Играем вместе.. Развиваем фонематический слух.
учебно-методический материал по логопедии

Памятка для родителей. Как развить у ребенка фонематический слух? В какие игры поиграть?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_vmeste.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Играем вместе.

Развиваем фонематический слух.

Непременным условием для развития речи является способность слышать

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно-важное значение и начинают развиваться в раннем возрасте.

Развитие неречевого слуха.

Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи). Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире.

Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточится на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Именно по этому, мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. Следует также учесть, что звуки могут восприниматься на слух или с опорой на зрение (слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков необходимо соблюдать последовательность:

• звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;

• звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и др. ;

• звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, тиканье часов, жужжание пылесоса, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы и др. ;

• транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;

• звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

• звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, гармошка и т. д.

Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.

«Послушаем звуки!»

Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома. Также обращайте внимание на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе – собаки, кошки, вороны, воробьи и т. д. После того как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно, предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух);

- Закрой глаза, прислушайся. Что ты слышишь?

И ребенок должен назвать звуки, которые он услышал.

Аналогично проводится игра «Звуки дома» на восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шипению закипающего чайника и т. д.

«Постучим, погремим!»

Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетом, ударьте металлическими ложками друг о друга и т. д. После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.

Игры на развитие речевого слуха.

«Кто там?»

Пряча игрушки за ширмой или в коробке, взрослый подает сигнал – крик животного или птицы (звукоподражания: «мяу»«ав-ав»«пи-пи»«и-го-го»«ква-ква») и просит ребенка послушать и отгадать - кто там? Ребенок может ответить любым доступным способом: показать картинку с изображением этого животного, назвать его словом или звукоподражанием (в зависимости от его речевых возможностей).

Также важно научить ребенка выполнять просьбы и поручения, не сопровождаемые жестами: «Дай, возьми, положи, открой»; научить перемещать предметы по заданию: «Открой шкаф, достань книгу и положи на стол» или «Возьми со стола мишку и посади на диван».

«Съедобное – несъедобное»

Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» - показать малышу продукты питания, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, - это съедобное, а то что нельзя есть, - это несъедобное.

В эту игру можно играть на полу. Взрослый : я буду катить тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай, если я назвали съедобное, то что можно кушать – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то что есть нельзя, - оттолкни мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч называя слова: «пирожок»«конфета»«кубик»«суп»«диван»«яблоко» и т. д. Ребенок должен внимательно слушать слова. Вначале лучше эту игру проводить в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно обозначает.

Таким образом, основная задача родителей — открыть для малыша особый мир звуков. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....

Играем и развиваем фонематический слух

За различение звуков речи  отвечает фонематический слух, помогая нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Чтобы ребёнку было легко учится...

Игры для старших дошкольников «Развиваем фонематический слух»

Игры для старших дошкольников «Развиваем фонематический слух»...

6. Играем до школы. Развиваем фонематический слух.

Тот, кто мало знает, малому может и учить. Я. Коменский.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17193021","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"386"}}]]Цикл к...

Консультация для родителей "Играя, развиваем фонематический слух"

Как развить у ребёнка умение вслушиваться в слова, находить сходства и различия в звуковом составе слова.Данная консультация поможет вам в игровой форме развивать у ребёнка слуховое внимание и восприя...

Играем дома, развиваем фонематический слух

Игры для развития фонематических процессов...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....