Конспект открытого мероприятия "Путешествие в Шептурцию" по автоматизации звука Ш в связной речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Гилева Ольга Петровна

Конспект занятия «Путешествие в Шептурцию».

Возрастная группа. Воспитанники 6-7 лет.

Форма организации. Подгрупповое занятие - 4 ребенка.

Цель: Автоматизация звука [Ш] в связной речи.

Обучающие задачи:

  • закреплять умения давать характеристику звука [Ш] опираясь на его артикуляционные и акустические признаки;
  • пополнять, обогащать, уточнять словарный запас;
  • формировать умение воспитанников делить слова на слоги;
  • упражнять детей в построении предложений по данному слову;
  • совершенствовать навыки образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных;
  • обучать функциям языкового анализа при составлении схемы слова;
  • упражнять детей в формировании навыков выразительной речи, при чтении стихов наизусть;
  • упражнять в построении конструкций с пространственным значением с помощью пчелки Жужи;
  • обучать воспитанников самостоятельно оценивать результаты своей проделанной работы.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

  • укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя элементы здоровьесберегающей технологии. (Августа, надо эту задачу или нет?)
  •  Развивать:
  •  мимическую мускулатуру лиц, глазных мышц с использованием психогимнастики и физминутки для глаз;
  • органы артикуляционного аппарата;
  • зрительное и фонематическое восприятие при узнавании предметов в силуэтном изображении;
  • силу и высоту голоса в работе со слоговыми дорожками;
  • плавный, длинный выдох с помощью упражнения «Коктейль для Шаха – Шараха»
  • общую моторику, пластику, слуховое внимание с помощью физминутки.

 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать общую культуру личности детей, социальные, нравственные, интеллектуальные, физические качества.

 

Планируемые результаты: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, предложениях и связной речи, совершенствовать навыки словообразования, формировать умение строить грамматически правильное речевое высказывание, учить выделять, считать звуки в словах, формировать предпосылки обучения грамотности.

 

Материалы и оборудование. Мультимедийное оборудование, сказочный герой кот Мямлик, карта звуковых царств, анимационная картинка сказочного двореца и султана Шаха-Шараха, символ звука [Ш], развивающая игра Воскобовича «Фиолетовый лес» с предметными картинками в форме облаков, пчелка Жужа, коврик с клеточками, конверты с символами звуков, сюрприз «Волшебные раскраски», индивидуальные зеркала, стаканчики с водой и с пищевыми добавками, соломинки, смайлики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._konspekt-zanyatie.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Гилева Ольга Петровна

учитель-логопед МАДОУ Детский сад 18

городской округ Красноуфимск

Конспект занятия «Путешествие в Шептурцию».

Возрастная группа. Воспитанники 6-7 лет.

Форма организации. Подгрупповое занятие - 4 ребенка.

Цель: Автоматизация звука [Ш] в связной речи.

Обучающие задачи:

  • закреплять умения давать характеристику звука [Ш] опираясь на его артикуляционные и акустические признаки;
  • пополнять, обогащать, уточнять словарный запас;
  • формировать умение воспитанников делить слова на слоги;
  • упражнять детей в построении предложений по данному слову;
  • совершенствовать навыки образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных;
  • обучать функциям языкового анализа при составлении схемы слова;
  • упражнять детей в формировании навыков выразительной речи, при чтении стихов наизусть;
  • упражнять в построении конструкций с пространственным значением с помощью пчелки Жужи;
  • обучать воспитанников самостоятельно оценивать результаты своей проделанной работы.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя элементы здоровьесберегающей технологии.
  •  Развивать:
  •  мимическую мускулатуру лиц, глазных мышц с использованием психогимнастики и физминутки для глаз;
  • органы артикуляционного аппарата;
  • зрительное и фонематическое восприятие при узнавании предметов в силуэтном изображении;
  • силу и высоту голоса в работе со слоговыми дорожками;
  • плавный, длинный выдох с помощью упражнения «Коктейль для Шаха – Шараха»
  • общую моторику, пластику, слуховое внимание с помощью физминутки.

 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать общую культуру личности детей, социальные, нравственные, интеллектуальные, физические качества.

Планируемые результаты: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, предложениях и связной речи, совершенствовать навыки словообразования, формировать умение строить грамматически правильное речевое высказывание, учить выделять, считать звуки в словах, формировать предпосылки обучения грамотности.

Материалы и оборудование. Мультимедийное оборудование, сказочный герой кот Мямлик, карта звуковых царств, анимационная картинка сказочного двореца и султана Шаха-Шараха, символ звука [Ш], развивающая игра Воскобовича «Фиолетовый лес» с предметными картинками в форме облаков, пчелка Жужа, коврик с клеточками, конверты с символами звуков, сюрприз «Волшебные раскраски», индивидуальные зеркала, стаканчики с водой и с пищевыми добавками, соломинки, смайлики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Давайте знакомится. Меня зовут Ольга Петровна, а вас как?

- Очень приятно. Хочу вам представить моего любимого котенка Мямлика. Он совсем маленький, но очень смышленый. Мямлик, где же ты? Беги скорее сюда! (Выбегает котик, здоровается).

- Мямлик, а что это у тебя в лапках?

- Карта звуковых царств. Хочу отправиться к самому Шаху-Шараху, который держит у себя в плену звук [Ш] и освободить его.

2.Сообщение темы. Развитие фонематического слуха.

- Ребята, поможем Мямлику найти Шаха-Шараха? (Дети: да)

- Давайте посмотрим карту и определим, в каком царстве живет Шах-Шарах.

- Будьте внимательны, в названии царства должен присутствовать звук [Ш].  (Ужанглия, Таратория, Свистляндия, Щипония, Цокцония, Шептурция).(Ответы детей: Шептурция).

3.  Гимнастика для глаз.

- Мы полетим на воздушном шаре, и чтобы с высоты полета нам все хорошо было видно, сделаем гимнастику для глаз.

- Мямлик, не отставай! (Интерактивная доска).

4. Артикуляционная гимнастика. Характеристика звука [Ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

- Чтобы веселее было лететь, потренируем наши щечки и язычки.

- Приготовились!

На шарах больших, воздушных

Полететь туда нам нужно.

Предстоит нам путь далекий –

Посильней раздуем щеки! (АУ «Толстячок»)

Ой, шарики сдуваются

На землю опускаются. (АУ «Худышки»)

Ловко сядем на коней,

В путь отправимся скорей (АУ «Лошадки»)

Пруд широкий перед нами

Плот большой построим сами.

На волнах качаясь, плот

Очень медленно плывет. (АУ «Плот»)

Сядем в лодочку - на ней

Поплывем мы побыстрей (АУ «Чашечка»).

Ветер волны поднимает,

Нашу лодочку качает. (Ш-ш-ш).

Умнички!

- Дайте характеристику звуку [Ш] (согласный, твердый, глухой, живет в    синем домике без колокольчика).

Молодцы!

5.  Закрепление звука [Ш] в слогах. Развитие силы и высоты голоса при проговаривании слоговых дорожек.

- Легко скользит наша лодочка по тихому голубому Шептурскому заливу.

- Произнесем тихо: ша – шо - ши, а теперь громко: аш – ош - уш (Дети произносят хором).

- Смотри, вон то облако, похоже на медведя – сказал Мямлик.

Ветер подул еще сильнее и облака помчались быстрее.

6. Закрепление звука [Ш] в словах. Определение предметов по силуэтам. Образование существительных, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Ребята, посмотрите на небо. На какие предметы, и каких животных похожи облака. Назовите их, а потом скажите ласково. (Ответы: подушка- подушечка, машина - машинка, кошка- кошечка, мышка - мышечка, шуба- шубка, шапка- шапочка, лошадь- лошадка, лягушка - лягушечка).

- Хорошо, справились с заданием! Умнички!

7. Релаксация.

- Пока мы разглядывали облака, ветер пригнал нашу лодочку к берегу и полетел в прибрежный лесок. Словно приглашая следовать за собой. Ну что ж, пусть он будет нашим проводником.

- Неожиданно ветерок забрался в заросли кустарника. Мы будем с интересом наблюдать за его движениями и стараться их повторить. (Интерактивная доска, дети повторяют движения).

-  Мы выпрямили спинки, расслабили руки, ноги (и лапы…)

8.  Развитие мимических мышц лица. Психогимнастика.

 - Мы уже в Шептурции, во владениях Шаха-Шараха. Интересно, как он нас встретит? – говорит Мямлик.

- Давайте не будем спешить в шахский дворец. Побродим по окрестностям. Осенняя Шептурция сказочно красива!

Все леса позолотились – мы с котенком удивились. Вы тоже? (Дети изображают удивление)

Эти пышные наряды, примерять деревья рады.  (Изображают радость).

И все же…

В небе солнышка не видно, стало нам чуть-чуть обидно (Дети изображают обиду).

И напрасно…

Пусть улыбки ваши, дети, словно лучики всем светят – как прекрасно! (Изображают радость).

- Хорошо!

9. Развитие конструкций с пространственным значением. Деление слов на слоги. Развитие фонематических процессов. Развитие функции языкового анализа.

- Смотрите, кто нас встречает. Пчелка Жужа. Она приготовила нам задание. Посмотрите на карту. По ней мы сможем попасть в замок Шаха-Шараха.

- Какие предметы у вас встретятся на пути, назовите их, определите место звука [Ш]в слове и поделите это слово на слоги.

Внимание!

- Две клеточки вверх, две вправо (Ответы детей: В слове петушок, звук [Ш] слышится в середине слова, 3 слога).

- Три клеточки влево, одна вверх (В слове лягушка звук [Ш] слышится в середине, 3 слога).

- Пять клеток в право, две вниз (В слове шкаф звук [Ш] слышится в начале, 1 слог).

 - Три клетки вверх, три вправо (В слове шар звук [Ш] слышится в начале, 1 слог).

- Ребята, составьте слово шар из звуковых символов. Дайте характеристику слову шар. (Шар- 3 звука, [Ш] – согласный, глухой, [А] –гласный, звонкий, [Р] – согласный, звонкий).

- Здорово, молодцы!

10.  Развитие длинного, плавного выдоха.

- Дети, а вот и дворец Шаха-Шараха. Он приглашает нас в гости.

- Внимание на экран. (Дворец и Шах-Шарах).

- Но почему он не веселый? Шах-Шарах оказывается заболел. Давайте приготовим для него волшебный коктейль. Кто знает, что такое коктейль?

 - Коктейль – напиток из разных лекарственных трав. (Дети дуют через трубочки в стаканчики с водой).

- Он выпил, но почему-то все равно грустный.

Ребенок читает стихотворение:

Шах-Шарах заболел,

Не пил он и не ел.

Целый день он молчал,

Книжек новых не читал.

Кажется, он забыл, как звук [Ш] произносил.

  1. Составление предложений со звуком [Ш] по данному слову.

- Стоит нам с ним поиграть и слова со звуком [Ш] назвать, он выздоровеет.

- На территории дворца Шаха-Шараха мы встретили много обитателей.

- Назовите кого вы увидели? (Ответы детей: кошку, мышку, лягушку, петушка)

- Составьте предложения со словами кошка, мышка, лягушка, петушок).

(Ответы детей: Кошка ловит мышку. Лягушка скачет по болоту. Рано утром закричал петушок).

- Ура, Шах-Шарах вспомнил слова со звуком [Ш].  

- В благодарность приглашает нас отдохнуть во дворце и освободить звук [Ш].

 

  1. Развитие общей моторики и слухового восприятия с помощью физминутки (воспитанники танцуют вальс).

  1. Произношение звука [Ш] в связной речи.

- Дети, вы очень понравились Шаху-Шараху, и он дарит вам раскраски.

- Ребята, давайте поблагодарим Шаха-Шараха за гостеприимство, за подарки, и на прощание прочитаем ему стихи про мышку.

 (Дети рассказывают стихи).

Пляшут мышки – шалунишки,

Кто на чашке, кто на книжке,

Тише, тише, тише мышки,

Не мешайте спать братишке.

Мы у мышки были, чай из чашек пили,

Кушали ватрушки, лепешки, да пышки.

Мышка играла на губной гармошке,

Мышка плясала, натрудила ножки.

Мы положим мышку в пышные подушки.

Тише мальчишки, тише девчонки,

Спит наша мышка.

Мышь как мышь, сама с вершок!

Влезла мышка на мешок,

Позвала к себе мышат.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали,

Только кошки помешали!

На столе лежали пышки,

А в углу играли мышки,

Если б не было здесь мышки,

Были б целы эти пышки!

-Умнички!

-Раз, два, три вокруг себя повернись, и в детский сад вернись.

14. Итог. Самооценка детей.

- Ребята, расскажите, что вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).

- Какой звук мы сегодня правильно произносили?  (Звук [Ш]).

- Если понравилось наше путешествие, возьмите веселый смайлик, ну а если вы испытывали трудности, возьмите грустный смайлик.

- Молодцы! Успехов вам!

  Котик Мямлик и звук [Ш] прощаются с ребятами.

Список литературы:

  1. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы/ авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 404с.
  2. Лебедева И.Л. Тайны шипящих звуков: Курс коррекции произношения звуков Ш, Ж, Ч, Щ: Практическое пособие для логопедов. - М.: Вентана – Граф, 2008.- 192 с.: ил. (вкл.) – (Занимаемся с логопедом).
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"

Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи  у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи".

В представленном занятии закрепляются знания о согласном звуке Ц, закрепляются умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;

Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной ...

Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группе. Автоматизация звука – Л- в связной речи.

Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группеАвтоматизация звука – Л- в связной речи.Цели:Коррекционно - образовательные: формирование практических уме...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практичес...

Конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в связной речи с использованием метафорических ассоциативных карт и приемов литотерапии».

Особенностью представленного индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в связной речи является:- использование приемов литотерапии (лечение камнями). Применение литотерапии в ло...

Открытое индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [РЬ] в связной речи по мотивам сказки "Теремок".

Цель: автоматизация звука [Рь] в связной речи.Задачи. Коррекционно-образовательные.Расширять и активизировать словарный запас детей при пересказе русской народной сказки «Теремок».Сов...