая младшая группа.

Словарь:

Период от 2 до3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но все же нередко дети пропускают в слове отдельные слоги («клой»-открой, «сото»-высоко), а при стечении согласных один звук («камейка»- скамейка, «тул»-стул), вставляют лишни звуки в слово («таньканчик»-стаканчик).

Таким образом, наряду с задачей накопления и уточнения активного и пассивного словарного запаса важная задача речевой работы в первой младшей группе - совершенствование произношение слов.

Грамматический строй:

На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («мосьно?» - можно?), так и предложениями из нескольких слов («мама будет умываца»- мама будет умываться). Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («куда папа посала?»- куда папа пошел?), в числе и падеже ( «вот лубасек»- вот рубашка), не всегда употребляют союзы и предлоги («Миса сидит кусит»- Миша сидит и кушает)

Звукопроизношение:

О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появление звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п,п; б,б; м,м;), губно-зубные (ф,ф; в,в;),переднеязычные(т,т; д,д; н,н; с; л;),заднеязычные( к,к; г,г; х,х;). Свистящие звуки(с, з, з; ц), шипящие(ш,ж,ч,щ)и сонорные(р,р; л) он обычно или пропускает, или заменяет (с-с; ф; з-с; в; ц-т; ш-с; т; ж-с; д; ч-т; щ-т; р-л; р-л; л-л). Поэтому необходимо развивать слуховое внимание.

В период от двух до трех лет у ребенка бурно развивается словарь и фразовая речь. Вместе с тем развитие речи у разных детей в зависимости от разных причин (уровня физического и психического развития ребенка, окружающей среды) протекает по-разному.

 Для улучшения произносительной стороны речи у детей 2-3 лет, овладения ими правильным произношением слов необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса. Работу по улучшению произношения можно проводить путем вызывания звуков и уточнения их произношения в различных звукоподражаниях. Сначала берут более простые звукоподражания с открытыми слогами типа: му-му, ку-ку, потом с закрытыми слогами: ав-ав, бум-бум, топ-топ, а затем со слогами разной структуры и с различными сочетаниями: дини-дон, чик-чирик.

Развитие слухового внимания:

Цель: учить детей выполнять действия согласно различному звучанию тамбурина.

Игра: «Солнце или дождик?»

«Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда тамбурин звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания: проводить игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

Игра : «Угадай, кто кричит»

Приготовить игрушки. Обыграть их, подражая крику соответствующих животных, затем попросить ребенка послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания: игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали.

Вторая младшая группа.

Словарь:

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря - как активного, так и пассивного. Если в 2 года словарный запас у ребенка составляет у ребенка 250-300 слов, то в 3 года он увеличивается до 800-1000 слов.

У детей 3 лет наблюдается неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед»-велосипед, «атабиль»-автомобиль), перестановки слогов в слове(«певрый»-первый), пропуски звуков при их стечении(«босой мальчик»- большой мальчик, «девича»- девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков всавляют между ними дополнительные гласные («корабель»-корабль, «не зинаю»- не знаю)

Грамматический строй:

Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще 3-4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложении («я хочу нет»- я не хочу), нарушается оформление связи слов («один колесо», «у меня много подругов»)

Звукопроизношение:

Произношение детей второй младшей группы характеризуются рядом особенностей:

  • Согласные произносятся смягченно(«лезецька»-ложечка)
  • Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются(«абака»-собак), заменяются: с-ф(«фобака»-собака), з-в(«вамок»-замок), ц-ф(«фыпленок»-цыпленок), с-т(«тобака»-собака), з-д(«дамок»-замок), ц-т(«тветок»-цветок)
  • Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются(«апка»-шапка), заменяются: ш-с,ф(«сапка», «фапка»-шапка), ж-з,в(«зук», «вук»-жук), ч-ц,ть(«отьки», «оцки»-очки),щ-сь, ть(«сетка», «тетка»-щетка)
  • Звуки л и р пропускаются(«ампа»-лампа, «ука»-рука); заменяется звуком ль(«лямпа»-лампа, «люка» рука); заменяется й(«ямпа»-лампа, «юка»-рука)

Учитывая это необходимо развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы. У большинства детей 3 лет встречаются физиологические, а не патологические недостатки звукопроизношения, которые носят непостоянный, временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще не достаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы, звуки не всегда точно различаются на слух. Поэтому во второй младшей группе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса.

Во время игр необходимо обучать правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, так как это может привести к срыву голоса.

Средняя группа.

Словарь:

К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул»-царапнул). Необходимо учить детей активно пользоваться запасом, имеющихся у них слов, усвоенных в быту, учить правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Грамматический строй:

Дети 4 лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Необходимо учить детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

Звукопроизношения:

У ребенка пятого года жизни совершенствуются способность к восприятию и произношению звуков:

  • исчезает смягченное произношение согласных, многие звуки произносятся более правильно и четко;
  • исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;
  • исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ, свистящими с, з, ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко, не все дети умеют произносить звуки л и р.

В средней группе необходимо развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы, уделять внимание развитии. Фонематического слуха  как одного из компонентов речевого слуха.

Развитие речевого дыхания:

Цель: выработка дифференцированного дыхания. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом.

Упражнение: «Ныряльщик».

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая(«опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания: повторять упражнение не более 2-3 раз.

Развитие силы голоса

Упражнение: «Вьюга»

Взрослый показывает картинку, на которой нарисована вьюга. По сигналу взрослого «вьюга начинается» дети тихо говорят: «-УУУ»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят «-УУУ».

Методические указания: желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук у тихо, затем громко и снова тихо.

Старшая группа.

Словарь:

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют трудные малознакомые слова (экскаватор).

Необходимо вводить в речь детей новые слова, углублять пониманием ребенка смысла слов, уже имеющихся в его активном словаре, учить пользоваться словами, выражающие различные смысловые оттенки.

Грамматический строй:

У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Звукопроизношение:

На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения:

  • шипящие не всегда произносятся четко;
  • р заменяется л или й;
  • л заменяется ль;

Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.

К пяти годам много сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Начиная с этого возраста, высказывание ребенка похоже на небольшой рассказ. На протяжении этого периода формируется контексная (обобщенная, лишенная наглядной опорой) речь. Контексная речь проявляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при пересказе событий из его жизни, личного опыта.

Подготовительная к школе группа.

Словарь:

К 6-7 годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500. несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл. В отдельных случаях в словаре детей встречаются просторечные слова и обороты.

Важно расширить словарный запас слов детей. Необходимо, чтобы ребенок сознательно, т.е вникая в смысл, усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания( на скорую руку, ни свет, ни заря), чтобы умел употреблять образные слова и выражения.

Грамматический строй:

К шести годам дети овладевают основными закономерностями изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов».

Звукопроизношения:

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков, определению места звука в слове. Иногда у ребенка с быстрым темпом речи наблюдается нечеткость, небрежность произношения, смешение звуков. В подготовительной к школе группе могут встречаться дети с различными недостатками произношения, обусловленными отклонениями в развитии речи. Такие дети нуждаются в специальной помощи логопеда.

Развитие умения делить предложения на слова и составлять из слов предложения (анализ и синтез предложений).

Взрослый говорит ребенку, что он будет читать стихотворение, в котором пропущены некоторые слова. Когда ребенок усвоит задание можно взять новые стихи (хорошо рифмующиеся).

Пример: «Очень, очень вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …….

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый ……

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не……

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек……. и т.д.

Развитие умения выделять звук из слова (фонематический анализ слов).

«Кто внимательный?»  Взрослый: дети сидят за столами. «Сейчас я покажу вам картинки и назову их, а вы послушайте, какой один и тот же звук встречается во всех произнесенных мною словах, а затем скажите, какой это звук». Пример: санки, стакан, сумка, слон, стул, скамейка.

«Эхо»   Взрослый читает ребенку стихотворение «Эхо». После чтения он говорит: «Я прочитаю это стихотворение еще раз, а ты подумай и скажи, какие слова называло эхо».

- Ты скажи,                                                     - Ты ответь нам

Ответь нам, эхо,        Точно, складно!

Но серьезно,                                                    - Ладно! Ладно!

      Но без смеха:                                                   Что поймал в реке рыбак?

      Что рыбак в реке ловил?        - Бак! Бак!

       - Ил! Ил!        - Ах ты, эхо,

       Оставь ты эту шутку!         - Эхо, эхо,

       - Утку! Утку!                                                    Говорить с тобой потеха!

       Путаешь ты что-то!

      - То-то!  То-то!

      Далее ребенок и взрослый разбирают пары слов: ловил - ил, шутку-утку, что-то-то-то, складно-ладно, рыбак-бак, выясняют, в каких словах какие звуки пропустило эхо.

МИНИ – ОПРОСНИК ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

(от года до трёх лет)

1. Как ребёнок играет в игрушки?

  1. почти не играет, подержит в руках и бросит;
  2. играть с ними любит, но не проявляет никакого разнообразия в игре;
  3. усердно исследует, разбирает игрушки, придумывает новые игровые действия с ними.

2. Проявляет ли ребёнок интерес к детским песенкам, музыкальным сценкам и т.п.?

  1. очень редко;
  2. иногда, например при просмотре телепередачи;
  3. постоянно.

3. Смотрит ли малыш книжки с яркими картинками, любит ли слушать, когда ему читают?

  1. книжек ребёнок почти не рассматривает и не слушает, когда ему читают или рассказывают;
  2. иногда рассматривает и слушает, как их читают;
  3. регулярно рассматривает картинки в книжках, с удовольствием слушает стихи и сказки.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА

1. Много ли ребёнок задёт «почемучкиных» вопросов?

  1. очень много, постоянно;
  2. довольно много, но периодами;
  3. мало.

2. Любит ли слушать, когда ему читают?

  1. любит и подолгу слушает;
  2. когда как;
  3. не любит.

3. Проявляет ли интерес к самостоятельному чтению?

  1. умеет читать и часто читает;
  2. буквы знает и читает кое-какие слова;
  3. интереса к чтению нет.

4.Любит ли играть в слова, проявляет ли интерес к стихам?

  1. очень любит, сам играет, экспериментирует словами, знает много стихов и сказок;
  2. по-разному;
  3. не любит стихов, не играет в слова.

5. Хочет ли  ребёнок учиться?

  1. очень хочет;
  2. хочет, но боится идти в школу;
  3. не хочет.

6. Есть ли у ребёнка потребность к творчеству?

  1. есть;
  2. проявляется, но изредка;
  3. очень редко.

7. Уверен ли ребёнок в своих силах?

  1. конечно уверен;
  2. когда как;
  3. нет, не уверен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по познавательно-речевому развитию,младший возраст "Разноцветная водичка"

Тема: « Разноцветная водичка».Цель: расширение представлений о свойствах воды.Задачи: 1. познакомить со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха и вкуса...

Инструментарий к диагностике. Речевое развитие. Ранний возраст.

Инструментарий к диагностике. Речевое развитие. Ранний возраст....

познавательно речевое развитие. ранний возраст.

ранний возраст. "Котик в гости к нам пришёл". Конспект НОД....

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

КАРТОТЕКА. Речевое развитие. (Ранний возраст) Игры, направленные на развитие речи

КАРТОТЕКА. Речевое развитие. (Ранний возраст) Игры, направленные на развитие речи...