Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребёнка
консультация по логопедии (старшая группа)

«Формирование мышления и других познавательных процессов

тесно связано с развитием языковой способности ребенка»

Л. С. Выготский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребёнка

Взаимосвязь интеллектуального и речевого развития ребёнка

«Формирование мышления и других познавательных процессов

тесно связано с развитием языковой способности ребенка»

Л. С. Выготский

Умственное развитие изучается отечественными психологами в неразрывном единстве с речевым развитием детей, исходя из представлений о том, что язык является средством общения, взаимопонимания, закрепления и передачи знаний, опыта.

В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Путь речевого развития ребёнка, сначала в виде речевых реакций(стадия крика, стадия гуления, стадия лепета) претерпевает существенные изменения, которые относятся как к обогащению словарного запаса и совершенствованию структуры речи, так и к усложнению взаимодействия её с другими высшими психическими функциями (память, мышление).

Важные замечания:

1. Важно, чтобы родители обращали внимание на состояние

органов не только речи, но и слуха, начиная особенно где-то с 3-х

месячного возраста. Недостатки слуха (например, серные пробки в

ушах) могут оказать негативное воздействие на характер развития

голоса.

2. Ребенок должен развиваться в благоприятной речевой среде, его с рождения должна окружать правильная, эмоционально богатая речь окружающих взрослых,

каждая манипуляция с ребенком - кормление, купание, пеленание

и т. д. - должна сопровождаться речевым комментарием родителя.

До определенного периода линии развития мышления и речи проходят как бы независимо друг от друга. Однако в периоде 2 -х лет развитие мышления и речи перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения. С этого момента речь начинает выполнять интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым.

 

Усвоение слов помогает формированию мыслительных действий с образами предметов (например: видя пирамидку, ребенок выделяет в ней части, т. е устанавливается связь между названием предмета и самим предметом), с развитием речи у детей появляется возможность решать задачи не только с помощью практических действий (например: предметная игра, но и в уме (например: счет). На этом этапе развития мышления у ребёнка речь начинает играть роль вспомогательного средства мыслительной деятельности, приобретает функцию планирования решений (когда ребенок уже не обращается вслух за помощью к взрослому, а выполняет работу молча). Это происходит вследствие того, что слово является элементом не только речи, но и речевого мышления, так как в слове заключены смысл и предметная отнесенность, значение слова (пассивный словарь ребенка) Таким образом, речь включается в процесс мышления и становится одним из его компонентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь интеллектуального и нравственного развития ребенка дошкольного возраста.

Формировать у детей основные понятия о социальных нормах отношений как об общечеловеческих ценностях. Формировать сознание и усвоение основных обобщенных закономерностей жизни.Воспитание культуры пове...

Взаимосвязь художественного творчества и развития ребёнка.

ГБДОУ дет.сад №21 Выборгского района СПб      Взаимосвязь художественного творчества и развития ребёнка.        Автор: Матикайнен ...

СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ - ПОЗНАВАТЕЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ во взаимосвязи с познавательно-речевым развитием

Развиваем математические представления, мелкую моторику рук и готовим детей дошкольного возраста к обучению грамоте и письму.            Тренировка движени...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

«Развитие мелкой моторики-это стимулирование интеллектуального и речевого развития ребёнка при подготовке к школе.»

Одним из важнейших критериев оценки развития ребенка в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики рук....

Материал для родителей "Влияние заучивания стихотворений на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка"

Как влияет заучивания стихотворений на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка....