Использование игровых приемов в логопедической практике
статья по логопедии

Коршакова Анастасия Владимировна

Обзор по теме. Представление собственного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_priemov.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приемов в логопедической работе.

Слайд 1 «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло» (Народная мудрость)

      Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

      Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Слайд 3 Основная задача логопедической работы с детьми - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Исходя из этого речевые игры, используемые как для формирования правильной речи, так и для коррекции различных её нарушений, решают следующие задачи:

1.Развивают слуховое внимание и восприятие, речевой слух, фонетический слух, артикуляторную моторику, дыхание и голос, пальцевую моторику

2.Формируют правильное звукопроизношение.

3.Помогают практически усвоить лексические и грамматические средства языка, формируют связную речь.

4.Помогают подготовке к грамоте, овладению элементами грамоты.

5.Развивают внимание, память, словесно - логическое мышление, моторную деятельность.

Игра - очень эффективное средство в логопедической работе, подбирая их, мы должны помнить не только о требованиях к их проведению, но и строго соблюдать принцип отбора:

  • от простого к сложному;
  • принцип последовательности;
  • принцип систематизации.

         Слайд 4 На сегодняшнем семинаре хочу поэтапно раскрыть занятие обучение грамоте, рассказать и продемонстрировать часть игр, которые я использую. Я разработала для себя определенную структуру занятия. Каждому этапу занятия соответствуют определенные игры, которые варьирую от занятия к занятию. Предлагаю остановиться на некоторых играх, которые наиболее часто использую в своей работе, как наиболее эффективные, на этапе развития фонематического восприятия, обучениям навыкам звукового анализа и синтеза, автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшей и подготовительной к школе группах.

      Слайд 5 Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах. Практически на всех занятиях я использую презентацию. Слайд 5 Чтобы подвести детей к теме занятия, использую фрагмент мультфильма, их цель вспомнить правильное название мультфильма, а затем определить звук, с которым предстоит работа. Иногда использую и традиционный способ – сюрпризный момент.

       Слайд 6 Обязательно повторение пройденного материала. Цель-актуализировать знания детей. Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Слайд 7 Это могут быть игры на различение понятий: «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», « твердый – мягкий согласный», припоминание слов с заданным звуком и т.д.

    Слайд 8. При изучении звуков необходимо давать их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абсолютные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть. Я придумала свой выход, у каждого звука есть своя одежда, которую нужно закрасить определенным цветом. Гласные звуки девочки в красной одежде и согласные звуки-м мальчики, соответственно в синей и зеленой одежде.

       Слайд 9. После вводной части переходим к основной, а это к работе со звуком. С помощью индивидуальных ламинированных карточек определяем место звука в слове. Слайд 9 Ребята закрашивают цветным маркером клеточку, соответствующую месту звука в слове.  Также для индивидуальной работы есть звуковые полоски на каждого ребенка. Слайд 9 Цель этих игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний.

       Слайд 10.  В  игре «Домики» дети подбирают картинки на заданный звук и складывают их в кармашки. Ребятам очень нравиться выходить к доске. С помощью данного пособия мы учимся различать твердые и мягкие согласные звуки. В зеленом домике живут слова, в названии которых, заданный звук, является мягким согласным; а в синем домике живут слова, соответственно, в названии которых, заданный звук, является твердым согласным. Слайд 10. В игре «Кто внимательнее» ребятам нужно поймать (Хлопнуть в ладоши), когда услышат заданный звук из ряда других. Данные игры  развивают слуховое внимание и фонематическое восприятие: учат детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух.

    Слайд 11    В работе над звуком еще мы используем игру «сигнальщики». Правила игры заключаются в том, что ведущий называет звук, игроки быстро дают характеристику заданному звуку и поднимают соответствующий кружок, можем и усложнить задание, ведущий показывает кружок определенного цвета, а игроки называют звуки ему соответствующие. (Цветные кружки и маркеры есть у каждого ребенка в индивидуальной папке)

        Слайд 11. В Игре «Собери цветок». Необходимо выбрать картинки с заданным звуком и с помощью их собрать цветок, по такому же правилу собираем бусы.

       В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям. Слайд 12. Из опыта работы могу утверждать, что игра должна быть внешне привлекательной и эстетичной. Количество пособий лучше изготавливать по числу детей в занимающейся группе или подгруппе. Такие игры необходимы для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков.

      Слайд 13   Для развития слухового внимания использую игру «Звуковая мозаика». Перед каждым ребенком есть квадрат, разделенный на 9 клеточек и фишки. Каждая клеточка соответствует последующему слову, необходимо выбрать только те слова, в которых есть заданный звук. Слайд 13.И в конце игры на игровом поле должна получиться нужная буква.

         Слайд 14-15. Проработав данный материал переходим к работе со слогами. В основном  на этом этапе я использую компьютерную графику. Но есть и карточки для индивидуальной работы. Например, на каждого ребенка цифровой ряд от 1 до 5. Сосчитав количество слогов дети поднимают соответствующую цифру. Игра пирамидка или паровозик позволяет работать с картинным материалом. Получив картинку, воспитанники опускают ее в нужный вагон или ступень пирамидки.

    Слайд 16  Обязательно использую словесные игры, они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков. Таких игр огромное множество, например одна из игр с мячом «Измени слово». Я произношу слова и по очереди бросаю детям мяч. Они должны заменить гласный звук в середине слова на звук У т перебросить мяч обратно (Слова: сок-сук, лак-лук, так-тук, дал-дул). Еще дети очень любят игру «Доскажи словечко».

Слайд 17. Физминутка бывает тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются в снятии усталости, в внесении эмоционального заряда, в совершенствовании общей моторики, в выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

     Слайд 18.  Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. хорошо представляя те трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, строю все обучение на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.

         Слайд 19.  Следующий из этапов - звукобуквенный разбор слова. Для групповой работы используем готовые схемы, цель - определить к какой схеме соответствует слово, соотнести картинку и схему. Слайд 20 Ребята любят работать с индивидуальными карточками. Работая, самостоятельно, дети обязательно сверяются с доской. Но это только после того когда этот навык хорошо отработан и  после можно переходить к индивидуальной работе.

          Преимущество игры и игровых приемов, по-моему, мнению, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны – более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

         Слайд 21. Основная задача логопедической работы с детьми - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Начинаем с составления предложений.. Для этой работы есть большое количество картинок в печатном и электронном виде. На этапе составления схемы к предложению, ребята очень любят выходить к доске и делать зарисовку схемы. Слайд 22Есть и индивидуальные полоски на каждого ребенка, дети выкладывают схему на столе. Составив, делаем анализ, считаем количество слов, отыскиваем слова, в которых спрятался изучаемый звук. У меня сделаны карточки с готовыми схемами и словами-подсказками (картинками), детям нужно, придерживаясь этой схемы и заданного первого и последнего слова составить предложение. Еще любят игру «Отгадай слово», заключается в том, что выбирается водящий, который выходит за дверь, один из ребят предлагает слово с изучаемым звуком, а остальные ребята составляют предложения. По возращению водящего в аудиторию, он спрашивает у ребят составленные ими предложения, его задача понять какое одно и тоже слово встречается в каждом предложении.

       Слайд 23 Завершающий этап работы со звуком знакомство с буквой, обозначающей этот звук. Зрительно анализируем из каких элементов состоит буква, сравниваем с предметами окружающей действительности, рисуем ее в воздухе, выкладываем из разного материала. И обязательно играем с этой буквой. Отыскиваем ее среди других, и в пространстве.

       Слайд 24.  В Игре «Чудесный мешочек» дети достают из  мешочка буквы и вспоминают слова на эту букву, или сравнивают на что похожа эта буква. По количеству воспитанников у меня сделаны трафареты на все буквы алфавита, дети обводят буквы в тетрадях для домашних заданий. Слайд 25-26 В этом году мы начали практиковать лабиринты с буквами. Например: проведи зверька  в домик только по буквам Б. Еще хорошо развивает зрительное внимание подобная игра, но в ней нужно обвести или зачеркнуть только указанную букву. Данные пособия сделаны на каждого ребенка.

      Раз в неделю после занятия, для закрепления материала я даю детям задания на дом, такие же в легкой и интересной форме. Родители отмечают, что дети с желанием занимаются дома.

       Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды.

         Я продемонстрировала ряд игр, которые использую на групповых занятиях, их также допускаю и на индивидуальных. Я широко использую компьютерную технику, часть игр,  созданных лично я уже демонстрировала на других семинарах. А те игры, которые вы увидели сегодня, все они также имеют и электронную версию. Спасибо за внимание.

                       

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов игрового самомассажа в логопедической практике.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

«...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная — представляют собой своеобразное средство познания ребенком окр...

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

     Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развит...

«Использование игровых приемов в логопедической практике»

Использование игровых приемов в логопедической практике...

Использование игровой технологии в логопедической практике

Материал предназначен для педагогов (воспитателей, специалистов, родителей)Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов....