Конспект занятия "Путешествие в Шептурцию".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Гилева Ольга Петровна

Конспект занятия «Путешествие в Шептурцию».

Возрастная группа. Воспитанники 6-7 лет.

Форма организации. Подгрупповое занятие - 4 ребенка.

Цель: Автоматизация звука [Ш] в связной речи.

Обучающие задачи:

  • закреплять умения давать характеристику звука [Ш] опираясь на его артикуляционные и акустические признаки;
  • пополнять, обогащать, уточнять словарный запас;
  • формировать умение воспитанников делить слова на слоги;
  • упражнять детей в построении предложений по данному слову;
  • совершенствовать навыки образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных;
  • обучать функциям языкового анализа при составлении схемы слова;
  • упражнять детей в формировании навыков выразительной речи, при чтении стихов наизусть;
  • упражнять в построении конструкций с пространственным значением с помощью пчелки Жужи;
  • обучать воспитанников самостоятельно оценивать результаты своей проделанной работы.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

  • укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя элементы здоровьесберегающей технологии. (Августа, надо эту задачу или нет?)
  •  Развивать:
  •  мимическую мускулатуру лиц, глазных мышц с использованием психогимнастики и физминутки для глаз;
  • органы артикуляционного аппарата;
  • зрительное и фонематическое восприятие при узнавании предметов в силуэтном изображении;
  • силу и высоту голоса в работе со слоговыми дорожками;
  • плавный, длинный выдох с помощью упражнения «Коктейль для Шаха – Шараха»
  • общую моторику, пластику, слуховое внимание с помощью физминутки.

 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать общую культуру личности детей, социальные, нравственные, интеллектуальные, физические качества.

 

Планируемые результаты: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, предложениях и связной речи, совершенствовать навыки словообразования, формировать умение строить грамматически правильное речевое высказывание, учить выделять, считать звуки в словах, формировать предпосылки обучения грамотности.

 

Материалы и оборудование. Мультимедийное оборудование, сказочный герой кот Мямлик, карта звуковых царств, анимационная картинка сказочного двореца и султана Шаха-Шараха, символ звука [Ш], развивающая игра Воскобовича «Фиолетовый лес» с предметными картинками в форме облаков, пчелка Жужа, коврик с клеточками, конверты с символами звуков, сюрприз «Волшебные раскраски», индивидуальные зеркала, стаканчики с водой и с пищевыми добавками, соломинки, смайлики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._konspekt-zanyatie.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Гилева Ольга Петровна

учитель-логопед МАДОУ Детский сад 18

городской округ Красноуфимск

Конспект занятия «Путешествие в Шептурцию».

Возрастная группа. Воспитанники 6-7 лет.

Форма организации. Подгрупповое занятие - 4 ребенка.

Цель: Автоматизация звука [Ш] в связной речи.

Обучающие задачи:

  • закреплять умения давать характеристику звука [Ш] опираясь на его артикуляционные и акустические признаки;
  • пополнять, обогащать, уточнять словарный запас;
  • формировать умение воспитанников делить слова на слоги;
  • упражнять детей в построении предложений по данному слову;
  • совершенствовать навыки образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных;
  • обучать функциям языкового анализа при составлении схемы слова;
  • упражнять детей в формировании навыков выразительной речи, при чтении стихов наизусть;
  • упражнять в построении конструкций с пространственным значением с помощью пчелки Жужи;
  • обучать воспитанников самостоятельно оценивать результаты своей проделанной работы.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя элементы здоровьесберегающей технологии.
  •  Развивать:
  •  мимическую мускулатуру лиц, глазных мышц с использованием психогимнастики и физминутки для глаз;
  • органы артикуляционного аппарата;
  • зрительное и фонематическое восприятие при узнавании предметов в силуэтном изображении;
  • силу и высоту голоса в работе со слоговыми дорожками;
  • плавный, длинный выдох с помощью упражнения «Коктейль для Шаха – Шараха»
  • общую моторику, пластику, слуховое внимание с помощью физминутки.

 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать общую культуру личности детей, социальные, нравственные, интеллектуальные, физические качества.

Планируемые результаты: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, предложениях и связной речи, совершенствовать навыки словообразования, формировать умение строить грамматически правильное речевое высказывание, учить выделять, считать звуки в словах, формировать предпосылки обучения грамотности.

Материалы и оборудование. Мультимедийное оборудование, сказочный герой кот Мямлик, карта звуковых царств, анимационная картинка сказочного двореца и султана Шаха-Шараха, символ звука [Ш], развивающая игра Воскобовича «Фиолетовый лес» с предметными картинками в форме облаков, пчелка Жужа, коврик с клеточками, конверты с символами звуков, сюрприз «Волшебные раскраски», индивидуальные зеркала, стаканчики с водой и с пищевыми добавками, соломинки, смайлики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Давайте знакомится. Меня зовут Ольга Петровна, а вас как?

- Очень приятно. Хочу вам представить моего любимого котенка Мямлика. Он совсем маленький, но очень смышленый. Мямлик, где же ты? Беги скорее сюда! (Выбегает котик, здоровается).

- Мямлик, а что это у тебя в лапках?

- Карта звуковых царств. Хочу отправиться к самому Шаху-Шараху, который держит у себя в плену звук [Ш] и освободить его.

2.Сообщение темы. Развитие фонематического слуха.

- Ребята, поможем Мямлику найти Шаха-Шараха? (Дети: да)

- Давайте посмотрим карту и определим, в каком царстве живет Шах-Шарах.

- Будьте внимательны, в названии царства должен присутствовать звук [Ш].  (Ужанглия, Таратория, Свистляндия, Щипония, Цокцония, Шептурция).(Ответы детей: Шептурция).

3.  Гимнастика для глаз.

- Мы полетим на воздушном шаре, и чтобы с высоты полета нам все хорошо было видно, сделаем гимнастику для глаз.

- Мямлик, не отставай! (Интерактивная доска).

4. Артикуляционная гимнастика. Характеристика звука [Ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

- Чтобы веселее было лететь, потренируем наши щечки и язычки.

- Приготовились!

На шарах больших, воздушных

Полететь туда нам нужно.

Предстоит нам путь далекий –

Посильней раздуем щеки! (АУ «Толстячок»)

Ой, шарики сдуваются

На землю опускаются. (АУ «Худышки»)

Ловко сядем на коней,

В путь отправимся скорей (АУ «Лошадки»)

Пруд широкий перед нами

Плот большой построим сами.

На волнах качаясь, плот

Очень медленно плывет. (АУ «Плот»)

Сядем в лодочку - на ней

Поплывем мы побыстрей (АУ «Чашечка»).

Ветер волны поднимает,

Нашу лодочку качает. (Ш-ш-ш).

Умнички!

- Дайте характеристику звуку [Ш] (согласный, твердый, глухой, живет в    синем домике без колокольчика).

Молодцы!

5.  Закрепление звука [Ш] в слогах. Развитие силы и высоты голоса при проговаривании слоговых дорожек.

- Легко скользит наша лодочка по тихому голубому Шептурскому заливу.

- Произнесем тихо: ша – шо - ши, а теперь громко: аш – ош - уш (Дети произносят хором).

- Смотри, вон то облако, похоже на медведя – сказал Мямлик.

Ветер подул еще сильнее и облака помчались быстрее.

6. Закрепление звука [Ш] в словах. Определение предметов по силуэтам. Образование существительных, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Ребята, посмотрите на небо. На какие предметы, и каких животных похожи облака. Назовите их, а потом скажите ласково. (Ответы: подушка- подушечка, машина - машинка, кошка- кошечка, мышка - мышечка, шуба- шубка, шапка- шапочка, лошадь- лошадка, лягушка - лягушечка).

- Хорошо, справились с заданием! Умнички!

7. Релаксация.

- Пока мы разглядывали облака, ветер пригнал нашу лодочку к берегу и полетел в прибрежный лесок. Словно приглашая следовать за собой. Ну что ж, пусть он будет нашим проводником.

- Неожиданно ветерок забрался в заросли кустарника. Мы будем с интересом наблюдать за его движениями и стараться их повторить. (Интерактивная доска, дети повторяют движения).

-  Мы выпрямили спинки, расслабили руки, ноги (и лапы…)

8.  Развитие мимических мышц лица. Психогимнастика.

 - Мы уже в Шептурции, во владениях Шаха-Шараха. Интересно, как он нас встретит? – говорит Мямлик.

- Давайте не будем спешить в шахский дворец. Побродим по окрестностям. Осенняя Шептурция сказочно красива!

Все леса позолотились – мы с котенком удивились. Вы тоже? (Дети изображают удивление)

Эти пышные наряды, примерять деревья рады.  (Изображают радость).

И все же…

В небе солнышка не видно, стало нам чуть-чуть обидно (Дети изображают обиду).

И напрасно…

Пусть улыбки ваши, дети, словно лучики всем светят – как прекрасно! (Изображают радость).

- Хорошо!

9. Развитие конструкций с пространственным значением. Деление слов на слоги. Развитие фонематических процессов. Развитие функции языкового анализа.

- Смотрите, кто нас встречает. Пчелка Жужа. Она приготовила нам задание. Посмотрите на карту. По ней мы сможем попасть в замок Шаха-Шараха.

- Какие предметы у вас встретятся на пути, назовите их, определите место звука [Ш]в слове и поделите это слово на слоги.

Внимание!

- Две клеточки вверх, две вправо (Ответы детей: В слове петушок, звук [Ш] слышится в середине слова, 3 слога).

- Три клеточки влево, одна вверх (В слове лягушка звук [Ш] слышится в середине, 3 слога).

- Пять клеток в право, две вниз (В слове шкаф звук [Ш] слышится в начале, 1 слог).

 - Три клетки вверх, три вправо (В слове шар звук [Ш] слышится в начале, 1 слог).

- Ребята, составьте слово шар из звуковых символов. Дайте характеристику слову шар. (Шар- 3 звука, [Ш] – согласный, глухой, [А] –гласный, звонкий, [Р] – согласный, звонкий).

- Здорово, молодцы!

10.  Развитие длинного, плавного выдоха.

- Дети, а вот и дворец Шаха-Шараха. Он приглашает нас в гости.

- Внимание на экран. (Дворец и Шах-Шарах).

- Но почему он не веселый? Шах-Шарах оказывается заболел. Давайте приготовим для него волшебный коктейль. Кто знает, что такое коктейль?

 - Коктейль – напиток из разных лекарственных трав. (Дети дуют через трубочки в стаканчики с водой).

- Он выпил, но почему-то все равно грустный.

Ребенок читает стихотворение:

Шах-Шарах заболел,

Не пил он и не ел.

Целый день он молчал,

Книжек новых не читал.

Кажется, он забыл, как звук [Ш] произносил.

  1. Составление предложений со звуком [Ш] по данному слову.

- Стоит нам с ним поиграть и слова со звуком [Ш] назвать, он выздоровеет.

- На территории дворца Шаха-Шараха мы встретили много обитателей.

- Назовите кого вы увидели? (Ответы детей: кошку, мышку, лягушку, петушка)

- Составьте предложения со словами кошка, мышка, лягушка, петушок).

(Ответы детей: Кошка ловит мышку. Лягушка скачет по болоту. Рано утром закричал петушок).

- Ура, Шах-Шарах вспомнил слова со звуком [Ш].  

- В благодарность приглашает нас отдохнуть во дворце и освободить звук [Ш].

 

  1. Развитие общей моторики и слухового восприятия с помощью физминутки (воспитанники танцуют вальс).

  1. Произношение звука [Ш] в связной речи.

- Дети, вы очень понравились Шаху-Шараху, и он дарит вам раскраски.

- Ребята, давайте поблагодарим Шаха-Шараха за гостеприимство, за подарки, и на прощание прочитаем ему стихи про мышку.

 (Дети рассказывают стихи).

Пляшут мышки – шалунишки,

Кто на чашке, кто на книжке,

Тише, тише, тише мышки,

Не мешайте спать братишке.

Мы у мышки были, чай из чашек пили,

Кушали ватрушки, лепешки, да пышки.

Мышка играла на губной гармошке,

Мышка плясала, натрудила ножки.

Мы положим мышку в пышные подушки.

Тише мальчишки, тише девчонки,

Спит наша мышка.

Мышь как мышь, сама с вершок!

Влезла мышка на мешок,

Позвала к себе мышат.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали,

Только кошки помешали!

На столе лежали пышки,

А в углу играли мышки,

Если б не было здесь мышки,

Были б целы эти пышки!

-Умнички!

-Раз, два, три вокруг себя повернись, и в детский сад вернись.

14. Итог. Самооценка детей.

- Ребята, расскажите, что вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).

- Какой звук мы сегодня правильно произносили?  (Звук [Ш]).

- Если понравилось наше путешествие, возьмите веселый смайлик, ну а если вы испытывали трудности, возьмите грустный смайлик.

- Молодцы! Успехов вам!

  Котик Мямлик и звук [Ш] прощаются с ребятами.

Список литературы:

  1. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы/ авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 404с.
  2. Лебедева И.Л. Тайны шипящих звуков: Курс коррекции произношения звуков Ш, Ж, Ч, Щ: Практическое пособие для логопедов. - М.: Вентана – Граф, 2008.- 192 с.: ил. (вкл.) – (Занимаемся с логопедом).
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...