«Использование игровых приемов в логопедической практике»
учебно-методический материал по развитию речи

Булкина Ольга Гельевна

Использование игровых приемов в логопедической практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovyh_priemov_pri_postanovke_zvukov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САДОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №1 «СОЛНЫШКО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБЕРЕЦКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

140003, г. Люберцы, п/о 3, дом 39-а                    тел.: 8(495)567-41-16,  email: ds207@mail.ru

_____________________________________________________________________________________

ДОКЛАД

 

Использование игровых приемов в логопедической практике (из опыта работы)

                                          Учитель-логопед:

                                    Булкина О.Г.

Люберцы, 2019 г                                                                             

         Для того, чтобы успешно решать коррекционные задачи, учителя-логопеды широко используют разнообразный наглядно-дидактический материал, помня о том, что слово, связанное с восприятием предмета, усваивается легче.

          Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать  обучение с жизнью.                                                                                                                                                                                                                                                                   Формирующий этап проводится  с целью преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

         На данном этапе логопедическая работа  организуется с учетом структуры речевого дефекта, учитываются произносительные возможности ребенка.

Например, детям,  находящимся на этапе постановки звука с, были предложены следующие задания:

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика.

Дальше работу продолжаем, выполняя упражнение «Насос». Цель - добиваться правильного изолированного, длительного произношения звука с.  Возьмём насос, и будем накачивать шину. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: «с с с».

После того как у детей появился изолированный звук с, мы переходим к упражнениям на закрепление изолированного звука. Для этого  использую игру «Договори слово». Ребёнку предлагается договаривать слова - произнося последний звук. При этом ребенок должен был выбрать нужную картинку.

Ча…(с)

Ле…(с)

Но…(с) ква…(с)

Ри…(с)

После успешного закрепления изолированного звука мы переходим к следующему этапу - автоматизация звука в слогах.

Сначала использовались упражнения, в которых нужно было произнести звук с в прямых слогах.

Упражнение «Произнеси слоги»

Инструкция: Я показываю ребенку карточку со слогом, он должен слог проговорить четко, медленно и при этом придумать слова с этим слогом или показать картинку. Например: Са-д, са-ни и т.д. Со-к, со-м и т.д. И так со всеми слогами.

«Доскажи словечко». Ребёнку предлагалось договорить слово, произнося слог (са).

Инструкция:  показываю ребенку картинку, даю устную инструкцию                    « я начну, а ты продолжи»

Ли…(са) ро…(са) плак…(са)

Ко…(са)

Добавляя слог (сы).

Инструкция: На столе лежат картинки в единственном числе у логопеда, во множественном числе у ребенка. Я показываю ребенку картинку, где предмет нарисован в единственном числе, выбери картинку, где этих предметов много.

Например: Оса - осы

О…(сы) ко…(сы)

У…(сы) ве…(сы)

Бу…(сы) но…(сы)

После закрепления звука с в прямых слогах мы перешли к упражнениям - произнесение звука с в обратных слогах. Для этого использовала следующие задания.

«Произнеси слоги» ас - ос - ус - ыс    ыс - ус - ос - ас

яс - ёс - юс - ис     ес - ис - ос - ёс

После того, когда звук с был автоматизирован в слогах, мы перешли на этап автоматизации данного звука в словах.

На автоматизацию звука с в словах предлагаются такие задания, как «Произнеси слово»

Инструкция: Предлагается наглядный материал картинки. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке.

Сад,  квас

Сок, сом, нос,

Суд, сук ус, уксус

Сын, сыр,

Упражнение «Назови второй слог, а потом всё слово»

Инструкция: Предлагается наглядный материал картинки (слоги). Логопед показывает ребенку слоги, он повторяет и раскладывает перед ним, полученное слово проговаривает. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке. И еще раз произнести второй слог.

Ко - су - ля   ко - сын - ка

По - су - да    ле - со - чек

Ри - су - нок   ку - со чек

Упражнение «Повтори»

Инструкция: Мы проговариваем вместе с детьми слоги, а затем показывается картинка и ребенок самостоятельно проговаривает это слово.

Са - са - коса    са - са - колбаса

Са - са - оса   су-су- лису

Сы - сы - бусы    со - со - колесо

Со - со - соки    сы - сы - осы

В игре «Магазин» мы упражняемся в правильном произношении звука  с в словах, выделяя его более длительным произношением.

Детям предлагается поиграть в магазин. Для этого дети должны, придя в магазин выбрать игрушку (в названии которой есть звук, с), которую хотят купить, показывая всем детям громко её назвать.

«Что есть в магазине?» (сахар, сок, соль, колбаса, масло, весы)

В этих же целях  использую игру «Знаешь ли ты?»

Детям предлагаются вопросы, на которые помогают ответить картинки лежащие на столах. Тот, кто нашел правильный ответ на вопрос, выходит и чётко называет предмет, изображённый на картинке. Вопросы:

«На чём можно ездить?» (самокат, санки, коляска, и т. д.)

«Кто живёт в зоопарке?» (сова, сом, слон, лиса, суслик)

После того как дети назвали правильно предметы и животных, изображённых на картинках, они должны были ответить на вопрос: «Какой звук повторялся во всех этих словах?»

Упражнение «Замени первый звук в слове на звук с»

Инструкция: Я даю детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и  спрашиваю, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где(вначале)?

Бок - сок   бор - сор

Дом - сом   лук - сук    мода - сода

«Замени последний звук в слове на звук с»

Инструкция:  даю детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и  спрашиваю, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где(в конце )?

бак - бас нож - нос   морж - морс и т.д.

Для постановки звука "л", также проводятся подготовительные упражнения, затем начинаем с изолированного звука, выполняя упр-ие "Полетим на самолете" л-л-л  -  длительное произнесение звука л.

Следующий этап: произнесение звука  л  в слогах, можно использовать с наглядностью и  провести в игровой форме. Например, положить карточку с тремя грибочками и ребенок столько раз произнесет слог  ла, затем карточку с 4-мя цветами, где надо произнести 4 раза слог   ло  и т.д. увеличивая кол-во предметов и меняя слоги /лу, лы, лэ/.

Следующее упр-ие "Запомни, повтори" /произнесение прямых и обратных слогов/

ла - ло - лу - лы ла - лу - ло - ла

ло - лу - ла - лы ла - лы - лу - ло

(произнесение звука в обратных слогах)

ал - ол - ул - ыл ыл - ул - ол - ал

ал - ял - ол ёл - ол - ул.

Игра "Разложи картинки" /по звуковым линейкам/

На столе разложены картинки со звуком  л  в начале слова, в середине и в конце, Ребенок раскладывет их по звуковым линейкам.

Лапа. лук. луна

пила, вилы

стол, стул, пенал и т.д.

Затем  проводятся упр-ия со стечением согласных.

 Игра "Подбери слово"

Инструкция:  предлагаю ребенку словосочетания, где первое слово говорю я, а второе показываю на картинке и ребенок продолжает. Например: Карие глаза, большой класс, красный флаг и т.д.

Упр-ие "Подбери предмет к действию"

Инструкция: Произнесение слова сопровождается показом картинки.

Логопед начинает: лаял кто? ребенок подбирает картинку пес и повторяет все словосочетание /лаял пес/ , кот лакал, мальчик пел. папа колол и т.д.

Игра "Закончи предложение» - дополнить предложения по картинкам. Ребёнку предлагается закончить предложение, найдя соответствующую картинку. Например:

Дядя Лука копает клумбу (лопатой).

Володя и Слава плывут на (лодке).

Клава мыла ладони (мылом).

Володя поехал на (велосипеде).

Для автоматизации звука  ш  можно использовать следующие игровые упр-ия:

«Закончи предложение» - ребёнку предлагается закончить предложение, произнося последнее слово в нём, отчётливо проговаривая звук.

Я иду, и ты …(идёшь).

Я пою, и ты …(поёшь).

Я несу, и ты …(несёшь).

Я беру, и ты …(берёшь).

«Исправь ошибку» - ребёнку предлагается послушать стихи, в которых надо исправить ошибку, меняя последнее слово. /по картинкам - подсказкам/

С другом мы играем в … чашки,

Пили чай из бело … шашки!    

                                                                                                                                                                                                       

 Вылезла из норки … шишка,

На неё упала … мышка!

Мы с сестрой посуды …шили,

И наряды куклам … мыли!

Игра «Угадай, что в руке». На столе стоят предметы. Дети рассматривают и называют их. После того, как предметы убираются, дети по очереди подходят к столу. Сзади в руку ребёнка даётся один предмет, который надо на ощупь определить и назвать (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик и др.). обращать  внимание на то, чтобы ребёнок выделял звук ш в словах, произнося его чуть длительнее других звуков.

После того, как звук ш  автоматизирован в словах, детям можно предложить задания на автоматизацию звука ш в слогах, в словах и в предложениях.

Инструкция: Дети сначала слушают слоги, затем показываю картинки с этими слогами и ребенок произносит слова, затем  ребенку предлагаю повторить предложения.

«Повтори, чётко произнося ш»

ша - ша - ша, ша - ша - ша,

шапка, шайба, шар, лапша.

Ши - ши - ши, ши - ши- ши,

Шило, шина, малыши.

Ша - ша - ша, ша - ша - ша,

Наша Маша хороша.

Звук ш мы автоматизировали в предложениях, но детям трудно различать звуки ш и с, потому что язык ещё не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков.

Цель данного этапа - научить ребенка правильно распознавать и узнавать смешиваемые звуки.

Работу мы начинаем с различия звуков как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Работа заключается в том, что мы сопоставляем и выделяем их основные признаки: например, холодный воздух выходит из насоса и свистит (с, с, с) - когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами;  и тёплый воздух идет когда шипит змея  (ш, ш, ш) - когда мы произносим звук ш, язык поднимается вверх.

На развитие фонематического слуха предлагается задание «Разложи правильно» - ребёнок рассматривает предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки с и  ш, которые надо  разложить на две части. К Картинке насос слова со звуком  с , а к картинке со змеей - слова со звуком  ш.

Игра «Покажи». Детям показать и называть предметные картинки. Ребёнок должен показать ту картинку, которая соответствует названию. (Миска - мишка, каска - кашка, ска - Машка, крыса - крыша).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов игрового самомассажа в логопедической практике.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

«...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная — представляют собой своеобразное средство познания ребенком окр...

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

     Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развит...

Использование игровых приемов в логопедической практике

Обзор по теме. Представление собственного опыта...

Использование игровой технологии в логопедической практике

Материал предназначен для педагогов (воспитателей, специалистов, родителей)Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов....