Игры и упражнения дома на формирование грамматического строя речи.
консультация по логопедии (средняя группа)

Шевякова Нина Васильевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_v_ugolok.docx460.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Игры и упражнения дома на формирование грамматического строя речи.

У детей в возрасте 4-5 лет формирование грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем у трех-четырехлетних, и служит основой для всего последующего речевого развития. В детском саду воспитателем проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа. Особенное внимание уделяется умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Важной задачей остается упражнение детей в правильном согласовании имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Пятый год жизни — период активного освоения способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (человека, объекта, что проявляется в активном экспериментировании со словом. Происходит «взрыв» словотворчества: узорчивая, угольчатая (снежинка, собачоночка, сынок-слоненчик, я красавлюсь (примеры К. И. Чуковского из книги «От двух до пяти»). Ребенок начинает играть словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие их форм.

Дома или по дороге из детского сада поиграйте с детьми:

Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).

-Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.

-Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».

-Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».

Например, дидактическая игра «Петух». «Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка.

-Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу».

«Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).

-Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.

-Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).

-Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка.

-Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)

-Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).

Консультация для родителей

Игры и упражнения дома на формирование грамматического

 строя речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

Игры предназначены для работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста для развития лексико-грамматического строя речи....

Игры и упражнения направленные на развитие грамматического строя речи в логопедической группе ГБДОУ .

На шестом году жизни, как и ранее, дети активно усваивают формы множественного числа именительного и родительного падежа существительных, формы повелительного наклонения глаголов, степени сравнения пр...

Консультация для родителей "Игры и упражнения дома на формирование грамматического строя речи."

информация в родительский уголок как формировать грамматический строй речи дома....

игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи...

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"...

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.Дети испытывают трудности в...

Игры и упражнения для развития лексико -грамматического строя речи

В материале собраны игры и упражнения для развития лексико - грамматического строя речи, указаны цель игр, материал и полное их описание....